Боковой токоприемник для промышленных электровозов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

00 5I9350

Союэ Советскик

Сониалистическик

Регнублик (61) Дополнительное к авт.:свид-ву (22) Заявлено 25.05.65 (21) 1010380/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) Ч. Кл.- зВ 60L 5! 00

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621,336.329 (088.8) Опубликовано 30,06.76. Бюллетень № 24 ! Дата опубликования описания 06.07.76 (72) Авторы изобретения

A. A. Четвергов и Н. А. Курков (71) Заявитель (54) БОКОВОЙ TOKOIlPHEMHHK ДЛЯ ПРОМЫИ1ЛЕННЫХ

ЭЛЕКТРОВОЗОВ

Изобретение относится к боковым токоприемникам промышленных электровозов с боковым токосъемом, используемых при верхней погрузке грузов в вагоны. Особенно широко электровозы с боковым токосъемом применяются при добыче полезных ископаемых открытым способом.

Известны токоприемники промышленных электровозов, содержащие лыжу, закрепленную на трубе, поворотный и подъемный механизмы в виде пневматического цилиндра и фиксатор от поворота токоприемника в горизонтальной плоскости в виде диска, соединенного валиком с вилкой, шариком и пружиной.

В карьерах, в связи со специфическими особенностями производства (частые передвижки железнодорожных путей и контактной сети) и неустойчивостью грунтов, часты случаи перекосов железнодорожных путей и опор контакной сети. Такие явленйя особенно часто наблюдаются в весенний период, когда происходит оттаивание грунта. Это приводит в свою очередь к задеваниям лыжи бокового токоприемника за опоры боковой контактной сети, выходу лыжи бокового токоприемника из-под контактного провода, задеванию лыжи бокового токоприемника за струнки контактной подвески и, таким образом, к выбиванию лыжи бокового токоприемника из фиксатора.

Так как устройств для восстановления лыжи токоприемника в фиксатор этп токоприемники не имеют, то для восстановления лыжи необходи Ibi остановка поезда и выход машиниста электровоза на скос кузова, что вызывает

5 непроизводительные простои горно-транспортного оборудования, расход электроэнергии на разгон поезда после остановки и сопряжено с опасностью для машиниста электровоза.

Цель изобретения — ликвидация непроизво10 дительных построек горно-транспортного оборудования, расходов электроэнергии на разгон поезда после остановки, улучшение условий труда и состояния безопасности локомотивных бригад, связанных с остановками при выби15 вании лыжи бокового токоприемника из фиксатора, и, в конечном счете, повышение надежности токосъема.

Это достигается тем, что токоприемник снабжен блоком автоматического восстанов20 ления лыжи, выполненным в виде вилки, жестко связанной с одной стороны с поршнем пневматического цилиндра, а с другой стороны — с направляющей вилкой и двумя плечами, воздействующими на указанный фикса25 тор.

На фиг. 1, 2, 3 схематически изображено предлагаемое устройство и его разрезы.

Устройство содержит пневматический цилиндр 1, в котором помещены поршень 2 со

30 штоком 3 и возвращающая пружина 4. Ци519350 линдр 1 имеет патрубок 5 для подвода сжатого воздуха в цилиндр из клапана двойного действия. Пневматический цилиндр крепится на головке 6 бокового токоприемника. Головка бокового токоприемника при подъеме и опускании лыжи смещается относительно станины 7 головки бокового токоприемника вокруг оси 8.

Блок автоматического восстановления состоит из восстанавливающей вилки 9, которая жестко связана со штоком поршня, восстанавливающего буфера 10, направляющей 11 вилки, восстанавливающего рога 12, который и меет дв а плеч а 13.

Восстанавливающий буфер 10 жестко связан с восстанавливающей вилкой 9. Направляющая 11 восстанавливающей вилки 9 жестко связана с головкой 6 бокового токоприемника, восстанавливающий рог 12 — с фиксаторной вилкой 14, на которую закрепляется труба с лыжей.

Фиксатор выполнен из трубы 15, в которой жестко соединен диск 16. В центре диска 16 сделано отверстие для шарнирного соединения с помощью валика 17 с фиксаторной вилкой 14. Со стороны вилки 14 в диске 16 по продольной оси имеется вырез 18. В вырез

18, с наклоI*HbIMH плоскостями к продольной оси фиксатор а, прижимается фиксаторный шарик 19 постоянно сжатой пружиной 20 через плунжер 21. Фиксаторный шарик 19, плунжер 21, пружина 20 размещены внутри фиксаторной вилки 14: На фиксаторной вилке жестко крепится труба с лыжей бокового токоприемника.

Пневматический клапан двойного действия содержит пустотелый корпус 22, в котором размещены атмосферный клапан 23, вспомогательная пружина 24, главный клапан 25 и главная пру кина 26. Корпус 22 имеет два патрубка: 27 — для подвода сжатого воздуха из пневматической магистрали возврата бокового токоприемника в нижнюю полость клапана двойного действия, 28 — для подвода сжатого воздуха из клапана двойного действия в 45 пневматический цилиндр 1 и для выпуска сжатого воздуха из пневматического цилиндра в атмосферу. Стержень атмосферного клапана 23 выходит за пределы корпуса 22 пневматического клапана двойного действия. Глав- M ный клапан выполнен с атмосферным отверстием 29. Пневматический клапан двойного действия крепится на станине 7 головки 6 бокового токоприемника, относительно которой, в момент подьема и опускания лыжи боково- 55 го токоприемника, смещается вокруг оси 8 головка бокового токоприемника.

Чувствительный орган управления работой пневматического клапана двойного действия состоит из штока 30 передаточной трансмис- бО сии, пружины 31, вилки 32, рычага 33. Шток передаточной трансмиссии своим наконечником 34 постоянно прижат в вырез 35 на верхней ветви фиксаторной вилки 14 пружиной 31.

С помощью вилки 32 шток 30 шарнирно со- 55 единен с рычагом 33, а один конец рычага

33 — — с головкой 6 бокового токоприемника, второй конец выходит через прорезь 36 в головке бокового токоприемника в сторону клапана двойного действия. Торцовая поверхность верхней ветви фиксаторной вилки 14 с обеих сторон от выреза 35 обработана по окружности с центром в шарнирном соединении фиксатора.

Устройство работает следующим образом.

При возникновении недопустимых поперечных усилий на лыжу бокового токоприемника, которые появляются при задевании ее за опоры боковой контактной сети и струнки контактной подвески, благодаря вырезу 18 с наклонными плоскостями к продольной оси фиксатора, на фиксаторном шарике 19 образуется продольное усилие, которое, преодолевая усилие сжатой пружины 20, выдавливает его из прорези. Фиксаторная вилка 14 вместе с трубой и лыжей бокового токоприемника разворачивается вокруг шарнирного валика

17 в сторону прилагаемого усилия, направление которого зависит от направления движения электровоза.

При повороте фиксаторной вилки 14 вокруг шарнирного валика 17 разворачивается и вырез 35 в верхней ветви фиксаторной вилки.

При повороте выреза 35 на наконечнике 34 штока передаточной трансмиссии возникает продольное усилие, которое преодолевает усилие сжатой пружины 31 и смещает шток 30 передаточной трансмиссии на одно и то же расстояние, независимо от угла и направления поворота фиксаторной вилки 14 вместе с трубой и лыжей токоприемника, благодаря торцовой поверхности верхней ветви фиксаторной вилки, обработанной по окружности с центром в шарнирном соединении фиксатора.

Смещаясь, шток передаточной трансмиссии, шарнирно связанный с рычагом 33, ставит конец его над стержнем атмосферного клапана

23 пневматического клапана двойного действия.

При выходе лыжи бокового токоприемника из-под контактного провода головка бокового токоприемника 6 смещается вокруг оси 8 вместе с лыжей и поднимает ее выше контактного провода. Восстановление лыжи бокового токоприемника в фиксатор в данном случае производить нельзя, так как лыжа после восстановления окажется над контактным проводом. Поэтому, автоматически реагируя на выбивание лыжи токоприемника из фиксатора, устройство лишь проводит подготовку к включению, устанавливая рычаг 33 над стержнем атмосферного клапана 23 клапана двойного действия.

Для восстановления лыжи бокового токоприемника в фиксатор необходимо лыжу бокового токоприемника опустить ниже контактного провода. Включается кнопка управления на опускание токоприемника. Сжатый воздух поступает к пневматическому цилиндру бокового токоприемника для опускания последне519350

ro и одновременно к клапану двойного действия через патрубок. Таким образом, сжатый воздух подводится в нижнюю полость пневматического клапана двойного действия под главный клапан 25. При опускании токоприемника его головка 6 смещается вниз вокруг оси 8 вместе с вмонтированным в ней рычагом 33, который, в случае выбивания лыжи бокового токоприемника из фиксатора, устанавливается над стержнем атмосферного клапана 23. Клапан двойного действия установлен на станине 7 таким образом, что нажатие рычага 33 на стержень атмосферного клапана

23 происходит в низшем положении головки 6 токоприемника, а следовательно, и лыжи токоприемника, что дает возможность произвести восстановление последней под контактным проводом без вмешательства машиниста электровоза.

Атмосферный клапан 23 преодолевая усилие вспомогательной пружины 24, перекры вает атмосферное отверстие 29 главного клапана 25. При дальнейшем движении головки

6 бокового токоприемника вниз, главный клапан 25, преодолевая усилие главной пружины 26, отходит от своей притирки и сообщает нижнюю полость клапана двойного действия с верхней полостью. Сжатый воздух из пневматической магистрали на опускание бокового токоприемника через патрубок 27 мимо главного клапана 25 поступает в верхнюю полость клапана двойного действия, а затем через патрубок 28, соединенный с патрубком 5, попадает в пневматический цилиндр 1.

Под действием сжатого воздуха поршень 2, а вместе с ним шток 3, восстанавливающая вилка 9 и буфер 10 смещаются вправо, преодолевая усилие возвращающей пружины 4.

Буфер 10, дойдя до одной из ветвей восстанавливающего рога, смещает фиксаторную вилку 14, а вместе с ней и лыжу бокового токоприемника в сторону выреза 18. Когда продольная ось фиксаторной вилки 14 и головки

6 бокового токоприемника совпадут, фиксаторный шарик 19 под действием пружины 20 войдет в вырез 18, т. е. произойдет восстановление лыжи бокового токоприемника в фиксатор.

Одновременно при восстановлении лыжи бокового токоприемника в фиксатор, вырез 35 на верхней ветви фиксаторной вилки 14 встанет напротив наконечника 34 штока передаточной трансмиссии и под действием сжатой пружины 31 шток передаточной трансмиссии срывает рычаг 33 со стержня атмосферного клапана 23. Под действием сжатой главной пружины 26 главный клапан 25 садится на свою притирку и разобщает нижнюю полость пневматического клапана двойного действия с верхней. Атмосферный клапан 23 под действием сжатой вспомогательной пружины 24 отходит от главного клапана 25 и открывает

его атмосферное отверстие 29. Воздух из пневматического цилиндра 1 через патрубки

5, 28, отверстие 29 главного клапана 25 выходит в атмосферу. Под действием сжатой возвращающей пру>кипы 4 поршень 2, шток 3, восстанавливающая вилка 9, буфер 10 уходят в исходное положение. Механизм снова готов к работе.

Таким образом, восстановление лыжи бокового токоприемника в фиксатор происходит

2 при включении кнопки на опускание токоприемника автоматически при любом угле и направлении выбивания лыжи бокового токоприемника из фиксатора, обеспечивая заход лыжи при восстановлении под контактный

ЗО провод без остановки поезда.

Формула изобретения

35 Боковой токоприемник для промышленных электровозов, содержащий лыжу, закрепленную на трубе, поворотный и подъемный механизмы в виде пневматпческих цилиндров и фиксатор от поворота токоприемника в гори40 зонтальной плоскости в виде диска, соединенHoI 0 валиком с вилкой, IUBp IKQM FI IIp> ?KHFloH, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности токосъема, они снабжены блоком автоматического восстановления лы45 >ки, выполненным в виде вилки, жестко связанной с одной стороны с направляющей вилкой и с двумя плечами, воздействующими на указанный фиксатор.

Ф 3, <и

11

Составитель В. Попова

Техред 3. Тараненко

Редактор В. Каширин

Корректор Н. Лук

Заказ 1466/17 Изд. ¹ 1425 Тираж 901 Подписное

ЦНИИГ1И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Типография, пр. Сапунова, 2

Боковой токоприемник для промышленных электровозов Боковой токоприемник для промышленных электровозов Боковой токоприемник для промышленных электровозов Боковой токоприемник для промышленных электровозов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления токоприемниками моторных вагонов электропоездов, и может быть использовано в различных автономных пневмосистемах

Изобретение относится к токосъемникам для силовых цепей транспортных средств с электротягой, в частности, к конструкциям скользящих башмаков и их несущих средств и может быть использовано, например, на транспортных средствах, в частности, троллейбусах

Изобретение относится к токосъемникам транспортных средств различного назначения, например троллейбусов

Изобретение относится к токоприемникам электроподвижного состава железных дорог

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, в частности к токосъемникам троллейбусов
Изобретение относится к области электротехники и касается технологии получения электрощеточных материалов, в частности контактных вставок токосъемников электрического транспорта

Изобретение относится к порошковой металлургии, конкретнее, к области создания антифрикционных износостойких материалов на основе железа, и может быть использовано при изготовлении контактных вставок для токосъема с контактного провода

Изобретение относится к электротехническим контактным устройствам для силовых цепей транспортных средств с электротягой и предназначено для использования в конструкциях контактных вставок токосъемников троллейбусов
Изобретение относится к контактным вставкам токоприемников троллейбусов, трамваев и другого подвижного состава
Наверх