Топливная система летательного аппарата

 

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая топливные баки с размещенными в них струйныминасосами, связанными магистралями активного топлива с подкачивающими насосами, а также подкачивающие топливные магистрали, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы системы и ее пожаробезопасности, топливозаборники струйных насосов соединены между собой трубопроводом.(Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ . С»Л»»1

РЕСПУЬЛИН

„SU 626535 (Я1 4 В 64 D 37/ОО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТЖ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2477491/23 (22) 19.04.77 (46) 07. 10.86. Бюл. Ф 37 (72) А. Х, Сяфуков, Ю.В.Трубицын и О.П.Аникии (53) 629.7.063(1)&8 8) (54)(57) ТОИЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬH0fQ АППАРАТА, содержащая топливные баки с размещенными в них струйными насосами, связанными магистралями активного топлива с подкачивающими насосами, а также подкачивающие топливные магистрали, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы системы и ее пожаробезопасности, топливозаборники струйных насосов соединены мелду собой трубопроводом.

62

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к топливным система летательных аппаратов.

Известны топливные системы летательных аппаратов, в которых струйные насосы используются для перекачки и подкачки топлива, а также в системах изменения центровки летательных аппаратов.

Известная система содержит очередные и расходные баки.

В очередных баках для перекачки в расходные используются струйные насосы, управляемые через магистрали активного топлива сервокранами.

Эта система имеет недостаточную надежность, так как при выходе из строя струйных насосов или еервокранов топливо из очередных баков не вырабатывается.

Известнъ также топливные системы летательных аппаратов, в которых для обеспечения полноты выработки топлива иэ баков и дублирования отказавmего электроприводного насоса используютея струйные насосы.

Известная система содержит топливные баки с размещенными в них струйными насосами, связаннъпки магистралями активного топлива с подкачивающими насосами, .а также подкачивающие топливные магистрали.

Каждый струйный .насос работает постоянно и перекачивает топливо в тот бак, в котором он установлен.

При отказе подкачивающего насоса одного из баков струйный насос, расположенный в другом баке, обеспечивает выработку топлива из бака, в котором отказал подкачивающий насос.

Основной недостаток такой топливной системы состоит в том, что струйные насосы выполняют полезную работу только при отказе подкачивающего насоса или трубопровода ° Кроме того, топливо постоянно перекачивается струйными насосами обоих баков даже при нормальной работе подкачивающих насосов, что ведет к повышению температуры топлива, вызывает накопление статического электричества, а также не обеспечивает пожаробезопасности системы при разрыве трубы на выходе из подквчивающего насоса вследствие потери топлива самотеком при выключенном насосе.

Наличие у каждого струйного насоса отдельной магистрали откачки (пас6535 2 сивного топлива) увеличивает вес системы.

Целью изобретения — повышение надежности и пожаробеэопасности.

5 Поставленная цель достигается тем, что топливозаборники струйных насосов соединены между собой трубопроводом.

На чертеже представлена предлагаемая система .

Она состоит из двух баков 1 и 2, внутри которых установленъ подкачивающие насосы 3 и 4, подающие топливо по магистралям 5 и 6 в другие топливные баки или двигатели. Кроме этих насосов топливная система имеет струйные насосы 7 и 8, которые служат для перекачки топлива из одного топливного бака в другой. Топливозаборники 9 и 10 струйных насосов 7 и 8 соединены между собой единым трубопроводом 11. Активное топливо к струйным насосам 7 и 8, имеющим оди- . наковые геометрические размеры, поступает по магистралям 12, 13 от подкачивающих насосов 3 и 4. На магистралях 5, 6, выполненных с превышением над уровнем топлива в баках

1 и 2, установлены обратные клапаны

З0 14 и 15. Топливная система работает следующим образом.

При нормальной работе топливо подается подкачивающими насосами 3 и 4 по магистралям 5 и 6 к потребителям (в другие топливные баки или двигатели), а по магистралям 12 и 13 к струйным насосам 7 и 8, поскольку струйные насосы 7 и 8 имеют одинаковые геометрические размеры и настроены на одинаковые гидравлические характеристики (давление и расход активного топлива) перекачка пассивного топлива через трубопровод 11 не происходит. В случае выхода из строя подкачивающего насоса в одном из баков, например в баке 1, топливо из этого бака будет автоматически пере- . качиваться в бак 2 при помощи струй50 ного насоса. При этом диффузор струйного насоса 7 служит заборником топлива.

Для обеспечения полноты выработки топлива топливозаборники струйных у насосов 7 и 8 максимально приближены к .нижним точкам баков.

При обрыве, например, магистрали 5 и отключении насоса 3 paspeae626535

Редактор П. Горькова

Техред И.Попович Корректор Т.Колб

Тирах 403 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушекая наб., д. 4/5

Заказ 5452/1

Производственно полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4 ние, создаваемое струйным насосом 8, питающимся от работающего подкачивающего насоса 4, передается по трубопроводу 11 и магистрали 12 к обратному клапану 14 и закрывает его,тем 5 самым исключая возможность возникновения- сифонного трубопровода, по которому топливо может вытекать иэ бака 1 (через заборник насоса 3 и магистраль 5), а следовательно, повышая пожаробезопасность системы.

Изобретение исключает перекачку топлива струйными насосами иэ бака в бак при нормальной работе подкачивающих насосов, сокращает количество, а следовательно и вес трубопроводов пассивного топлива, исключает накопление статического электричества и повышает пожаробезопасность системы при обрыве трубы подкачки на выходе иэ .подкачивающего насоса.

Кроме того, при выходе из строя трубопровода, объединяющего топливоэаборники струйных насосов, предлагаемая топливная система исключает потерю топлива и не влияет на работу топливной системы подкачки.

Топливная система летательного аппарата Топливная система летательного аппарата Топливная система летательного аппарата 

 

Похожие патенты:
Гидробак // 603199

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательного аппарата и обеспечивает более высокую надежность работы топливной системы, в том числе при отказе ее элементов

Изобретение относится к области авиации и предназначено для стыковки частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо

Изобретение относится к вертолетной технике

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования топливных систем маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов, преимущественно сверхтяжелых самолетов, более конкретно к топливным бакам, в том числе и подвесным
Наверх