Способ контроля срабатывания клапанов перепуска воздуха газотурбинного двигателя

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублик пп681201 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.03.78 (2! ) 2587940/25-06 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) .М. Кл.

F02 С 7/00

Государственный комитет

СССР па делам изооретений н открытий

Опубликовано 25.08.79. Бюллетень ¹ 3!

Дата опубликования описания 30.08.79 (53) УДК 621.438-55 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. Д. Нестеров, Э. Л. Симкин и В. Н. Сучков (71) Заявитель

Ъ (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СРАБАТЫВАНИЯ КЛАПАНОВ

ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕ,ЛЯ "."

, Ф, ;

" I:. пуска, в моменты замера температу . за. турбиной и при определении неисправности срабатывании клапанов дополнительно учитывают отклонение вычисленной разности частоты вращения от заданной.

Контроль срабатывания клапанов перепуска воздуха газотурбинного двигателя по предложенному способу осуществляют следующим образом.

При закрытии или открытии клапанов перепуска воздуха изменяются расход воздуха через двигатель, температура и давление воздуха и газа по тракту двигателя, а у двухкаскадного двигателя еше и частота вращения роторов. Величины изменения температуры газа за турбиной и частоты вращения при закрытии (открытии) всех клапанов для двигателей данной модификации являются постоянными величинами и могут быть определены по результатам экспериментальных стендовых испытаний одного или нескольких двигателей с нормально работающими клапанами перепуска воздуха.

Аналогично экспериментальными стендовыми испытаниями может быть определена величина изменения параметров двигате1

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, в частности к способам контроля элементов этих двигателей.

Известен способ контроля срабатывания клапанов перепуска воздуха газотурбинного двигателя путем регистрации срабатывания по сигнализатору положения клапанов (1).

Однако такой способ позволяет контролировать только положение регулировочных элементов системы управления клапанами перепуска воздуха, а не действительное положение самих клапанов перепуска.

Целью изобретения является повышение надежности контроля.

Это достигается тем, что по предложенному способу дополнительно измеряют температуру газа за турбиной в моменты открытия и закрытия клапанов, фиксируемые по сигнализатору положения, а неисправности клапанов определяют по отклонению вычисленной разности от заданной.

Кроме того, при выполнении газотурбинного двигателя двухкаскадным дополнительно измеряют частоту вращения ротора, не определяющего срабатывание клапанов пере681201

Формула цзобретения

Составитель В. Грудинин

Редактор Е. Кравцова Техред О. Луговая Корректор М. Селехман

Заказ 5057/32 Тираж 628 Подписное

ЦИ И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб„д. 4/5

Филиал ППП е Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ля при несрабатывании (незакрытии или неоткрытии) нескольких клапанов перепуска воздуха.

При наличии таких экспериментальных данных производят контроль срабатывания всех или части клапанов перепуска воздуха на конкретном двигателе. Для этого плавно изменяют режим работы двигателя до появления сигнала о закрытии клапанов перепуска воздуха, фиксируют температуру газа за турбиной двигателя (а для двухкаскадного двигателя — и частоту вращения ротора, по которому не производится регулирование срабатывания КПВ), затем плавно снижают режим работы двигателя до исчезновения сигнала о закрытии клапанов перепуска, и повторно измеряют температуру газа за турбиной (а для двухкаскадного двигателя— и частоту вращения ротора). Затем определяют разность между величинами измеренных параметров до и после появления сигнала. Полученные разности сравнивают с величинами изменения соответствующих параметров при закрытии всех клапанов перепуска, определенными ранее по результатам экспериментальных стендовых испытаний.

В случае отрыва всех клапанов или нескольких из них клапаны перепуска или некоторые из них не закрываются и величины изменения контролируемых параметров буду меньше заданных. Несоответствие измеренных величин изменения параметров заданным значениям и свидетельствуют о незакрытии клапанов перепуска воздуха.

В случае сползания ведущего кольца клапаны перепуска или некоторые из них находятся в закрытом положении на всех режимах работы двигателя, поэтому при появлении сигнала о закрытии клапанов величины изменения контролируемых параметров будут меньше заданных, что опять свидетельствует о неисправной работе клапанов перепуска воздуха, несмотря на наличие сигнала.

Дополнительное измерение температуры газа за турбиной и частоты вращения ротора в моменты открытия и закрытия клапанов дает положительный эффект, заключающийся в том, что повышается уровень контроля клапанов перепуска за счет возможности обнаружения отказов в работе единичных клапанов.

Применение предложенного способа позволяет повысить надежность работы газотур= бинного двигателя и безопасность полетов.

1. Способ контроля срабатывания клапанов перепуска воздуха газотурбинного двигателя путем регистрации срабатывания по сигнализатору положения клапанов, отличающийся тем, что, с целью повышения на20 дежности контроля, дополнительно измеряют температуру газа за турбиной в моменты открытия и закрытия клапанов, фиксируемые по сигнализатору положения, а неисправность клапанов определяют по отклонению вычисленной разности от заданной.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при выполнении газотурбинного двигателя двухкаскадным, дополнительно измеряют частоту вращения ротора, не определяющего срабатывание клапанов перепуска, в

30 моменты замера температуры за турбиной и при определении неисправности в срабатывании клапанов дополнительно учитывают отклонение вычисленной разности частоты вращения от заданной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Инструкция по эксплуатации двигателей НК вЂ” 8 — 4, выпущенная специализированным предприятием, 1976.

Способ контроля срабатывания клапанов перепуска воздуха газотурбинного двигателя Способ контроля срабатывания клапанов перепуска воздуха газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в системах смазки газотурбинных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к выполнению камеры сгорания

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для тепловой и химической обработки помещений, оборудования и других объектов народного хозяйства рабочим телом (продуктами сгорания углеводородного топлива в воздухе), вырабатываемым установкой в виде горячего газа (продукты сгорания, охлажденные воздухом)

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо
Наверх