Гребной винт со съемными лопостями

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

% (n)770925 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву Р 374006 (22) Заявлено 221278 (21) 2700775/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет

Опубликовано 151080. Бюллетень ¹ 38

Дата опубликования описания 15.1080 (S1) е. Кл.

В 63 Н 1/20

Государственный номитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.12:

:532.582.5.037 (088. 8) (72) Автор изобретения

Н.С. Высокородов,4IIeet ъа;

° . (71) Заявитель

Ленинградский институт водного транспорта .

J (54} ГРЕБНОЙ ВИНТ СО СЪЕМНЫМИ ЛОПАСТЯМИ

Изобретение относится к судостроению.

По основному авт. св. Р 374006 известен гребной винт со съемными 5 лопастями, имеющими хвостовик, установленный в гнездо ступицы, причем хвостовик выполнен с торцовой концентрической выемкой, в которой установлен распорный сухарь со свободной 10 посадкой в верхней части выемки и прессовой посадкой в нижней ее части, I причем выемка и торцовая часть тела хвостовика снабжены каналами для присоединения гидравлической системы запрессовки и выпрессовки хвостовика путем поступательного перемещения распорного сухаря (1).

В результате установки сухаря в нижнее положение, при котором происходит фиксация лопасти в гнезде ступицы от перемещения вдоль и вокруг ее оси, последняя осуществляется эа счет сил трения, возникающих на сопрягающихся поверхностях. 25

Однако длина линии контакта не может быть больше половины высоты комля, поэтому для тяжело нагруженных гребных винтов невозможно обеспечить требуемую прочность соедине- ЗО ния без назначения контактных давлений, превышающих предел текучести материала лопасти. У лопастей этих гребных винтов при ремонте после удаления распорного сухаря из выемки в теле хвостовика, на контактных поверхностях сухаря и выемки образуются задиры, что создает необходимость изготовления сухаря большего размера и расточки выемки под новый размер сухаря. Не всегда удается осуществить и выпрессовку распорного сухаря из выемки, вследствие чего его удаление из выемки путем расточки не во всех случаях возможно из-за повышенной твердости материала сухаря.

Цель изобретения — повышение прочности, надежности соединения лопастей со ступицей и ремонтопригодности.

Это достигается тем, что каждый распорный сухарь выполнен составным из двух частей, причем наружная часть — в виде кольца с цилиндрической внешней и конической внутренней поверхностями, а внутренняя часть в виде конусной пробки, причем кольцо зафиксировано в хвостовике лопас770925 ти от осевого перемещения. У такого винта на поверхности конусной пробки выполняют кольцевые канавки, а внутри - центральный канал, сообщеннный с канавками.

На фиг. 1 показан описываемый гребной винт с незакрепленной в гнез-, де ступицы лопастью; на фиг. 2 то же,с закрепленной в гнезде ступицы лопастью.

Гребной винт содержит ступицу 1, и съемные лопасти 2. Каждая лопасть имеет хвостовик 3, выполненный с концентрической выемкой 4, в которой установлен распорный сухарь, состоящий из кольца 5 и конусной пробки б.

Полость концентрической выем::и выполнена строго цилиндрической формы одинакового диаметра по всей высоте, и может сообщаться посредством канала 7 с гидравлической системой. Для присоединения гидравлической системы к торцовой части хвостовика служит канал 8. Кольцевые канавки 9 на поверхности пробки 6 посредством центрального канала 10 могут быть присоединены к гидравлической системе.

В хвостовике лопасти и кольце выполнены радиальные отверстия 11 для установки цилиндрических штифтов

12, которые стопорят от осевого перемещения кольцо 5 при движении пробки 6 в заданное положение. Распорный сухарь перед установкой в концентрическую выемку хвостовика 3 лопасти 2 добирают так, что торец пробки б со стороны ее большего диаметра выступает из кольца 5 на величину h, которая определяется расчетным путем, с целью распирания кольца 5 до заданной величины продвижением пробки

6 (в процессе монтажа лопасти 2) до ее заданного положения. При этом

h задают с учетом предварительной взаимной пригонки конусных поверхностей кольца 5 и пробки б. Установку собранного таким образом распорного сухаря в выемку хвостовика лопасти также осуществляют с небольшим натягом путем его охлаждения или нагрева хвостовика. Установку лопасти в гнездо ступицы производят в сборе с распорным сухарем. Далее подключают гидравлическую систему, подачей жидкости через канал

7 перемещают пробку в заданное поло- жение и распертый хвостовик закрепляют в гнезде ступицы по всей его высоте. Выпрессовку хвостовика осуществляют давлением,.:чдкости от гидравлической системы, подклюненной к каналу. Извлечение распорного сухаря из выемки хвостовика лопасти производят путем установки пробки в исходное положение также давлением жидкости, которую подают от присоединенной гидравлической системы через канал 10 к кольцевым канавкам 9.

При этом кольцо 5 возвращается в исходное положение и может быть свободно удалено без повреждения контактных поверхностей кольца и выемки.

15 Выполнение распорного сухаря составным позволяет довести длину линии контакта равной длине хвостовика

3 лопасти 2,т.е. увеличить ее в два раза по сравнению с известным устрой2О ством-прототипом. Увеличение длины линии контакта значительно повышает прочность и надежность крепления хвостовика лопасти в гнезде ступицы при одновременном снижении удельного

25 давления на их контактных поверхностях.

Формула изобретения

1. Гребной винт со съемными лопастями по авт. св. СССР Р 374006, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности, надежности соединения лопастей со ступицей и,повышения ремонтопригодности, каждый распорный сухарь выполнен составным из двух частей, причем наружная часть — в виде кольца с цилиндрической внешней и конической внутрен40 ней поверхностями, а внутренняя часть — в виде конусной пробки, причем кольцо зафиксировано в хвостовике лопасти от осевого перемещения.

2. Винт по и. 1, о т л и ч а ю45 шийся тем, что на поверхности конусной пробки выполнены кольцевые канавки, а внутри — центральный канал, сообщенный с канавками.

Источники информации, 50 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 374006, кл. В 63 Н 1/20, 27. 04. 71 (прототип).

Гребной винт со съемными лопостями Гребной винт со съемными лопостями Гребной винт со съемными лопостями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх