Узел сцепления привода регулирующего органа ядерного реактора

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К AAYEHTV

Союз Советскии

Социалистическии

Республик (EE) 578О22 (6E) Дополнительный к патенту (22) ЗаЯвлено 18,02,75 (21) 2110612/25 (23) Приоритет - (32) 19.02.74 (31) 443885 (33) США (43) Опубликовано25,10.77,Бюллетень № 39 (45) Дата опубликования описания 27.10.77 (51) М. Кл,е

Gr 21 С 7/14

Гасударстеенный иомитет

Сонета Министраа СССР пе делам изабретений и еткритий (53) УДК 621.039, .5 (088.8) Иностранцы

Вальтер Дж. Роман и Гарри Дж, Саттон (мпадший) (США) (72) Авторы изобретения

Иностранная фирма

"Вестингхауз Электрик Корпорейшн" (США) (71) Заявитель (54) УЗЕЛ CllEEEllEHHH ПРИВОДА РЕГУЛИРУЮШЕГО

ОРГАНА ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА

Изобретение относится к атомной технике.

Известны устройства $1) в которых захват привода переводится в положение открыто или закрыто вручную с помощью специаль-5 ного инструмента.

В другом известном техническом решении 1.21 управпеиие захватом производится дистанционно, но дпя этого привод регулируюшего органа снабжен специальным приводом10 захвата.

Недостатком названных технических решений является сложность механизмов управления захватами.

Известен узел сцепления привода регулируюших органов (3g ядерного реактора, содержаший пружинный захват, установленный на приводном валу привода с возможностью перемешения относительно вала в осевом иаер правления в положение зацеплении и положение расцеппения с регулируюшим органом.

Однако при работе известного узла дпя удержания захвата в положении сцепления необходим подвод энергии, что усложняет операции дистанционного зацепления и расцепления привода и регулирующего органа.

Цепью изобретения является упрошетцте дистанцио>птого управления захватом привода регупируюшего органа ядерного реактора, Это;достигается тем, что на валу привода установлена с возможностью вращения относительно оси вада втулка с канавками, а захват выполнен с поверхностью взаимодействия с торцом регуцируюшего органа и снабжен выступами, укрепленными на захвате и подвижно входяшими в канавки со стенка:-ли, паралпепьными осН втудки, которые выполнены в виде двух разнесенных по оси рядов, разделенных выточкой глубиной|равной глубине канавки, расположены вдвое чаше по сравнению с другим рядом и сдвинуты по углу втулки на полонину меньшего шага и со стороны выточки имеют расширение, образованное эаходной фаской на одной иэ стенок каждой канавки, Причем расширение всех канавок по углу втулки нанр в одну сторону.

На фиг. 1 изображен узел сцепления, "севой разрез (слева от оси и положении аацеп578022 ления, справа — в положении рвсцеплення с регулирующим стержнем); нв фиг. 2 — контур боковой поверхности втулки с канавками и выточкой и контуры выступа в промежуточных положениях.

Узел сцепления состоит из пружинного цангового захвата, включающего цангу с ле.пестками 1, укрепленную на трубе 2, которая установлена с возможностью осевого перемещения относительно вала привода 3 и подпружиненв пружиной 4.

Вал привода 3 в пределах трубы 2 уменьшается в диаметре и оканчивается плунжером 5, который для плавности зацепления аанги снабжен пружиной 6 и муфтой 7. 1(анга имеет кольцевые выступы 8, которые при зацеплении входят в кольцевые канавки 9 на наконечнике 10 регулирующего стержня

11., Внутри вала привода 3 проходит стержень

12 индикации наличия регулирующего стерж-, as в захвате, Снаружи вала привода 3 ðàñдоложена втулка 13 с воэможностью вращения относительно оси вала 3, а на трубе 2 неподвижно установлены выступы (штифты)

14, которые входят в осевые канавки 15 втулки 13. Торец 16 трубы 2 образует поверхность взаимодействия захвата с регулирующим стержнем.

Осевые канавки разнесены по оси втулки щ и размещеюа на ее боковой поверхности рядами 17 и 18, разделенными,кольцевой выточкой 19у гаубйив .которой равна глубине канавок 15, Кроме канавок 15, на втулке 13 в ряду 18 выполнены впадины 20, расположение между канавками ряда.,Канавки 15 ряда 17 выполнены вдвое чаще канавок 15 ряда 18 и смещены по углу вокруг втулки 13 нв пол< шага канавок ряда 17.

Канавки 15 и впадины 20 со стороны выточки 19 имеют расширение 21 образованное заходными фазками 22 на одной из стенок 23 канавок 15. Фвсии 22 выполнены ва правых стенках!23 каждой каннвки 15 45 так, что расширения 21 направлены ио углу втулки 13 в os сторону.

Стрелкой а обозначено направление движения втулки 13 при поступательном перемещении (вверхвниз) выступа 14, Буквами A K 50 а стрелками между ними обозначены после довательность и промежуточные положения выступа 14 при движении вместе с трубой

2 относительно вала привода 3.

Узел сцепления работает следующим об- 55 разом.

Привод регулирующего стержня (нв чертеже не показан) перемещает вниз вал привода 3 вместе с трубой 2, которая отжата пружиной 4 максимально вниз. 60

Когда торец 16 трубы 2 упрется в нвк(>нечннк 10 стержня 11, лепестки 1 цвнги встанут своими выступами 8 против кольцевых канавок 9 наконечника 10. Плунжер 5 при этом находится в нижнем относительно цвнги положении (см. нв фиг. 1 слева от оси ) °

При дальнейшем перемещении вала привода 3 вниз вместе со втулкой 13 вначале стенки впадины 20, а потом стенки канавки

15 ряда 17 взаимодействуют с выступом

14, поворачивая втулку 13 в положение, когда выступ 14 из положения Q переместится в положение Ж

При последующем подъеме вала привода

3 и втулки 13 выступ 14 переместится в положение К, что соответствует верхнему положению плунжерв 5 (см. на фиг. 1 справа от оси), когда лепестки цанги под действием плунжерв 5, перемещаемого вверх пружиной 4, войдут своими выступами 8 во впадины 9 и произойдет сцепление привода с регулирующим стержнем 11. Упор стержas 12 в регулирующий стержень 11 дает сигнал совершения акта сцепления„

При последующем опускании вача привода 3 с плунжером 5 лепестки 1 ==.и выйдут из зацепления с наконечником 10. Одновременно выступ 14 будет двигаться из положения А до положения В.

Последующее освобождение вала привода

3 от усилия со стороны привода, действую-.щего вниз, приведет к подъему вверх вала

3 со втулкой 13 под действием пружины 4, Это приведет к тому, что выступ 14 перейдет из положения В в положение 9

В этом положении плунжер будет эатормоее3 от перемещения вверх, в это значит, что он остается ниже лепестков 1 и акт рвсцепления цвнги совершен, цангв остается or» крытой, При дальнейшем подъеме вала привода 3 поднимается труба 2 и стержень 12, обра:зуя зазор между своим нижним торцом и торцом наконечника 10. Стержень 12, выбиpas этот зазор, беспрепятственно перемещается вниз на большую величину, чем это можно было, когда цанга былвэвцепленвсостержием 11.

Таким образом стержень сигнализирует об отсутствии регулирующего стержня 11 в захвате.

Благодаря предложенному механизму фиксации захвата в положении зацепления и расцепления обеспечивается автоматическое управление захватом при простейших движениях, чем упрощает операцию дистанционного управления захватом.

57НО22

Формула изобретения

Узел сцепления привода регулирующего органа ядерного реактора, содержащий пружинный захват, установленный на приводном ва- и лу с возможностью перемещения относительно вала в осевом направлении в положение зацепления и в положение распепления с регулирующим органом, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью упрощения дистанци- 10 онного управления захватом, на валу привода установлена с воэможностью вращения относительно оси вала втулка с канавками,ej захват выполненсповерхностью взаимодейст вия с торцом регулирующего органа и снаб- 15 жен выступщи@ укрепленными на захвате и подвижно входящими в канавки со стенками, параллельными оси втулки, которые выполнены в виде двух разнесенных по оси рядов, 20 разделенных между собой выточкой глубиной равной глубине канавки, расположены вдвое чаше по сравнению с другим рядом и сдвинуты по углу втулки наполовину меньшего шага и со стороны выточки имеют расширение, образованное эаходной фаской на одной иэ стенок каждой канавки, причем расширение всех

Ъ канавок по углу втулки направлено в одну сторону.

Источники информЬции, принятые во вниманке при экспертизе

1. Патент Англии М 1 104025, кл. Q 6 С, 16. 1 1.65.

2. Патент США Ж 33641 20, кл. 176-36, 24.02.66.

3. Уордсурт A. Д„Техника работы с ядерным топливом. Атомиздат, 1965, с. 52, рис.

10.3.

578022

Риг. 2

Составитель В. Стобецкий

Редактор Л. Народная Техред И. Гоксич Корректор П, Макаревич

Закаэ 3261/55 Тираж 558 Подписное

Ш1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Узел сцепления привода регулирующего органа ядерного реактора Узел сцепления привода регулирующего органа ядерного реактора Узел сцепления привода регулирующего органа ядерного реактора Узел сцепления привода регулирующего органа ядерного реактора Узел сцепления привода регулирующего органа ядерного реактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ядерной энергетики и конкретно касается конструкции привода, управляющего поворотными органами регулирования ядерного реактора

Изобретение относится к атомному машиностроению и может использоваться для перемещения регулирующих стержней ядерных реакторов

Изобретение относится к устройствам перемещения подвижных частей регулирующих органов ядерного реактора и может быть использовано в ядерной энергетике

Изобретение относится к устройствам ядерной техники и может быть использовано в приводах регулирующих органов систем управления и защиты ядерных реакторов для контроля за положением и перемещением регулирующих органов

Изобретение относится к области ядерного реакторостроения и может быть использовано в реакторах канального типа с тросовой или ленточной связью между приводом и управляющим стержнем системы управления и защиты атомного реактора

Изобретение относится к ядерной технике

Изобретение относится к системам управления и защиты ядерных реакторов и может быть использовано в системах контроля положения регулирующих органов

Изобретение относится к системам управления и защиты ядерных реакторов и может быть использовано в системах контроля положения органов регулирования

Изобретение относится к системам управления с механическим приводом, предназначенным для управления ядерными реакторами, используемыми в качестве источников энергии в космических энергетических установках (КЭУ), проходящими в процессе эксплуатации стендовые (наземные) испытания
Наверх