Механизм поворота лопаток соплового аппарата турбины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Опубликовано 3 10 80. Бюллетень 1+ 40

Дата опубликования описания 011180 (51)М. Кл.

F 01 0 17/14

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 438 (088. 8) (72) Автор изобретения

A. Н. Богачук

Ярославский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции моторный завод (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ЛОПАТОК СОПЛОВОГО

АППАРАТА ТУРБИНЫ

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в осевых газовых турбинах.

Известен механизм поворота лопаток соллового аппарата турбины, со- 5 держащий подшипник скольжения, наружная обойма которого кинематически соединена с цапфами лопаток, а внутренняя — с корпусом соплового аппарата (1». 10

Однако в указанной конструкции ее работоспособность в значительной степени зависит от температурных деформаций корпуса, что снижает надежность.

Известен также механизм поворота лопаток соплового аппарата турбины, являющийся ближайшим техническим решением к описываемому, содержащий подшипник качения, наружная обойма которого кинематически соединена с 20 цапфами лопаток, а внутренняя — с корпусом соллового аппарата посредством радиальных штифтов, установленных в отверстиях корпуса и обоймы «2» . 25

Однако в такой конструкции лри неравномерной температурной деформации корпуса в окружном направлении отгибаются от радиального направления, в результате чего может про- Зр исходить эаклинивание подшипника, нарушается геометрия его беговой дорожки и таким образом снижается надежность.

Целью изобретения является повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что отверстия в обойме выполнены в виде овала, большая ось которого расположена в плоскости вращения.

На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм, поперечный разрез; на фиг. 2 — сечение А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 1.

Предлагаемый механизм содержит подшипник качения, наружная обойма 1 которого кинематически соединена с цапфами 2 лопаток, а внутренняя обойма 3 — с корпусом 4 соплового аппарата посредством радиальных штифтов 5, установленных в отверстиях б и 7 корпуса 4 и обоймы 3. Отверстия 7 в обойме 3 выполнены в виде овала, большая ось которого расположена в плоскости вращения. Овальная форма отверстий 7 и расположение их на обойме 3 подшипника большей осью в плоскости вращения обеспечивают свободу окружного перемещения радиальных штифтов 5 в отверстиях 7, благодаря чему

775350

Формула изобретения

Фиг. 1

A-A

Фиг. 3

Составитель С,. Гуров

Редактор T. Горячена текред с.митУиоаа орректор а ГРиденко сное

Заказ 7 685/43 Тираж 583 Подпи

ВНИИПИ Государственного кОмИтета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 полностью исключается влияние нерав-" номерных температурных деформаций корпуса 4 и обоймы 3 на работоспособность подшипника, что повышает на ежностье

Механизм поворота лопаток сопловоzo аппарата турбины, содержащий подшипник качения, наружная обойма которого кинематически. соединена с цапфами лопаток, а внутренняя — с корпусом соплового аппарата посредством радиальных штифтов, установленных в отверстиях корпуса и обоймы, о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью повышения надежности, отверстия в обойме выполнены в виде овала, большая ось которого расположена в плоскости вращения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии Ф 47-29605, кл. 51 -В 731, опублик. 1972.

2. Михалев В. С. Вопросы конструирования регулируемых сопловых аппаратов малоразмерных транспортных газотурбинных двигателей. — "Автомобильная промышленность", 1969, М 2, с. 3, рис. 2.

Механизм поворота лопаток соплового аппарата турбины Механизм поворота лопаток соплового аппарата турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к парорегулирующему клапану для паровых турбин, содержащему расположенную в корпусе клапанную вставку, проходящий в сальниковой набивке шпиндель клапана, скользящий в клапанной вставке конус клапана и расположенный в корпусе клапана диффузор клапана, а также гидропривод

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и предназначено для регулирования давления пара на выходе турбины

Изобретение относится к энергомашиностроению, в частности к турбостроению, и представляют собой одну из основных деталей парораспределения турбины, предназначенную для размещения в ней шпинделя (штока) с клапаном

Изобретение относится к знергомашиностроению, в частности к турбостроению, и предназначено для регулирования расхода пара через паровую турбину

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к конструкции регулируемых направляющих аппаратов компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области турбиностроения, а именно к способам регулирования центростремительной турбины с безлопаточным направляющим аппаратом, и может быть использовано, например, в агрегатах наддува двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в турбомашинах, в теплоэнергетике, в транспортных газотурбинных двигателях, системах газотурбинного наддува двигателей внутреннего сгорания, в энергоустановках с газовой турбиной на топливных элементах

Изобретение относится к устройствам для регулировки угла поворота лопаток в турбомашине, в частности, в турбовинтовом двигателе или турбореактивном двигателе самолета
Наверх