Узел соединения двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры

 

Союз Советсник

С оцналнстнческнк

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКРМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<11748079 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(51) м. кл. (22) Заявлено 190876 (21) 2397371/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет "

F l6 М 7/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Опубликовано 150 780Б ;оллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 150 180 (З) УДК 62-216.84 (088.8) {72) Авторы изобретения

Е. А. Зильб ер, И. А. Латман, М. Н. Тимошок, В. Т. Адамчук и И. М. Харченко (71) Заявитель

Проектно — конструкторское бюро Главного управления речного флота при Совете Министров Украинской ССР (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ ОПОРНЫХ ДЕТАЛЕИ

С ПОМОЩЫ0 РЕГУЛИРУЕМОИ ОПОРЫ

Изобретени е относитс я к области машиностроения и может быть использовано при монтаже оборудования, например судового валопровода для крепления механизмов на фундаменте.

Известна регулируемая опора, содержащая выполненную с наружной резьбой втулку, резьбовой стержень, например болт, и установленные по обе стороны одного иэ соединяемых опор ных д е т ал ей сф ери ч ес ки е опоры.

Резьбовой стержень свободно размещен во втулке и фиксируется с помощью гайки, а каждая из сферических пар выполнена в виде сферической шайбы, сопрягаемой со сферической поверхностью, выполненной на гайке и на болте (1).

Основным недостатком этой конст рукции является невозможность использования ее в большинстве механизмов значительных габаритов, установленных в ограниченном пространстве, так как гайка крепления резьбового 25 стержня жестко закреплена в бетоне и необходимый для центровки зазор должен быть предусмотрен в отверстиях лап опорной детали,что,например, в судовых- условиях недопустимо. Диа- ЗО метры болтов и величина зазОра мекду болтами и телом лапы механизма в отверстиях регламентированы заводом изготовителем. Кроме того, наличие неподвижной относительно фундамента гайки крепления болта резко снижает ремонтоспособность этой конструкции.

Известен также узел соединенчя двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры, который наиболее близок к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.

Этот узел содер кит опорные детали с отверстиями, втулку с наружной резьбой, установленный внутри нее стер" жень с крепежными элементами для соединения с одной из опорных деталей и две пары сферических элементов, расположенные с двух сторон другой опорной детали и поджатые к ней гайками (2) .

Конструкция позволяет компенсировать зазор между опорными деталями по двум параметрам: по наклону одной детали к другой и по расстоянию между ними .

Недостатком этой конструкции является высокая трудоежость монта748079 жа и ни з к а я р емо нтос посбб иост ь, что усложняет ее эксплуатацию.

Высокая трудоемкость монтажа обусловлена необходимостью выполнения резьбового отверстия в одной из опорных деталей и сферической поверхности — в другой детали. Эти работы логически сложны и при большой массе устанавливаемых механизмов, например подшипников валопровода,требуют специальной оснастки. Использование этой опоры для монтажа серийно выпускаемых механизмов (корпусов подшипников валопровода, двигателей и др.) требует изменения их конструкции.

В процессе эксплуатации из-за возникающих вибраций возможно нарушение резьбового соединения винтовой пары.

В этом случае для восстановления работоспособности известной опоры необходимо выполнить в опорной детали новое резьбовое отверстие, что 20 требует демонтажа механизма и связано с дополнительными трудовыми затратами °

Целью изобретения является упрощение эксплуатации узла. 25

Цель достигается тем, что втулка и стержень связаны резьбовым соединением, каждая пара сферических элементов выполнена в виде двух шайб с контактирующими между собой сферическими поверхностями, а нажимные гайки навернуты на наружную резьбу втулки, которая свободно размещена в отверстии одной из опорных деталей.

На фиг. 1 изображен узел соединения двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры, продольный разрез на фиг. 2 — то же, вариант исполнения, на фиг. 3 — то >ке, вариант исполнения.

Узел содержит втулку 1 и соединен- 40 ный с ней резьбовым соединением стержень, выполненный в виде ступенчатой шпильки 2.

Втулка 1 имеет также наружную резьбу и вставлена свободно в отверстие, выполненное в одной иэ опорных деталей, например, полке 3 фундамента.

Шпилька 2 вставлена в отверстие другой опорной детали, например, лапы

4 механизма и закреплена на ней гайкой 5 и контргайкой 6.

С двух сторон одной иэ опорной детали, например полки 3 фундамента, установлены две пары сферических элементов, каждая из которых выполнена в виде шайб 7 и 8 с сопрягаемыми сферическими поверхностями. Шайбы могут быть установлены и по обе стороны другой опорной детали — лапы механизма (см.фиг. 3). Шайбы поджаты к полк е 3 (фиг, 1) гайкой 9, контр- @) гайкой 10 и буртом втулки 1. Положе" ние шпильки 2 относительно втулки 1 з афиксиров ано гайкой 11.

Монтируют узел следующим образом

Предварительно по чертежу, шаблону, либо непосредственно по объекту размечают место его установки и выполняют в полке 3 фундамента необходимое количество отверстий под втулки

1. Отверстия выполняют с зазорами, позволяющими регулировать положение втулок 1 относительно полки 3. На каждую втулку 1 надевают одну пару сферических элементов таким образом, чтобы сферические поверхности шайб

7 и 8 сопрягались, и устанавливают втулки 1 в отв ерс ти я полки 3;

Определив н еобходимое положени е механизма, во втулки 1 снизу ввинчивают шпильки 2 так, чтобы последние своими хвостовиками вошли до упора в отверстия лап 4 механизма. При этом втулки 1, благодаря сферическим шайбам и предусмотренному зазору в отверстии полки З,займут необходимое положение относительно фундамента.

Гайками 5 предварительно закрепляют шпильку 2 в лапах 4 механизма.

На каждую втулку 1 снизу надевают вторую пару сферических элементов и поджимают ее ганкой Э и контргайкой

10. Шпильки 2 окончательно крепят к лапам 4 гайками 5 и контргайками б. Положение шпилек 2 относительно втулок 1 фиксируют гайками 11.

С помощью предложенной опоры можно монтировать различные механизмы, например,, двигатели, насосы и др.

При различных условиях эксплуатации могут быть использованы различные варианты конструкции. Так, при необходимостии з амены опоры б ез нарушени я центровки механизма, целесообразно втулку 1 (фиг. 2) изготовить без буртика, взамен которого установлена гайка 12 с контргайкой 13.

В услови ях эксплуатации, при которых не наблюдается повреждений. резьбового соединения винтовой пары, можно втулку 1 (см. фиг. 3) выполнить упрощенной в виде резьбовой накладки, приваренной после центровки к полке

3 фундамента. При этом диаметр вырезаемого в полке 3 отверстия может быть уменьшен.

Предлагаемая конструкци я снижает трудоемкость монтажа механизмов, повышает ремонтоспособность опоры и обеспечивает вэаимозаменяемость- ее элементов, что дает воэможность наладить массовое производство деталей устройства на различных предприятиях.

Формула изобретения узел соединения двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры, содержащий опорные детали со сквозными отверстиями, втулку с наружной резьбой, установленный внутри нее с тержень с крепежными эл ементами для соединения с одной из опорных деталей и две пары сферических эле748079 ментов, расположенные с двух сторон другой опорной детали и поджатые к ней гайками, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения эксплуатации, втулка и стержень связаны резьбовым соединением, каждая пара сферических элементов выполнена в виде двух шайб с контактирующими между собой сферическими поверхнос- тями, а нажимные гайки навернуты на наружную резьбу втулки, которая свободно размещена в отверстии одной из опорных деталей.

Источники информации, 5 принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CION М 3. 971. 537, кл. 248-23, 1976.

2. Патент CIQA В 3. 669. 393, кл, 248-188.4, 1972.

Узел соединения двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры Узел соединения двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры Узел соединения двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры Узел соединения двух опорных деталей с помощью регулируемой опоры 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, а именно к стыковым соединениям сборных железобетонных конструкций, преимущественно работающих в условиях повышенного нагрева, интенсивных динамических и циклических нагрузок, и может быть использовано, например, для соединения элементов рамных каркасов зданий, рамных железобетонных фундаментов турбоагрегатов и другого энергетического оборудования, а также для их ремонта и усиления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к печатному оборудованию и касается низкофрикционной плиты скольжения для ротационных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при конструировании и производстве верхней опоры стойки для передней подвески автомобилей

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано при проектировании опорных устройств, преимущественно для компрессорного оборудования

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании блочных компрессорных агрегатов, смонтированных на опорной раме

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в автомобильной, авиационной, железнодорожной и строительной промышленности

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании компрессорных агрегатов в блочно-контейнерном исполнении
Наверх