Прибор для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы

 

Класс 42с, 5„ № 71562

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4;,1,(. 1е) <- 11. м- у

В. Г. Списовский :.,t I:. 1 1,, ;:

ПРИБОР ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ГОРНОЙ ГЕОМЕТРИИ

НАПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО

РАСПОЛОЖЕНИЯ КРЫЛЬЕВ ЖИЛЫ

Заявлено 6 июля 1946 г. за № 346675 в Министерство цветной металлургии СССР

Известны приборы для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы, снабженный горизонтальным лимбом с алидадой.

Отличительной особенностью описываемого прибора является то, что на алидаде лимба установлен второй, наклоняемый по отношению к первому на угол Р падения сместителя лимб, в центр» которого мо .тнрован на шаровом шарнире стержень, устанавливаемый вдоль линии простирания известного крыла жилы, под углом встречи последней со сместителем.

На фиг. 1 изображен прибор в продольном разрезе; на фнг. т —— вид его сбоку.

Прибор состоит из двух частей: эбонитового диска 1, совмещающегося с подставкой, на которой установлены два коренных транспортира 2. Коренные транспортиры посажены на алидаде 3. Лимб 4, лежащий в основании прибора, градуирован от 0 до 360 . Алидада вращается на оси и при совмещении эбонитового диска 1 с алидадой одновременно вращается и эбонитовый диск.

Полая часть корпуса прибора с одной стороны закрывается тексточитовым диском, а с другой — алюминиевым диском 5 тарельчатой формы. При сборке приоора текстолитовый диск располагается со стороны градуированнсй части эбонитового диска. а алюминиевая тарелочка — с противоположной.

Тарельчатая форма алюминиевого диска, при соединении ее с текстолитовым диском, обусловливает образование паза, внутри которого помещается эбонитовый диск.

Такое выполнение служит для того, чтобы скрепленные вместе детали 5 и 6 были соединены с эбонитовым диском и вращались относительно его центра.

К алюминиевой тарелочке шарнирно прикреплен (внутренний) малый транспортир 7, градуированный от 0 до 180 . С этой же стороны на эбонитовый диск опирается внешний (большой) транспортир 8, также градуированный )T 0 до 180 . Большой транспортир в опорах нме¹ 71562 ет шарнирную связь, IIозво IÿK)III)óþ ему всегда заниMàть горизонтальное положение.

На одной из опор большого транспортира поставлен вспомогательный маленький транспортирчик 9, по которому отсчитываются углы б =90 — р.

Через двухсторонний внешний (большой) транспортир и внутренний 1малый) транспортир проходит стержень 10, ось которого устанавливается соответственно за линиями простирания известного крыла жилы.

Стержень 10 и малый транспортир 7 представляют полуплоскость жилы P.

Шарнирное соединение 11 стержня 10 позволяет последнему свободно вращаться внутри большого транспортира 8, вращая одновременно малый транспортир 7, чем достигается сопряжение полуплоскости жилы Р с плоскостью сместителя Q.

Угол встречи о жилы со сместителем отсчитывается по большому транспортиру.

Линию скрещения полуплоскости жилы с плоскостью сместителя при любых углах: а — угла падения известной части жилы; 13 —; гла падения сместителя и о — угла встречи жилы со сместителем, представляет металлическая рейка 12, несущая на своих концах по паре катушечек 1), бегающих по жег(обка((, скрепленным с текстолитовым диском под углом 90 к линии скрещения, проходящей через опоры малого транспортира.

При вращении коробки 14 прибора металлическая рейка 12 движется поступательно, занимая различнь(е положения относительно линии скрещения плоскостей P u Q в зависимости от угла скольжения М.

Предмет изобретения

1. Прибор для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы, снабженный горизонтальным лимбом с алидадой, отличающийся тем, что на алидаде указанного лимба установлен второй, наклоняемый по отношению к первому на угол 1з падения сместителя лимб, в центре которого монтирован в шаровом шарнире стержень, устанавливаемый вдоль линии простирания известного крыла жилы по углу в встречи жилы со сместителем в горизонтальном срезе и углу падения известной части жилы или пласта в месте нарушения.

2. Форма выполнения прибора по п. 1, отличающаяся тем, что для установки стержня под углом ь) всгречи жилы со сместитслем слуiKHT шарнирно прекреплепный к лимбу транспортир, располагаемый в горизонтальной плоскости после установки лимба под углом падения смсстителя, а для установки стержня II03, углом падения известной части жилы нли пласта в месте нарушения служ((т шарнирно закрепленный на алидаде лимба второй транспортир.

3. Форма выполнения прибора по IIII. 1 и 2, отл ич а ю ща я с я тем, что для указаHI(ÿ направления потерянной части жилы относительно линии скрещения известного крыла жилы, применена рейка, пере мещаемая кривошипом параллельно самой себе в направлении, нор мальном к линии скрещения плоскости лимба с полуплоскостью жилы, с целью определения направления на потерянное крыло жилы по положению рейки относительно центра лимба. № 715б2

Фиг 2

Редактор Б. И. Новиков

Техред B. И С> шкевич

Корректор B. Поляков.l

Поди, к псч. 5пс 11-61

Лак. 6106

Формат бум. 0Х106 /,а

Тираж 21?О

LIETH при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер. д. 2/6

Обьeм 0,35 пзд. л.

Цена 7 и гчк

Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров CCCI . Москва, Петровка, 14.

Прибор для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы Прибор для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы Прибор для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы Прибор для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы 

 

Похожие патенты:

Секстант // 68729

Изобретение относится к астрономогеодезическим измерениям и может быть использовано для определения уклонений отвесной линии, уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач, опирающихся на знание астрономических координат

Изобретение относится к мореходной астрономии и может быть использовано на кораблях и судах для определения географических координат по наблюдению небесных светил

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в астрономии, навигации, геодезии, технической физике, точном машиностроении и приборостроении, оптико-механической и оптико-электронной промышленности и в строительстве сооружений

Изобретение относится к геодезическому оборудованию и может быть использовано для определения на топографической карте площадей, видимых на отображаемой картой территории из любой точки местности или над местностью, находящейся в пределах этой карты, а также для определения углов наклона и направления реальных или воображаемых прямых, соединяющих любые две точки изображенной поверхности

Изобретение относится к области геодезического приборостроения и предназначено для выноса в натуру плоскостей, для которых заданы проектом два уклона, т.е

Изобретение относится к геодезическим работам в землеустройстве и может быть использовано при определении площадей сельскохозяйственных угодий, городских земельных участков, а также иных землепользований

Изобретение относится к геодезическим способам измерений
Наверх