Пьезоэлектрический двигатель
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ
«»620154 + б; (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено15.02.73 (21) 1883111/26-25 с присоединением заявки ¹â€” (S>)V. Кл.
Н 01 L 41/08
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 07,1080. Бюллетень № 37 (53) УДК 537.228. .1 (088.8) Дата опубликования описания 23. 10. 80 (72) Авторы изобретения
И. A Карташев, В. В. Лавриненко и А. й. През
Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71) Заявитель (54 ) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение отнооится к области автоматики н приборостроения и может быть использовано как экономичный малооборотный микродвигатель.
В известных конструкциях пьезоэлектрических двигателей нельзя осуществить реверс вращения ротора.
Целью изобретения является получение реверса вращения ротора.
Цель достигается тем, что в пред- 1О лагаемом двигателе ротор содержит, пс крайней мере, один пьезоэлемент, который подключен к источнику возбуждения посредством контактов.
Для уменьшения габаритов двига- 15 теля пьезоэлемент ротора выполнен в виде полого цилиндра.
Для уменьшения износа пьезоэлектрического двигателя н упрощения его конструкции на пьезоэлементе двига- 2О теля расположена,по крайней мере, одна пассивная накладка, акустически связанная с пьезоэлектрическим двигателем н соприкасающаяся с ротором.
На чертеже показано устройство пьезоэлектрического двигателя.
Пьезодвнгатель состоит из пьезоэлектрического движителя 1, который выполнен в виде полбго цилиндра и полярнзован по радиусу. Пьезоэлект- ВО рический движитель 1 охватывает, по крайней мере, один дисковый ротор, который включает в себя один или несколько пьезоэлементов 2, выполненных, например, в виде кольца, поляризованного вдоль образующей. Йа пьезоэлектрическом движителе 1 расположена,по крайней мере, одна пассивная накладка
3, акустически с ним связанная. Пьезоэлемент 2 ротора соприкасается с накладкой 3 через пассивный слой 4. Для увеличения мощности на валу и срока службы двигателя поверхности соприкосновения ротора и движителя выполнены коническими.
Ротор и движитель постоянно приводятся в соприкосновение с помощью прижимного устройства 5, которое выполнено в виде плоской пружины и одной стороной опирается на ротор, а другой стороной через шайбу б - на подшипник, закрепленный в корпусе 7.
В корпусе 7 с помощью резиновых прокладок 8 закреплены пьезоэлектрический движитель 1 и металлические лепестки
9, к которым подводится электрическое напряжение от внешнего источника (на чертеже не показан). От лепестков 9 с помощью выводов напряжение подается к электродам на поверхности
620154
Составитель В. Мижирицкий
Редактор E. Месропова Техред Н.Бабурка Корректор М. Вигула
Заказ 8666/72 Тираж 844 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент ", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 пьезоэлектрического движителя и пьезоэлемента ротора.
При подаче на пьезоэлектрический движитель напряжения в нем возбуждаются акустические колебания вдоль длины окружности движителя. При подаче напряжения на пьезоэлектрический ротор в нем возникают радиальные колебания, и он периодически то соприкасается, то отходит от поверхности пьезоэлектрического движителя. Сдвиг фаз между сигналами возбуждения ротора и движителя выбран так, что при соприкосновении ротора с пьезоэлектрическим движителем последний благодаря силам трения перемещает ротор только в одну сторону и приводит его во вращение. Реверс вращения ротора получен о
-.:çìåíåíèåì на 180 сдвига фаз между сигналами возбуждения ротора и движителя.
Формула изобретения
1.Пьезоэлектрический двигатель,. содержащий пьезоэлектрический движитель, ротор и прижимное устройство ротора к движителю, закрепленные в корпусе, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеслечения реверса, ротор содержит, по крайней мере, один пьезоэлемент, который подключен к источнику возбуждения посредством контактов.
2. Двигатель по п. 1, о т л н ч а ю шийся тем, что, с целью
IS уменьшения диаметра ротора, пьезоэлемент ротора выполнен в виде полого цилиндра.