Устройство для возбуждения главного генератора тепловоза

 

(i i! 75 I 674

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CIIIoa Советских

Соыиалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.01.78 (21) 2567171/24-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень ¹ 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (51) М. Кл.

В 60L 15/38

Государственный камитет

СССР ло дела,"л нзобаетеннй н 0;: кльп:. и (53) УДК 629.424.1. .064.5 (088.8) (72) Авторы изобретения М. П. Гундоров, В. Л. Балуев, О. В. Мягких и Н. В. Сидячев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ГЛАВНОГО

ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА

Изобретение относится к области электрических передач тепловозов, в частности к устройствам для возбуждения главного генератора при трогании тепловозов, преимущественно маневровых. 5

Известно устройство для возбуждения главного генератора тепловоза, приводимого во вращение дизелем, содержащее регулятор возбуждения, выход которого соединен с обмоткой возбуждения главного генератора, один из входов — с синхронным возбудителем, а другой — с выходом магнигного усилителя, соединенного одним входом с выходом селективного узла, включающего в себя потенциометры обратной связи, соединенные с потенциометрами задания через разделительные диоды, причем потенциометры обратной связи соединены через выпрямительные мосты с трансформаторами постоянного тока и напряжения, а потенциометры задания связаны с одним из выходов тахометрического блока, другой выход которого соединен через индуктивHI I;I датчик и выпрямительный мост с нагрузочным потенциометром индуктивного датчика, а вход — с распределительным трансформатором и контроллером машиниста (1).

Недостатком известного устройства для возбуждения главного генератора тепловоза является наличие зависимости напряжения задания от скорости вращения якоря генератора, что вынуждает производить нагружение генератора одновременно с его разгоном, а также с разгоном вала дизеля и валов вспомогательных машин, связанных с валом дизеля.

Цель изобретения — повышение экономп гности работы дизель-генераторной установки.

Учитывая, что при эксплуатации маневровых тепловозов имеет место большое количество переключений контроллера машиниста, а на разгон вращающихся и поступательных масс дизель-генератора приходится большая доля мощности и топлива, экономически более выгодно применить схему управления возбуждением генератора при постоянной скорости вращения вала дизеля, а также устанавливать такую скорость вращения вала, какая требуется из условий эксплуатации.

С этой целью устройство снабжено блоком задания, двумя реле времени и дополнптельнымп разделительными диодами, причем блок задания через один из дополнительных разделительных диодов присоединен своим выходом к потенциометрам задания и через другой разделительный диод и замыкающий контакт первого реле

751674

G0

Времени — к выходу тахометрического блока, а входом — — через разделительный диод ll замыкаюlций контакт Второго ре1!с

HPCÌ(llll К 1.!С ГОЧН!!КУ ПИТс!ПИЯ, КР02с!Е Т010>

0 !ОК ЗсlДсlНИЯ СОСIОИ1 ИЗ Сl аОИЛИЗИ120ВВПНОro д лителя напряжения, соедипеш10го с формирователем задающего сигнала, выполненно!о на резисторах и конденсаторах, причем резисторы и конденсаторы соединены между собой через контакты коммутирующих реле, управляющие входы котоPblX ЯВЛ1110Тсс1 ДНУI ИМИ ВХОДс1М!1 бЛОКа Задани!ия и присоединены и выходу контроллера машиниста, lipli этом выход формирователя задающего сигналы соединен с входом

УСИЛИТСЛЯ, ВЫХОД КОГOPOI 0 ЯВ !ЯСIСЯ БЫЛОдом Олока задан!11!.

1 1а фш . 1 П12РДС I с!В IЕна lipllHUHllllcËÜÍàÿ схема устройства для возбуждения главного генератора тепловоза; на фиг. 2 принципиальная схема блока задания.

Устройство (фиг. 1) для возбуждения главного генератора содержит обмотку 1 ьозбуждения главного генератора (на фиг.

1 главный генератор не показан), соединенную с выходом синхронного возбудителя 2 через регулятор 3 возбуждения. Цепь

4 стабилизации подключена к одному из входов магнитно-о усилителя ", выход которого соединен с входом регулятора 3 возбуждения. К второму входу магпптног0 усилителя 5 подключен выход селективного узла, содержащего потенциометры 6 обратной связи, потенцпометры 7 задания и нагрузочцьш иотенциометр 8 индуктивного датчика 9. Трансформаторы 10, 11 постоянного тока и трансформатор 12 постоянного напряжения через выпрямительные мосты

13, 14 и 15 подключены к потснциометрам

6 обратной связи. Индуктивный датчик 9 подключен на один из выходов тахометрического блока 16 измерения скорости вращения дизеля и через выпрямительный мост 17 соединяется с нагрузочным потенциометром 8 индуктивного датчика 9. Через разделительные диоды 18 и 19 потенциометры обратной связи соединяются с Iloтенциометрами 7 задания, а через разделительный диод 20 с нагрузочным потспциометром 8 индуктивного датчика 9, который соединяется с потенциометрамп 7 задания. Второй выход тахометрического блока 16 измерения скорости вращения дизеля через замыкающий контакт 21 первого реле времени и разделительный диод 22 подключается к входу I!OTeIIHIIOxielpOH 7 задания. Вход тахометричсского блока 16 измерения скоросги вращения дизе,-.я соединяется с распределительны Ai трансформатором 23. Источник 24 питания и контроллер 25 машиниста соединяются с входами блока 26 задания, а потспциометры 7 задания через раздсг!!г!Сг!Бпый диод 27 с сгO выходом.

3>5

Ь!1Ок заДапиЯ (фиl. 2), наири!>!Ср> Д !1! иосьмииозиционного контроллера машини Tcl> coJEcP2IcII I с! ао IJ7IIHiiPOHEiilllbiH JEOJIIITOJih

28 напряжения, соединеш!ый своим входом через pliçäåJIEITHJlüíûII диод 29 и зал!Ыкающии контакт 30 HTopui 0 реле времени с

ilcT 0 III EI Koine! liii TliII1Isl 24 > cH oil >vill выходами стабилизированны!! Дс,1итсль 28 иапряже»I»i соединяется с формирователем задающего сигнала, в inuJiiicililoro на резисторах

31 и конденсаторах 32, причем резисторы

31 и конденсаторы 32 соединены между соE>uIi через контакты коммутирующих реле

33, управляющие Входы которы.; присоединены к выходу контроллера 25 маш!шиста.

Выход формирователя задающег0 сигнала соединен с входом усилителя 34, выход когорого является выходом блока 26 задания.

Устройство работаст следующим образом.

Дизель запущен и работает без нагрузки с минимальной скорое!ью вращения вала. Замыкающие контакты 2i и 30 первого и второго реле времени разомкнуты. Включаются цепи управления для трогания тепЛОВОЗс! И 17PII PE1305EIТЫХ Зс!МЫКаlОЩИХ контактах 21 и 30 устанавливается требуемая из условий эксплуатации позиция контроллеры машиш1с!а. 11роисходит разгон вала дизель-генераторпой установки до требуемой скорости вра1цсния вала без приема нагрузки. Отсутствие напряжения i!a входе потенцпометров 7 задания обуславливает

OTC2 TCTHIIC ТОКс! В управЛя!Оиlей ОбМОТКЕ>

5. Рс!,, !Ятор 3 бУ2КДСНИЯ ЗаКРЫт И ПРП ПОДсияе Па ПСГО ИЕрсмсlili01 напряжения с возбудителя 2 на выходе рсгу.!ятора 3 возбуждения напряжение будет равно нулю.

Обмотка 1 возбуждения генератора будет обесточена до тех пор, пока не установится скорость вращения вала соответственно заданной позиции контроллера машинистаа и не замкнется замыкающий контакт 30 второго реле времени. С момента замыкания замыкающего контакта 30 напряжение с выхода источника 24 питания через контакт 30 и диод 29 поступает на вход стабилизированного делителя 28 напряжения, выходы которого соединены с входами формирователя задающего сигнала. С резисторов 31 папря2кение начинает подаваться через определе7Н7у10 цепь контактов коммутирующих реле 33, которые управляются контроллером 25 машиниста, на конденсаторы 32. Время заряда конденсаторов для каждой позиции контроллера машиниста устанавливается резисторами

31. Конденсаторы 32 соединены с входом усилителя 34. Усиленный по току сигнал с выхода усилителя характеризует сформированный блоком 26 задания сигнал для питания потенциометров 7 задания, 751674

Уровни максимальных значений напря>т<еттия лля одних и тех же позиций контроллера ня выходе блока 26 задания с помотцью элементов стабилизированного делителя 28 напряжения сохраняются такими же, 1тто и тта выходе тахометрического блока

16 ттзмереттия скорости вратцения дизеля в известном т стпойстве для возбуждения главного генератора. Характеристика нарастания по впемени напряжения на выхоле блока 26 задания рег слттруется величиной емкости конденсаторов 32.

С вьтхола блот<я 26 заланпя напряжение постчплет иа вход потенциометров 7 залания через разделlITE IhHbTH лиод 27. Нарастаттие тот<а и напряжен!!я генератора по впсмени определяется нарастанттем напряг!<ения, <ЬОПмTTnvpмого блоком 26 задания.

Пос.тс лостттжеттия максимальных значений

MoTTIHocTTT генепятопа размыкается замьткатоцптй 1<огттят<т 80 второго реле времени R блоке 26 заданття и замыкается замьткаюпптй контакт 21 первого реле впемени. Схема с этого момента начинает работать как и R известном vcTpollcTRL.

Преллагаемое устройство может быть ппттменеио на тепло озах с элет<тпической передачей постояттного тт пепеменно-постояттттого то«я, обоптловаттньтх сттстемамн автомлттт<тест<огn регулироваттия возб жчеиття глав!того генерлторя. а именно: в пепи обмотктт Возбс жденття возб литсля, в цептт об лотки Возб жлеттия полвоз&<лтттеля тт в ттспях nnp3тттой связи по току илтт наппяжеиито гллвиого генератора, В пенях обиятиой свя 11 хаил«теписттткм HлрастяHèÿ напряжения ттл вы;оле б:тока ттеобхолимо задать тл«ой, чтобы в начальный пспиол выхочное т лппяжеиие пспеси !ивало бы илГТПЯжЛттте Ня ВЫХОЛЕ ПОтЕТТТТИОМЕТПОВ Зада-!!!!я с тсм. чтобы дттзель-генепатоп выходил иа тпеб <еммто с«опость впатпения ва;та без нлгм<зт<и. Пос.те выходя дизель-генератора ня vcT3HoRFTBIIIvlocFT скорость Вплщения валя няппя>т<ентте необходимо меньщать ло нуля, что 6 лет обчславливать <велттчетттте тока В обмотке возбуждения главного генератора.

Фопму;тя изобрететтття

1. Устройство лля возбуждения главного гpllpp;Ianna тепловоза, приводимого во враитсттие дизелем. содержащее регулятор воз5

I0

50 бу>!<лег!!!я, выход «oTopor соси!шеи с 06тиот«ой возбуждения главного генепаторя. одтш из входог — с сттнхроннт IM возбуЛителсм, а лр готт — с RbfxnROM магнитного <силитсля. соедштсниого олнттм входом с выходом селсктттвиого узла, включатощего в себя потеищтометры обратной связи, соелиттеттттьте с потепттпометрлми задания через разде,тптельтптс \!Inò,т, пртт тем потенцттометры обплтттотт связи сослттиеиы терез выпрямите,тьпыс мосты с транс<1тормяторями постоянного тока и 11:тГтпяженття, л потеттцттометры злллнття связаны с олHTTM из выходов тахометричест<ого блока, лп <гой выход которого соелинетт через ттттд <т<тттвньти датчик и выппямптелт.ньтй мост с пагр зочньтм потенциометром ттттд .т<тттвттого лат тит<я, 3 вход — с р аспрс ле, ттттс льнт тм трансpnpMBTopnvl If контроллером мятишптстл. от,т и т а 10 TH е е с я хрМ. что. с целью позттшения э!<оно !!!!ности работы дизелт.гсиерлтотнтой устяттовктт при тт1оглиии тепловоза, отто снабжено б,током заллиття, дм мя ре,те RppM< нтт тт дополнителт.ттыми гтлзлетитслтньтт тт диодами, пптт тем блот< ."-яллттття Rpppз Очи!! Ттз лополштте, thTThT < Ряз, тслттте, ьньтх лттолов прттсос-лтптси câîèM Rblхоло

ТТЛ ЗЛЕ, ТТТТЕЛТ ТТЬПТ ДИОЛ If 3<3MhTT<3IOTIITITI КОТТТЛТ<Т ВТОРОГО PC,1< ВРЕXТЕН!1 Т< !!СТО 111111<1 ПТТтл иия.

2. Устпойстго пс и 1. п Tл тт т я тотт! с ее я тем, что б; ок зл I31IITFT cncTOITT ттз стлб Т,.тизипо тлттттого делителя илппяжсттття соелпт:с !!!тото с сттопмттповлтеле т злллтошего clTI— тт;I.тл. Вьтпс. IòòåTI!þãn Н3 резlfñòîl)ах и коттлс lтслтоп ах. TlpTTHеM пезттстопт т If T

Rinahf которых являются Лп гттмтт вхоЛами бло«3 за ляния и пписоелттттеньт т< вьтхолт

«оитроллепа мяпптнистл. ппи этом выход

fbopMITpoRaI e,тя задающего сигналя соедттнен с вхолом т"силт<теля, выход которого является выходом блока зяляния.

Источттттт<11 ттн<Ьопматттттт, ППИНЯтЬтЕ ВО ВНТТМатттТЕ ППтт ЭКСтТЕПтИЗЕ

1. Филонов С. П., FIppFInvcnR И. A., Knг>овит! В. M. u I i«OR ТО. Я. 3.1ет<тптт теская схема тепловоза 2 ТЭ116. М., «Транспоптъ, 1<175, с. 9 — 17, р. 6 (прототттп 1.

751674

1

1 (!

1 !

1 ! ! (3!

) ! Ïèã. 2

Составитель Н. Лысяков

Техред Л. Куклина

Корректоры: Л, Слепая и О. Гусева

Редактор М. Кузнецова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1212/11 Изд. № 357 Тираж 772 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для возбуждения главного генератора тепловоза Устройство для возбуждения главного генератора тепловоза Устройство для возбуждения главного генератора тепловоза Устройство для возбуждения главного генератора тепловоза Устройство для возбуждения главного генератора тепловоза 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам регулирования напряжения синхронных генераторов транспортных ч о средств (СГТС), и может быть использовано преимущественно в качестве аварийного возбуждения СГТС

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для перемещения грузов и материалов в металлургии, литейном производстве и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к устройству для управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей содержит задатчик и датчик скорости, блок управления регулятором дизеля, датчики тока и напряжения тягового генератора, ключевой элемент, интегратор, блоки сравнения, два функциональных преобразователя, два блока умножения, сумматор и ключевой элемент. Устройство содержит дополнительно второй интегратор, третий функциональный преобразователь, три блока умножения, логическое устройство, пороговое устройство, первый и второй дополнительные задатчики и второй сумматор. Технический результат изобретения заключается в повышении быстродействия, а также динамической и статической точности поддержания скорости. 1 ил.
Наверх