Способ контроля качества поверхностижелоба колец подшипников качения

 

пщ 827975

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Васе Вееетехих

Сепиапистических

Респу6пик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.05.79 (21) 2769002/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (51) М. К .

G 01B 21/20

Государственный кемитет ссср пе денем иаебретений и аткрытий (53) УДК 620.179.14 (088.8) (72) Авторы изобретения

П. Б. Бамбалас, В. И. Жегас, М. С, Рондоманскас и В. И. Чуприн

Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТИ

)КЕЛОБА КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в подшипниковой промышленности для контроля качества подшипников.

Известен способ контроля качества поверхности желоба колец подшипников, основанный на использовании измерительного щупа, оптико-электронного преобразователя перемещений щупа в электрические сигналы, передающей телевизионной трубки, растрового диска с несколькими растровыми решетками, установленного на оси исполнительного механизма между оптической системой и телевизионной трубкой, заключающийся в том, что ощупывают профиль желоба измерительным щупом, преобразуют движение щупа в электрические сигналы, по значению которых судят о качестве поверхности желоба (1).

Недостатком этого способа контроля качества поверхности желоба колец подшипников является сложная схема реализации способа, требующая применения оптикоэлектронной системы, передающей телевизионной трубки, растровых дисков, исполнительного механизма-привода и других систем. В связи с этим при осуществлении способа требуется проведение ряда дополнительных операций настройки систем, что усложняет процесс контроля. Кроме того, известный способ отличается длительностью осуществления процесса контроля, а, следовательно, он низко производителен и не может найти широкого применения при

5 массовом контроле качества поверхности желобов колец подшипников в производительных условиях.

Наиболее близок к изобретению по технической сущности способ контроля каче10 ства поверхности желоба колец подшипников качения, заключающийся в том, что ощупывают профиль желоба измерительным щупом, преобразуют движения щупа в электрические сигналы и по ним судят о

15 качестве поверхности желоба (2).

Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает необходимой производительности контроля, так как требует

2О проведение ряда дополнительных операций настройки при установке контролируемого кольца подшипника и прижатию его к ребрам пластинчатой опоры, регулировке оптико-электронной системы. Кроме того, из25 вестный способ позволяет только контролировать отклонение величины радиуса желоба от образцового профиля и не дает возможности осуществить контроль качества поверхности профиля желоба (шерохова30 тость, волнистость).

827975

30

LI I3

Цель изобретения — повышение производительности контроля.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что в качестве измерительного щупа выбирают тело качения подшипника, приводят измерительный щуп в возвратноколебательное движение вдоль профиля желоба, регистрируют импульсы соударения измерительного щупа при его движении, считают число импульсов за каждый полупериод колебаний и число импульсов за период полного затухания колебаний, а о качестве поверхности желоба судят по кривой изменения числа импульсов за каждый полупериод колебаний и по общему числу импульсов.

На фиг. 1 изображена схема реализации предлагаемого способа; на фиг. 2 — характер кривой затухания числа импульсов I соударений эталонной поверхности шарика с микронеровностями контролируемой IIQверхности желоба за каждый полупериод

Т/2 колебаний и кривая изменения накопленного числа импульсов ZI за период 1 полного затухания колебаний шарика.

Схема реализации способа включает контролируемое кольцо 1 подшипника, установленное на жестком основании 2, эталонное тело качения 3, например шарик, пьезопреобразователь 4, предусилитель 5, усилитель — измерительный блок б и регистратор-самописец 7.

Контролируемое кольцо 1 подшипника устанавливают на жестком основании 2, на котором предварительно закреплен пьезопреобразователь. Тело качения (шарик) 3 с эталонной поверхностью накладывают на контролируемую поверхность желоба кольца 1 и, отклоняя шарик от вертикальной оси на определенный угол, например

40 — 45, создают ему свободное возвратноколебательное движение вдоль профиля желоба. Во время колебательного движения шарика по желобу с помощью аппаратуры

4 — 7, работающей по известному принципу, регистрируют число импульсов 1 соударений эталонной поверхности шарика при его движении с микронеровностями поверхности желоба за каждый полупериод колебаний Т/2 и накопленное число импульсов Х1 за период полного затухания колебаний шарика. На фиг. 2 приведен график кривой

I затухания числа импульсов за каждый полупериод колебаний шарика и кривой

Х (накопленного числа импульсов за период полного затухания шарика. При наличии неоднородностей контролируемой поверхности желоба (мелкие дефекты, волнистость, отклонение формЫ) значения ординат кривой I уменьшаются скачкообразно, т. е. огибающая ординаты кривая (на фиг. 2 не показана) отклоняется от плавного характера теоретической кривой затухающего колебательного движения. По стабильности характера кривой затухания числа импульсов на каждый полупериод колебаний судят о наличии дефектов на контролируемом участке поверхности желоба: При отсутствии неоднородностей поверхности желоба кривая затухания числа импульсов имеет плавный характер и по плавности приближается к теоретической кривой затухающего колебательного движения. Накопленное число импульсов Х 1 за период полного затухания колебаний шарика характеризует степень шероховатости поверхности желоба, так как в общей сумме накопленного числа импульсов Х I, составляющей примерно значение 10"", колебания числа импульсов за каждый полупериод сглаживаются.

При контроле качества поверхности другого участка желоба кольцо 1 поворачивают относительно основания 2, и испытание проводят повторно. Длительность одного испытания составляет примерно 10 — 15 с.

Формула изобретения

Способ контроля качества поверхности желоба колец подшипников качения, заключающийся в том, что ощупывают профиль желоба измерительным щупом, преобразуют движения щупа в электрические сигналы и по ним судят о качестве поверхности желоба, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности контроля, в качестве измерительного щупа выбирают тело качения подшипника, приводят измерительный щуп в возвратно-колебательное движение вдоль профиля желоба, регистрируют импульсы соударения измерительного щупа при его движении, считают число импульсов за каждый полупериод колебаний и число импульсов за период полного затухания колебаний, а о качестве поверхности желоба судят по кривой изменения числа импульсов за каждый полупериод колебаний и по общему числу импульсов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

_#_o 364842, кл. G 01Â 19/54, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Ко 375415, кл. G 01В 19/54, 1973 (прототип).

827975

Рж2

Составитель П. Шкатов

Техред И. Заболотнова

Редактор И. Гохфельд

Корректор А. Степанова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 648/18 Изд. К» 312 Тираж 661 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ контроля качества поверхностижелоба колец подшипников качения Способ контроля качества поверхностижелоба колец подшипников качения Способ контроля качества поверхностижелоба колец подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля технического состояния рельсового подвижного состава

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к оптико-электронным устройствам для бесконтактного измерения отклонения поверхности длинных узких объектов от прямолинейного на заданном отрезке и может быть использовано для контроля прямолинейности поверхности катания рельса

Изобретение относится к устройствам для контроля геометрических размеров и дефектов типа посечек, сколов, трещин стеклоизделий

Изобретение относится к производству радиально-упорных шарикоподшипников и применяется для контроля смещения точки контакта относительно номинального положения на дорожке качения колец одно- и двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников

Изобретение относится к области производства радиально-упорных шарикоподшипников, в частности к определению диаметров шариков по результатам измерения дорожек качения наружных и внутренних колец перед сборкой подшипника

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для контроля шероховатости

Изобретение относится к оптико-электронным методам определения планшетности листового материала, например металлопроката, и может найти применение в прокатных цехах металлургического производства и производства с листопрокатными технологиями

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может найти применение для бесконтактного измерения и контроля геометрических параметров компрессорных и турбинных лопаток и других подобных изделий сложной формы
Наверх