Способ устранения автоколебаний асинхронного двигателя

 

Союз Советские

Социалистические

Республик (Ä,532167

Ф03 (61) Дополнительное к авт. свил-sy (22) Заявлено 15.07.74 (21) 2046139/07 с присоединением заявки РЙ

11 О? Р 7/42

Гесудерстеенньй ееиетет

СССР ее делан езебретеиее е етерытнм (23) Приоритет

Опубликовано 25.10.79. Бюллетень .%

39 (53) УДК 681.142, .678 (088,8) Да та о п1г""ликования опис ачхоя 2О 1 0 70 (72) Авторы изобретения

В. П. Крутой, С. Ф. Буряк и И. А. Гомон (71 ) Заявитель (54) СПОСОБ УСТРАНЕ11ИЯ АВТОКОЛЕБА11ИЙ АСИ11ХЕ О111101 О ЛВИ1 АТЕЛЬ вЂ” емкость разделительного конден сато ра; линейное выходное:апряжение

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в частотно-регулируемых приводах.

При питании асинхронного двигателя от автономных инверторов с конденсаторной коммута5 циеи возможно его самовозбуждение, ко1 орое приводит к появлению в системе инвертор-двигатель относительно низкочастотных .«ачаний, проявляющихся в виде периодического изменения величины тока,. напряжения, скорости асинхронно10 го двигателя, Известен способ устранения автоколебаний асинхронного двигателя, питаемого от преобразователя частоты с явновыраженп ",ì звеном постоянного тока, путем шунтирования вхоцных зажимов

15 параллельного ипв;ртора стабилизирующей

R С -цепочкой.

c c

Емко«1. разделительного конденсатора должна быть достаточно болыиой и определяется

1 соотношением, О, R в котором

pic g C 2О

13 р

С 1 где Й вЂ” сопротивление шунтируягцего резистора;, Р— номинальная мощность цвигателя;

С инвертора.

Таким образом, подключение 1пунтцру1опеей

ЙС -цепочки привоппт к увеличению у«тановC

:: иной мошно«ти электрооборудования преобразователя и потерь, что при значитеIbHoA мощности преобразователя неприемлемо.

Извес.ен также «пособ устранения автоколебаний асинхронного цвигателя при гпгтании от

Автономного преобразователя с явновыражен11ым звеном постоянного тока путем поцачи в

«ист«му регулигования дополнительного сигнала, Оцнако д«ля реализации этого способа требуется выделение реактивного тока преобразователя, гто «равнит«лын просто осуществить в инвсрторах напряжения, имеюцти.. обратные диоды для свободного обмена энергией асинхрс нного цвигагеля с е-. êîñòüþ фильтра преобразователя и в цепи которых протекает только реактив. ныи 1ок. В ив пег торах тока 06p3THl лиоцы Отсут«твуют, поэтому л них принципиально невоз. .1. .! 7 р у

)-)L> JCO Л)2

Гс срецнее значение напряжения на за жимах постоянного тока инвергде U тора;

cos (г — коэффициент л(оп(ности суммарной

Е нагрузки преобразователя.

Коэффи(„иент мощности асинхронного цвигатепя зависит от частоты преобразователя и нагрузочного момента, и цажс при фиксированн()й частоте Работа системы с (зсмк =- const невозможна, поскольку при любом изменении нагруэо Оного моме)гга напряжение на зажимах

X(OЖ1lО Вhl (Епll)Ь P(3КТИВН) Н) CO(Г3ВПЯfoIЦ) К)

ГОК3 ЦВИ) 31СПЯ. . 13ио(пl((близким K и")Обрет(ник) по гехни«скоч су)цн<)сги является способ ус)ранения антокопебаний асинхроk(ffoi о,шнгатепя, питаем<2го ÎT прс061)аз<)нате )я (?Iс lоты с явноныраженн»гм энецом (!осгоящ по тока, путем подачи н с)<сгсму ре!упиронания дополнительного сигнала, н()з; сйстн) 1())цего на цепь упранле1, ния 130T()TOH прсобразондте:)я.

11рllмс "?Iис тикО! 0 ? 1100063 н инн<)1)торах тока нево) 1<)жно. 1< ?) ц!Я pe3!Iизации указ(ншо(о способа н преобразователе необхоДИМО уетап()ВЛИВ()т);(ОНОПНИГСПЬН(2 два устрОйстна: ус)тройстно цз)я нь)цс: ения pc3«ãèânîl о

Т0К3 1,?13 Г )нк р(. ВКТIII!)Io) О lo?K3 l И )CTf>OHC7 BO, (!я )! )ят))я Il f?OHBBO!IHÎH рс3K (инно(0 TÎK3 3ТО

)If)HBO ()Г! K ?.?. !10>KIICIIH!<) 13CTO I 1(01(> ICKTPOГ) f))IВО!(3, f fc;l). H3o(>f)c tc!1ия раси:прение обл;)сти применения спо:оба (н;и)ример, в инвсрторах тока) и ун >off(<)?Ièc ЭпсKTf)()tlf)k(BO)13.

3 т;>:(остиг3 T(:я )Cfк<пlия «ни);)г()пя, B сис ) ему р I у)?)И 1)онания пода)01;(опо:нп)?ыьн))й сигнал, получаемый как

Ра Н)ОСтЬ МСЖДУ снГНЗЛОМ ЗаДаНИЯ На ГВСтатУ и сигналом !13tчика 3Д(асинхронно! о цвигатепя, н такой полярности. ч)о при раз)okic асиц цви)атсля с умсныпснисм ЭДС ныхо,шая частота преобразователя уменыцается.

3 при г012можении-) Âc! Iè÷èÂ3còñÿ, IlpH этОм сксв!ьжение асинхронного цвигатсля не 1(01)жно превышать критическое.

1 аким О 2p33<2tvf? н динамических режимах сохраняется принять)й закон регулирования соотноц)ения между частотой и 3)I(: цвигатеця.

Выходное напряжение автономного инвергора тока обратно пропорционально коэффициенту мощности суммарной нагрузки преобразователя и связано с иапряжением звена постоянного тока фо м J)()H!

LBH(3 l!. ?lH лlсня() сч. 1<)) 1(?л1 )le<>l >л()>(1(л1

? )<

Г, цержин lfh напряжение на зажил)ах асин )л>н)нI (> . (в>н ателя при If<>fvt<>k)()1 сис)емы ан f(>x(3>(ичсс кого 1>с) УлиРонант)Я, BosäcHcf BvH)lffcH на сfl< I?. му управления выпрямителя. (псJIOB;) lcл»fl<>. н самой структуре системы ре)упир?> )1)ния, обсцпсчинающей закон регулирования - — — = const, имеется регулятор 3)1(и ?(ат fHK 3, 1(, необх<>димый нс только пля оптимизации .<арактеристик цнгп ателя, но !акже цпя обеспечения возможно TH работы автономного инне) тора тока

f(3 lBHI 31CJtb1(VK) H3I PV;)KV:

С(КОН)><1>ИИИСНГ, ОПРЕЦС?)ЯСМ()й Отп >П)ЕНИСЛ1 (15 <(Н тскун(ее значение частоты; ном инец)ь нос значение час От)1;

3,)1(цвигатспя — ус;!онное напряже20 нис н контуре намагничивания.

110эloh(v никаких пополните!If?)ff?Ix цатчикон цля реализации прсцлагасмого способа нс требуется.

Асинхроннь)Й двигатель, ли(асмый 01 автономно)о инвертора с конденсаторной коммутацией. может оцновременно начать работать в режиме асинхронного (енсра!Ора с конценсаторным возбуждением, если н соотнегстну)ощей схеме замещения ныло)шя)отся ус;)овия самонозбужцения на какои-:)ибо частоте. IlpH этом часть энер!ии, получаемой дни)ателем OT иннсртора на рабочей частоте последнего, передается через общий нап генератору и отдается им на (астоте самонозбужцсния обратно н схему инвертора.

11оскольку токи этих двух часто), весьма близ35

КНх по величине, протекают н одной и той же цепи, то в результате их наложения и возникают антокопебания. Обычно указащ)ые антоколебания возникают в динамических режимах и при р,)з IH!Iftl fx возм)щениях.

При псрехоце двигателя в генераторный режим его скольжение меняет свой знак. 1lpH этом меняется фазовый угол нагрузки;..

В цни! атепьном режиме,т бо))ьше нуля и

45 меньше 90»1. град., н гснсраторном режиме больше 90 и меньше 180 эл. грац. 11ри переходе иэ цнигатепьного режима в генераторный знак среднего напряжения на зажимах постоянного тока инвертора меняется на противополож50 ный, т.е. инвертор как элемент цепи постоянного тока не оказывает сопротивления току, а способствует его протеканию. Унеличенис тока в звене постоянно(о тока приводит к увеличению ЭДС двигателя.

По предлагаемому способу разностный сигнал, воздействуя на систему регулирования частоты при пуске асинхроннспо двиз атепя, увеличивает частоту преобразователя и работа зсинхронного двигателя в I снсраторном режи!

%„

Z„= -)- (У, с Я привсдсццое активпос «опроти(шсцис ротора;

П(>ИВС7!СЦЦО(ИЦ!1) КТИВЦОС COifPO) ifl3лецис ротора 3CHI(xpof(fio(0 лви(а(е:<я; где (Э, S 0Tf к(,«)i )< i(п. <) О 1<Р>ч))с),и it цсЙИ)3 lo

Р<п kB×Ë V <. и I(×)

I <«ч(и ifp(1«1;)BHI), Ii!3,) t!H(. напряжения ц3

3h ()HI)3. l<. )f 1 f<()!<1 < Оцр« l if)3. ICИИИ (. 3 ii<1 B) I %0i(C ,f13 I OH<)M)l0f 0 ИЦВ j) I <)j)3 ГОКЗ В РИ7(С СИ)!3 СОи((а>н пои ЭЭ1(, TO «хсмя авгоцомиого ицвсрт()рз тока при рабогс ца 3«ицхроццый !ItiHI;(T< ац;ш(ц ичца схел(е:33âècè)H(>ãо ицвер{< рз, рябогз, 1(его Н3 ссгь бе«кепс !i(OH мо)цн< IH (H3цряжсцием (Э,, причем в ацочцые цепи прсобразоватсля Вк:)ючсцы Hi(!tv«THB)!0«i(L „и сопрогивпсцис R „ (ИЦ) «OI(J{3!(hi{33 СОСТ<1В)(ЯН>ц!ЯЯ ВЫ ХО !НОI 0 цапряжеция определяется кзк (< (1

2 Х-Э)((С ООо.5 —

< гле Б цапряжсцис 1{;) I<»tx<7ctc Jtiei(3 (и)стояпцого tOK3 ицвсртора тока;

R) — активное сопроти({лецис Обх)отк({

«тат ора. (1оскольку иоллос сопр(нив:1 f(HL замс(псйного ротора асицхр<ишого лвш а{сля Ofipcле(яст. ся формуло

)1< 7 !

«!i«ЦПОМ ) (10ВЦ С Я 1010,

<Ч <) 1:(СI OT!1 I!C 3 1(ff!:!ПИ 13«Ь (И)lц H(3 ВС<Ш<(и!

l3ChI ця(TO!IhKO, чт< ск х ih>k«It(i«,(в)п 3T(iÿ це прсвы<л 10 кригичс«кос.

I (рИ 1 ОрмОЖСИИИ 3«i(1((()01{({0(О 71(3HI )ГС. lя.

1i0«K0JihKV (КО((ЬЖСЦИ(i!1{И(ЛТСЛЯ «(с{{Я(. { (.Вой

it!3K (дви(;псль ряб(ма< 1 гспср){тор!)м)..iottOJIH!tIc:(ьцый линял цскб:одим< пола{)ать в сисгему рсг)пировация !3«гогой в обряп(ой полярi«)CTi<.

В спучяс бы«трс; о «паля частоп или p3cK3квива)«Ил(о(о сопротивлсция и соотнсгств<чшо Э41(;(({и атсля. В этом случае

;t:II3 устрацсция автокопсбзций и прсдо)вращсция < рf,()3,3 (0 <мож, ц;!« Ii< -)б>хо (I ><,) пов-,) 1, 1, < )3Ь(ХОЦЦ) «) 11«101 \ l(IIBL РIОРЗ, <.С. Р«ИСС fi(.I IB3ÑХIЬ(И СИГ({ЗЛ 110! ((i (Ь В .ILilh P(! УJI I!POB;HI IIB <«0П 1 Б О )Pill пой I(«

«)1!) СОб. (ИС !с{<и(! 1(1 ОП(ОГО 4!IÑKTP011(È{30 ).". <. 0«Т()И)

Н3 <1«H(IX pO)(f10(O двигятс:(я 1, УHp3)3! (

У(! P3B(IÑÖÈß. IBT<)1(03<1(01 О Hil ВСРТОP3 TOКЗ С

СИ(ТСХlой > Vill)313! IC i< HF., ЗР (ац) И(С Г(Гсп ">;1ТОРЗ

<), дзт шков 7 Tof 3. дз! п(ков r 3!I(дв)п ягспя, i(f3)ХК0!1 ГУРЦРй «ii(1 С 1<,i 110,1 !!(it; 11001 < (1 \ I i! РОВал({Я, ocvi((ccTB;Ii(ioi

ВСI « I ВИИ С З(IКОЦО:

i;<сй рсгулятор 3 тока, рс(у:(ягор 1(3:Э.!1(!(ви35 гатс:IB и з(вlil. !ilK . штсцсивц(сги п)«кз и

T0l)hiOжС1{ИЯ

;(2„

SS приводит к умсцьшецию полного сопротивлсция ротора. à I f0. в «во(О очсрсдь, вследствие уменыпеция эквив<окпп<О(о сопротив:ILHèí H)Hгятеля Z HpHBO!IHI к умсцьшецию сг > Э.(1(.

Уменьшение 3J((лви{;пе:(я в соотвстствии с предложеш{ым способом приводит к поянпсцию сиг{f3J13 рассогл:.1«овал!{я. вознсйс(вун>шсго цз канал регу;шровапия часготы та(с. что умсньшается выходная <астота ицвсрторя, тсмн р(>с!а которой of(pc,(спястся сигцапом 3;)!({fit(){ ца выходе задатчика интенсивности.

Аналогично система ведет себя в с:)у(ас уBcличсция скольжения при 3BToKO;i«бзция(.

При увспичсции скольжсция сис!смз умсцьшает частоту преобразователя, v((р;шяя да:(ьнсй(цую раска IKv систсмы авп>ц< цыи ицвсрГOP-;IВИ! ЗТСЛЬ.

Величицу дог(Или(псльцо(î (.и! и;1.1;), iio,(зваеMoI0 B систему рсгупиронация ()1,)<>(ой прсобразовзтсля, цсобхолимо 0(p;i!it!

{!3)! pB;4<сци". ) слоВИО цри:(Ожсццос к цамагци и) В:ипшсму K(> !Tvp) машины.

Л1«ж:t)< вы,опо",1 пят !7 .к; <ч Э.(1(и Выходом задатчика 11 ицтец«ивц<н ти пъск3 и 1 >рможеция;

1)в(хо т){ого сигнала рявцз пуп(о. (10<.кольку задак ший гецерятор (, «и«тс <а 3 фгзоимпупьсцого управ.icf{)fff Выпряхште))см 2 .«1 датчик 8 Э, 1(иь<сют 7TH(!cH!{f tc хзряктсристики, цастросццый в О. шой точкс и:(мcpi(T(л<ь 12 рассогласования ласт пост< я)п ук с< тзвпянипук>

Выход lого сигl{алз, г>я){ц))!О) i{(чн в Т< т:)новив532167

30 шемся режиме во всем диапазоне регулирования частоты и напряжения. Таким образом, на вы ходе измерителя 12 рассогласования в установившемся режиме во всем диапазоне регулиро. ванин частоты и напряжения имеются только 5 небольшие высокочастотные пульсации, составлянищ е несколько процентов от полезного сигнала, которые фильтруются фильтрами усилител:й 13 и 14. Поэтому в установившемся режиме выходной сигнал с логического устройства

1з равен нулю и никакого дополнительного воздействия на задающий генератор 6 не оказывает. 1,го выходная частота определяется только входным cHI Haëî÷, величина которого задается заз;атчиком 11 интенсивности.

При пуске асинхронного двигателя на выходе з,-датчика 11 интенсивности напряжение нарастает во времени по линейному закону с Необ. .одимым темпом.

Выходной сигнал задатчика 11 интенсивности подается на входы регулятора 10 ЗДС двигателя и задающего генератора 6, Пачипается разгон асинхронного двигателя.

При нарастании сигнала задатчика 11 интенсив25 ности его промежуточный сигнал а (производная частоты) равен нулю и логическое устройство 15 переключено так, что усилитель 14 заблокиров"H, а дополнительный curH3I1 B зац;по1ций генератор подается с выхода усилителя 3.

При возникновении автоколебаний двигатель переходи в генераторный режим, напряжение на его зажимах возрастает вследствие увеличения ток=, сиги;ш с датчика ЗДС двигателя

35 превышает сигнал задания, снимаемый с задатгика шггенсивности и на выходе измерителя

12 ра согласов;шия появляется дополнительный сигнал акой полярности, что при подаче его в задающий генератор 6 выходная частота его увели ивается. Это предотвращает работу асинхооHHoI о двигателя в генераторном режиме и дальI нейп;у;о раскачку системы инвсртор- двигатель.

Если ротор двигателя при разгоне отстает от магнитного поля двигателя, то скольжение его увеличивается, что приводит к уменьшению эквивалентного сопротивления Z двигателя

Э и напряжения на его зажимах и снижению сигнала датчика ЗДС двигателя. В этом случае на выходе измерителя рассогласования появляется дополнительный сигнал, который уменьшает частоту задающего генератора, что задерживает ее рост и предотвращает дальнейшее увеличение скольжения двигателя, превып|ение которым кригическои величины приводит к срыву час..отного пуска асинхронного двигателя, а . также оказывает демпфирующее влияние, предотвращая раскачку системы асинхронный двигатель-инвертор.

При торможении асинхронного двигателя скольжение меняет знак и двигатель работает в reHepBTopHQM режиме. На промежуточном выходе задатчика интенсивности появляется с11 сигнал -р —, который переключает логи-, ческое устройство 15 так, что выходной сигнал усилителя 13, подаваемый в задающий генератор 6, блокируется, а дополнительный сигнал подается в усилитель 14, где знак его инвертирустся, и затем поступает в заданнций генератор. Теперь в случае быстрого торможения двигателя, если его скольжение увеличивается (двигатель не успевает тормозиться при заданной величине тока), на выходе усилителя 14 появляется сигнал обратной полярности, который приводит к увеличению частоты задающего генератора, что уменьшает величину скольжения и предотвращает раскачку системы двигатель— инвертор, а также срыв рекулеративного торможения вследствие превышения скольжением критической величины.

Величина дополнительного сигнала, подаваемого в задающий генератор, составляет несколько процентов от величины сигнала задания с выхода зад;пчика интенсивности. Для этого параллельно усилителям 13 и 14 подключены устройства 16 и 17 ограничения.

Предлагаемый способ устранения автоколебаний асинхрошгого двигателя позволяет расширить область его применения, в частности в инверторах тока, где вследствие отсутствия обратных диодов, применение известного способа невозможно. Кроме того, для реализации предложенного способа не требуются какие-либо спсциальныс устройства для выделения сигнала, подаваемого в задающий генератор в качестве корректирующего, что приводит к упрощению схемы по сравнению с известным способом, где необходимы устройство для измерения реактивного тока и устройство для взятия производной реактивного тока, причем эти устройства используются только для выделения корректирующего сигнала.

Фор мула изобретения

Способ устранения автоколебаний асинхрон-. ного двигателя в динамических режимах, питаемого от преобразователя частоты с явновыраженным звеном постоянного тока, путем подачи в систему регулирования дополнительного сигнала, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения (например, в инверторах тока) и упрощения электропривода, дополнительный сигнал получают как разность между сигналом задания на частоту и

=игналом датчика ЭДС асинхронного двигателя

532167

Составитель Т. Васильева

Редактор Е. Месропова Техред Н.Ковалева Корректор М. Демчик

Тираж 857 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 6455/56

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород. ул. Проектная, 4 и подают в цель управления частотой преобразователя, в полярности, сохраняюшей принятый закон регулирования соотношения между частотой и ЭДС двигателя, при этом скольжение асинхронного двигателя не должно превьппать критическое.

Способ устранения автоколебаний асинхронного двигателя Способ устранения автоколебаний асинхронного двигателя Способ устранения автоколебаний асинхронного двигателя Способ устранения автоколебаний асинхронного двигателя Способ устранения автоколебаний асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх