Устройство для оценки качества системы "человек-машина"

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ в 643841

Союз Советских

Социалистических т есяублии (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлен<02.04.76 (23) 2346425/18-24 с присоединением заявки % (23) ПриоритетОпубликовано25.01.79.Бюллетень Ма Дата опубликования описания 28.01.79 (51) М. Кл.

G 05 В 23/00

Гввударстеенквй каиктат

СССР аа делам изабратаел я еткриткк (У) УДК 629.7. .650.01 3.01.2 (088.8) Л ра ; 1 ..1щ::. ч., / ии»" - Ы (: .;,, (72) Авторы изобретения

Б. П. Архангельский, Г. И. Бенсман и А, (71) Заявитель

Ленинградский институт авиационного прибо

l (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Изобретение относится к средсгвам испытания и опенки качества функциони« рования эгатических систем и может применяться при создании новых средств: управления, прн эргономических испытаниах отдельных индикаторных приборов и систем отображения информации, а также при оценке эффективности компоновочных решений размещении приборного оборудования.

Известно устройство, позвошпощее ,оценить качество системы человек-машина, содержащее блок программных параметров и решающий блок.

Такое устройство отличаетси низкой точностью оценки качества системы из-за отсутствии параметров, характеризую щих работу оператора.

Известно устройство для оценки ке.чества системы человек-машина, содержащее вычитаюший блок, одни входы которого соединены с входами устройся

-ва, другие - с блоком программных значений, а Выходы через решающий

2 блок - с информационными входами блока регистрации.

Недостатком такого устройства ssляется невозможность формирования точной оценки качества системы человек3 машина à отсутстви» информации о состоянии оператора. Рахитичные системы, способы их,компоновки, и, наконец, различные операторы требуют различных w длительности интервалов

IO адаптации а в известных устройствах не предусмотрена возможность определения факта обученности оператора. В то же время суждение о качестве системы можно выносить лишь в случае ус1з тойчивой работы оператора, когда величина критерии качества зависит ие столько от оператора, сколько от ка чества системы, сопригаемости ее звеньев.

Целью изобретения является повышение точности оценки качества систе мы человек-машина.

64384

Qns етого в устройство введены накопитель, блок выработки среднего значения, блок сравнения и счетчик, вход которого соединен с входом устройства, а выход - с управляющим входом блока 5 выработки среднего значения, информа» ционные входы которого через накопитель

:соединены с выходами решающего блока а вйходы - через блок сравнения - с уцравлающим входом блока регистрации. t0

На чертеже дана структурная схема предлагаемого устройства.

Информационные входы 1 устройства соединены с входами вычнтающего Йока 2, другие входы которого цодклю- !5 чены и выходам программного блока 3.

Программный блок 3 выдает напряжения, йропорциональные программным значениям параметров состояния системы человек-машина. Выходы вычитающего

1блока 2 соединены с входами решакяцего блока 4, который служит для вычисления текущего значения величины принятого

:критерия качества функционирования системы. Вид «рнтерия зависит от характера деятельности системы человек-ма шина, он может быть и модульным, ы интегральным, и квадратичным. Выходы решающего блока 4 под«лючены к входам накопителя 5. 36

Накопитель 5 предназначен дла суммирования отдельных составпа«нцих хритерии качества с онределеинымы весввымн коэффициентами, учитывающими значимость кащцого параметра дна данного режима работы системы человек машина. Суммирование ввдетси в течение всего времени испытаний системы человек-мешина. Выход накопителя 5 подклю- 4 чен к блоху 6 выработки среднего значения величины.критерии оценки, управляющий вход которого соединен со счвтчы ком 7. Счетчик 7 предназначен дла под счета копичества ысцьт ип системы 4 человек-машина. Выход блока 6 выра ботки среднего значения величины кр»терпя оценки соединен с входом блока сравнения 8, который предназначен для сравнении двух средиых значений величин О критерий качества - предыдущего испытания и текущего. Выход блока cpawe нна S подключен к управляющему входу блока регцстрации 9, информационные входы которого соединены с выходом решающего блока 4.

Устройство работает следующим образом.

Производится сериа испытаний, каждое иэ которых представляет собой выполненный процесс или режим управления. Количество испытаний фиксируетcs счетчиком 7. С информационных выходов системы человек-машина на входы вычитающего блока 2 поступают напряжения, пропорциональные текущим значениям параметров состояния системы. Программные значения соответствующых наприжений подаются на другие входы вычитающего блока 2 с программного блока 3. Разностные напряжения с выходов вычитающего блока 2 поступают на решающий блок 4, где в зависимости от характера испытаний, а следовательно, и вида выбранного критерия качества обрабатываются, например возводятса в. квадрат и интегрируются.

С выхода решающего блока 4 напряженна подаются ыа входы накопителя 5 и на информационные входы блока регистр рации 9. C выхода накопителя 5 иацраmesne, пропорциональное сумме вычисленкых эа прошедшее число испытаний величии критерия качества, цоступает в блок 6 выработки среднего значения, управлакиций Ьход которого соединен с выходом счетчика 7.

С блока 6 выработки среднего зна . ченыа напражение, пропорцыонапыюе среднему значению критерия за црошедшве число ыспытаыий, подается в.блок сравнения 8, где сравнываетса с предку шым средним значеныем критерия а чества..Если блок сравнения 8 ив срабатывает, на ражвиые, пропорцяоиапьыое текущему среднему значению «рытерия, запоминаетса блоком сравнения 8.

Испытания продолжакеся до момента срабатывания блока сравнения 8, когда среднее значение критерия, вычисленное за И испытаний, будет отличатьса от среднего значения, вычисленного эа

К-1-ое испытаные на допустимо малую величину, или будет равно ему. Сигыал с выхода блока сравнения 8 поступает иа управляющий вход блока регистрации

-О, в который записывается информация с выходов решающего блока 4. При атом величина критериа хачества за .К -ов испытание характеризует качество системы человек машина, так как оператор приобрел устойчивый навык управления.

Таким образом, предлагаемое устройство за счет повышения точности оценки позволит сократить время разо 6438

5 боток новых систем человек машина и повысить их качество.

;Формула изобретения

Устройство для оценки качества системы человек-машина, содержащее вьнитаюший блок, одни входы которого соединены с входамн устройства, другие - с блоком программных значе ний, а выходы через решающий блокс информационными входами блока ре- ta гистрации, о т л и ч а ю m е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, в aего введены накопитель, блок выработки среднего значения, блок сравнения и счетчик, вход; которого соединен с входом устройства, а выходс управляющим входом блока выработки среднего значения, информационные входы которого через накопитель соединены с выходами решающего блока, а выходычерез блок сравнения - с управляюпшм входом блока регистрации.. Составитель Г. Силки

Редактор Т. Фадеева Техред H. Бабурка Корректор.Д. Мельниченко

Заказ 8020/43 Тираж 1014 Подписное, ЦНИИПИ Государственного комитета СССР

an делам изобретений и открытий

11303S, Москва, Ж38, Раушскаа иаб., д. 4/S

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для оценки качества системы человек-машина Устройство для оценки качества системы человек-машина Устройство для оценки качества системы человек-машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам контроля устройств автоматики и телемеханики и может быть использовано, в частности, для контроля исправности их выходных каскадов (силовых управляемых ключей)

Изобретение относится к средствам контроля устройств автоматики и телемеханики и может быть использовано, в частности, для контроля исправности их выходных каскадов (силовых управляемых ключей)

Изобретение относится к области полетного контроля датчиков угловых скоростей, входящих в состав систем автоматического управления летательных аппаратов

Изобретение относится к комплексному контролю исправности датчиков системы автоматического управления самолета

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля, в частности к системам контроля цифроаналоговых, аналого - цифровых, цифровых и аналоговых узлов радиоэлектронной аппаратуры (РЭА)

Изобретение относится к области управления и регулирования и, в частности к области контроля и управления автоматизированными комплексами с использованием электрических сигналов в роботизированных производствах

Изобретение относится к сложным изделиям автоматики, вычислительной техники и может быть использовано в управляющих вычислительных комплексах, информационно-управляющих комплексах и автоматизированных системах управления технологическими процессами

Изобретение относится к контролю и диагностированию систем автоматического управления и их элементов и может быть использовано для диагностирования линейных динамических объектов, состоящих из апериодических звеньев первого порядка

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике
Наверх