Способ улучшения качества дизельного топлива

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

, 687108 (Sl) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.11.75 (21) 2192872/23 — 04 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл

С 10 1 1/02

Гесударстмнаий квинтет

СССР аа делам нзобретеннй я аткрмтнй

Опубликовано 25.09.79. Бюллетень № 35

Д,ата, опубликования описания 25.09.79 (53) УДК 665.75 (088.8) (72) Автори изобретения

А. С. Султанов, 3. А. Сапожникова, А. Абдукадыров, А. К. Махмудов, Н. Б. Свердлова и А. А. Тумасова (71) Заявитель

Среднеазиатский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности (54) СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к способам улучшения качества дизельного топлива, а именно понижения его температуры застывания.

Известен способ улучшения качества дизельного топлива, в частности его температуры застывания, путем гидрокрекинга вакуумного газойля на установке с неподвижным слоем катализатора при температуре 425 С и давлении

50 ати (1).

Однако этот способ требует дорогостоящего технологического оформления с применением катализаторов, давления и высокой температуры.

Более близким техническим решением к изобретению является способ улучшения качества дизельного топлива путем обработки его ультразвуком (2) .

В результате обработки топлива ультразвуком по такому способу происходит улучшение целого ряда его свойств, например, гомогенизация состава, теплотворной способности.

Однако низкотемпературные свойства топлива улучшаются недостаточно.

Цель изобретения — повышение температуры застывания топлива.

Поставленная цель достигается тем, что топливо предварительно перед обработкой ультразвуком смешивают с бензиновой фракцией и отгоняют эту фракцию после обработки полученной смеси ультразвуком.

Каждый нз эпох приемов (в отдельности) не обеспечивает высокого эффекта понижения температуры застывания. Так, смешивание дизельного топлива с вторичным бензином и последующей отгонкой бензина не привело к понижению температуры застывания, а облучение дизельного топлива без добавления вторичного бензина привело к снижению температуры застывания только до — 19 С.

Применение изобретения исключает применение катализатора, который составляет основную стоимость в удорожании дизельной фракции и совтветствующей каталитической установки и заменяется простым в оформлении высокопроизводительным способом снижения температуры застывания дизельного топлива, 3 687108

В качестве сырья служат. дизельная фракция с температурой застывания — 8 С н пироконденсат Уфимского завода синтеза слирта (фракция н. к. — 200 С).

Пример 1. В ванну ультразвукового генератора УЗà — 10 — 22 помещают сосуд с дизельным топливом (400 мл) и облучают в течение 5 мнн при комнатной температуре (25 С). Мощность генератора при эксперименте составляет 10 кВт, частота колебаний ульт- 10 раэвука 21 кГц, ток подмагничивания 30 А.

Температура застывания дизельной фракции после облучения равна — 19 С.

Пример 2. В ванну генератора помещают сосуд со смесью дизельного топлива и пироконденсата, взятыми в равных соотношениях. Облучение ультразвуком проводят в условиях примера 1, отгоняют бензиновую фракцию и определяют затем температуру застывания дизельного топлива, которая оказалась равной -35 С.

Пример 3. В отличие от примеров

1 и 2, дизельное топливо после смешивания с пнроконденсатом в том же соотношении подвергается обработке ультразвуком в течение 10 мин. После отгонки бензиновой фракТаблица 1

Температуры, С

Процент выкипевшей фракции

Образцы по примерам i:г

Начало кипения, С

200 205 215

247 245 . 240

300, 298 275

98

Таблица 2

Характеристика образцов

Дизельное топливо после обДизельная фракция из примера 3

Исходное дизельное опливо луче ния

Цетановое число

44,41

33,78

44,60

Углеводородный состав: метанонафтены

62,0

56,0

70,0 н-парафины

17,0

11,0

12,6 изо-парафины + нефтены 45 0

45,0

57,4 ароматические углеводороды

38,0

44,0

4,0

23,0 легкая ароматика

34,0

21,0

15 тяжелая ароматика смолообраэная часть .

Наблюдаемый эффект резкого снижения температуры застывания дизельного топлива достигнут эмпирически. Беэ смешивания дизельного топлива с пироконденсатом такой большой результат снижения .температуры эастываИспользование ультразвука и добавки пироконденсата в дизельное топливо понижает температуру застывания последнего в 4,5 раза, что позволяет применить его, как зимнее дизельное топливо. ции температура застывания дизельного топлио ва равна — 35 С, однако в этом случае наблюдалось газообразовавие из-за длительности опыта и более глубокого превращения.

Таким образом, при температуре 25 С в течение 5 мин с помощью облучения ультразвуком смеси и дальнейшей отгонки иэ нее бензиновой фракции получают дизельное топливо с температурой застывания — 35 С.

Анализ исходной и получаемой смесей приведены в табл. 1 и 2.

Составитель H. Богданова

Техред И.Асталош Корректор А. ГРиценко

Редактор Т. ЗУбкова

Тираж 609 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5672/26

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 687 ния достигнут не был, В пиробензине содержится большое количество легко реагируемых предельных и непредельных углеводородов, которые под действием ультразвука взаимодействуют с дизельным топливом. Ультразвук активирует и другие химические процессы, уменьшается количество тяжелой ароматики и увеличивается количество легкой. Вероятно, меняется состав нафтенов и изопарафинов и т. д.

Изобретение исключает применение реакторов и катализатора, дает возможность заменить дорогостоящий каталитический процесс.

108 6

Формула изобретения

Способ улучшения качества дизельного топлива путем обработки его ультразвуком, отличающийся тем, что, с целью понижения температуры застывания топлива, его предварительно смешивают с бензиновой фракцией и отгоняют эту фракцию после обработки полученной смеси ультразвуком.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, доклады АН УЗССР, 1971. Р 1, с. 35-36.

2. Курибаяси Садатомо СЗйсаы .гидэюцу, Prod. Techn." 1970, 25, Н 8, 1-14.

Способ улучшения качества дизельного топлива Способ улучшения качества дизельного топлива Способ улучшения качества дизельного топлива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к установкам для получения моторных топлив из углеводородного сырья, и может быть использовано преимущественно на небольших или труднодоступных месторождениях нефти и газового конденсата, откуда вызов сырья нерентабелен

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к композициям высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторного топлива

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к композициям высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторного топлива

Изобретение относится к химической промышленности

Изобретение относится к очистке и переработке нефтесодержащих сточных вод и нефтяных шламов, в частности касается утилизации нефтепродуктов, выделенных из сточных вод, жидких и вязких нефтяных шламов

Изобретение относится к кислородсодержащей топливной композиции, пригодной для применения в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, оборудованных нагревателем входящего воздуха, оборудованием для каталитической дегидратации спирта, пригодным для химической равновесной конверсии метанола, содержащего до 20 мас.% воды и до 20 мас.% этанола или высшего спирта

Изобретение относится к области синтетических топлив, к синтетическим топливам для реактивных двигателей и/или синтетическим топливам для дизельных двигателей

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для повышения детонационной стойкости моторных топлив, в частности бензинов
Наверх