Зубчатое колесо

 

ОП И

Союз Советских

Сощиалисти веских

Реслублик (и) 530984

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17в04е74 (21) 2015765/2 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) И. К

F 1" Н 55/12

Государственный квинтет

Соввта Инннстров СССР по делам нзооретеннй н открытнй (43) Опубликовано 05.10.76.Бюллетень № 37 (53) УДК 621.833 (088.8) (45) Дата опубликования описания 26.11.76 (72) Автор изобоетения

В. Е. Заранко (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

Изобретение относится к машиностроечию.

Известно зубчат колесо, состоящее из ступицы и венца; фпанец венца надет на фпанец ступицы и закреплен с двух сторон кольцами, отверстия в которых совпадают

" отверстиями во фланцах венца и ступицы (11

Зто колесо не обеспечивает возможность плавной регулировки положения венца отно- 10 сительно ступицы.

Известно также зубчатое колесо, содержащее ступицу,,во фпанце которой выполнены резьбовые отверстия, зубчатый венец, во фпанце которого выполнены овальные от 15

BBpc ия с осями, расположенными вдоль окружност.:,. . фиксирующие болты j2), Ыедостa.;-.".О", известного зубчатого колеса являетс:-. то,. -тто его нельзя применять в тяжело нагруженных передачах и 20 при ударных нагрузКах„. так как сила трения между фланцами, у:;ерживающая венец относительно ступицы, мала„При большом окружном усилии, а тем более при ударной нагрузке болт проскользнет в овальном 25

Отверстии Ось KoTopoJ. аспo Ожена по окружности, и венец смести icя Относительно ступицы, Указанное ус..-.рс cтво является наиболее близки 1 к пред;; .".емому изсбретению, Вель изобретения — достижение плавного регулирования испо>.;е: пя ве,ца Относительно ступицы H повын ение-: на Гежности фиксации требуемого положения при работе в тяжело нагруженных передачах с ударными нагрузками, Зто достигается тем, что в предлагаемом зубчатом колесе отверстия фпанцев выполнены овальными, большие оси отверстий фланцев ступицы расположены по р диусу колеса, большие оси отверстий фланца венца — под углом к ним, а зубчатое колесо снабжено имеющим, большой коэффициент трения кольцом, размещенным между испанцами ступицы и венца и имеющим овальные отверстия, большие оси которых расположены по дуге, пересекающей под ут» лом, близким к 90О, большие оси овальных отверстий фланцев во всех точках совпадения осей.

530984 ным по окружности венцом. б

Зубчатое колесо состоит из ступицы 1, неподвижно закрепленной на валу (на чертежах не показан) и зубчатого венца 2. Во фланце 3 ступицы 1 выполнены овальные отверстия 4, большие оси Х-Х которых направлены вдоль радиуса колеса.

Во фланце 5 венца 2 выполнены оваль ные отверстия 6, большие оси П -55 которых направлены под небольшим углом с к большим осям 1-1 соответствующих

И овальных отверстий 4 во фланце 3 ступицы 1. Между фланцем 3 ступицы 1 и фпанцем 5 венца 2 расположено кольцо 7, имеющее большой коэффициент трения. В нем выполнены овальные отверстия 8, большие оси 155 - 5П которых расположены !Io дуге, пересекающей под углом Р „близким к 90о, большие оси 1 - 1 и 11 - 11 овальных отверстий фланцев 3 и 5 во всех точках совпадения осей при перемещении венца 2 и кольца 7 вокруг ступицы 1, В овальные отвсрстия 4, 6, 8 вставлены фиксирующие болты 9 со стопорными шайбами 10 и гайками 11, При необходимости изменения положе= ния венца 2 вокруг оси болты 9 смешают вдоль овальных отверстий, при этом венец

2 и кольцо 7 поворачиваются относительнО ступицы 1.

При действии нагрузки стенка овально-го отверстия 6 фчачца 5 зубчатого венца 2 прижимает болт 9 к противоположной стенке соответствующего овального о верстия 4 фланца 3 ступицы 3. С;лла тре=ния между болтом и стенкой препятствует проскальзыванию болта 9 вдоль отверстия.

Чем больше окружное усилие действует на венец 2, тем сильнее прижимается болт

9 к стенке отверстия 4 и тем больше сила трения, которая почти равна силе, действующей на болт 9 вдоль оси отверстия

И

Формула изобретения

На фиг. 1 изображено зубчатое колесо, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид слева, диаметральный разрез; на фиг. 3 — зубчатое колесо, вид спереди, но со смешен6, при малых углах наклона отверстий друг к другу.

Кроме того, между фланцами ступицы 1 и венца 2 расположено кольцо 7, в кот ром имеются овальные отверстия 8. В любой точке совпадения осей 1- 1, 51 -51, П5-1П отверстий 4, 6 и 8 стенка отверстия 8 направлена под углом, близким к

90о, к направлению перемещения болта 9, которое может быть вы звано действием ударной нагрузки на венец 2. Благодаря этому болт 9 не может сместиться из того фиксированного положения, в которое его поставили, так как поворот кольца 7 между фланцами исключен вследствие того, что сила трения между фланцами и кольцом 7 между ними намного превосходит силу смещения кольца.

Это позволяет также значительно умень шить количество и диаметр болтов.

Предлагаемое зубчатое колесо может применяться в тяжело нагруженных передачах с большими ударными нагрузками, Зубчатое колесо, содержащее ступицу, венец, имеющие фпанцы со сквозными отверстиями, и болты, расположенные в отверстиях, отличающееся тем, что, с целью повышения плавности регулирования положения венца относительно ступицы и надежности фиксации требуемого положения, отверстия фпанцев выполнены овальными, большие оси отверстий фланцев ступицы расположены по радиусу колеса, большие оси отверстий фланца венца — под углом к ним, а зубчатое колесо снабжено имеющим большой коэффициент трения кольцом,. разл ещенным между фланцами ступицы и венца и имеющим овальные отверстия, большие оси которых расположены по дуге, пересекающей под углом, близким к 90, о большие оси овальных отверстий фланцевво всех точках совпадения осей.

5 30984

Cup. 2

Составитель Е. Чернявская

Редактор И. Бродская Техред О. Луговая Корректор Т. Чабр ова

Заказ 5360/155 Тираж 1134 Подписное

Е(НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к системе подвески мотоцикла, а также к звездочке для такой системы

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при создании новых конструкций зубчатых передач

Изобретение относится к силовым передачам, в частности к приводным блокам зубчатых передач
Наверх