Упругая муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ ""8З

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное н авт. свид-ву(22) Заявлено 0709.79 (21) 2816859/25-2 с присоединением заявки М— (23) Приоритет (51)М. Кл З

F 16 D 3/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Опубликовано 15.06.81. Бюллетень 1 1о 22 (53) УДК 621. 825.

7 (088. 8) Дата опубликования описания 1506.81 (72) Авторы изобретения

О Н "нтонов В И Кочетков и Г М Яку 9цич ! (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам, соединяющим валы.

Известны упругие муФты, содержащие ведущую и ведомую полумуфты, между выступами которых установлены цилиндрические винтовые пружины, контактирующие с выступами полумуфт через шарнирные сухари (1) .

l0

Недостатками таких муфт является невысокая амортизационная способность, а также небольшие углы закручивания, не превышающие Зо

Наиболее близкой к предлагаемому является упругая муфта, содержащая 1з ведущую полумуфту с профилированными кулачками, ведомую полумуфту и пружинный элемент, поджимающий ведущую. полумуфту к ведомой, (2).

Недостатками известной муфты явля- 2О ется невысокая амортизационная и демпфирующая способности.

Цель изобретения — увеличение амортиэационнОй и демпфирующей способностей муфты.

Указанная цель достигается тем,что муфта снабжена профилированными вкладышами,ведомая полумуфта выполнена в виде кожуха с внутренними шлицами, входящими в зацепленйе со шлицами ко- ЗО жуха, пружинный элемент выполнен в виже пакета внутренних и наружных клиновых колец, размещенных вдоль оси муф-. ты между торцовыми поверхностями обойм и кожуха,. в полости, образованной обоймами, размещены профилированные вкладыши и кулачки ведущей полумуфты, причем контактные поверхности кулачков и вкладышей выполнены винтовыми.

Кроме того, полость кожуха заполнена охлаждающей жидкостью, а клиновые кольца пружинного элемента выполнены с ребрами охлаждения и с отверстиями для циркуляции охлаждающей жидкости.

На фиг. 1 изображена упругая муфта, осевой раз1зеэ; на фиг. 2 — ведущая полумуфта.

Упругая;муфта содержит закрепленную на валу двигателя ведущую полумуфту 1 с профилированными кулачками

2, контактные поверхности которых выполнены винтовыми (соответственно правого и левого вращения) с углом лодьема, например, 9, ведомую полумуфту, выполненную в виде двухсекционного ,кожуха 3 с внутренними шлицами 4, бо ковых обойм 5 с наружными шпицами 6, входящими в зацепление со шлицами 4 кожуха 3, а также пружинный элемент, 838135 состоящий из внешних 7 и внутренних

8 пружинных клиновых колец, соединенных между собой конусными поверхностями со взаимным перекрытием. В полостях 9 -обойм 5 жестко закреплены профилированные вкладыши 10, контактные поверхности которых, примыкающие к кулачкам 2, выполнены винтовыми (соответственно правого и левого вращения), и размещены кулачки 2 ведущей полумуфты 1. Обе секции кожуха З,стягивающие пакеты кольцевых пружин, состоящие из колец 7 и 8, установлены с предварительным натягом на ступице ведущей полумуфты 1 через промежуточные втулки 11 и скрепляются между собой болтами 12. Секции кожуха 3 имеют на наружной поверхности ребра охлаждения 13.На торце кожуха 3 имеется шлицевой венец 14 для передачи крутящего момента на привод. Для центровки пружинных пакетов имеются оправки 20

15,закрепленные на кожухе 3 ведомой полумуфты. 70-80% внутренней полости муФты заполняет жидкая смазка для трущихся частей муфты, которая является одновременно охлаждающей жидкос- 5 тью. Для герматизации внутренней полости муфты установлены уплотнения

16 и 17. Клиновые кольца пружинного элемента снабжены ребрами охлаждения

18 и отверстиями 19 для циркуляции охлаждающей жидкости.

Муфта работает следуюшим образом.

При нагружении муфты ведущая полумуфта 1 закручивается двигателем,раздвигая при этом кулачками 2 в противоположные стороны по внутренним шлицам 4 боковые обоймы 5, содержащие шлицы 6. При движении вдоль оси муфты боковые обоймы 5 сжимают пакеты пружинных колец 7 и Ц. С увеличением угла закручивания ведущей полумуфты 40

1 нагрузка на пружины возрастает,сле-, довательно, возрастают и силы трения между контактными винтовыми поверхностями ведущей полумуфты 1 и боковых обойм 5, сцепленных своими шлицами б с внутренними шлицами 4 кожуха 3.

По мере возрастания нагрузки силы трения стремятся. выравняться. В конце закрутки силы трения равняются с величиной окружного усилия ведущей полумуфты и угловые скорости обеих полумуфт выравниваются.

Экономическая эффективность изобретения состоит, с одной стороны, в увелиФейии амортизационной способ< ности муфты в период .пуска, останова и воздействия ударных нагрузок за счет большой податливости муфты.Муфта имеет возможность упруго деформироваться на угол 60 в окружном направлении. Такая податливость .снижа- Щ ет в десятки раз напряжения в приводе нри воздействии на него ударных нагрузок. Снижение ударных напряжений IIosволяет увеличить надежность работы привода или снизить вес его деталей, сделать их менее габаритными и более легкими. С другой стороны, в такой муфте снижаются напряжения, вызываемые резонансными режимами работы привода, в связи с наличием повышенного трения между элементами муфты, приводящего к значительной диссипации энергии кслебаний. Рассеиваемая энергия превращается в тепло, которое эффективно отводится от деталей муфты за счет ребер охлаждения на поверхностях пружинных колец. В результате рассеивания энергии колебаний снижаются напряжения в приводе, особенно в режимах резонанса или вблизи последнего.

Таким образом, надежность привода возрастает в этом диапазоне рабочих режимов привода, что очень важно в авиационном стендо-исследовательском оборудовании, которое работает в очень широких диапазонах окружных скоростей и динамических нагрузок.

Формула изобретения

1. Упругая муфта, содержащая ведущую полумуфту с профилированными кулачками, ведомую полумуфту и пружинный элемент, поджимающий ведущую полумуфту к ведомой, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью увеличения амортизационной и демпфирующей способностей, она снабжена профилированными вкладышами, ведомая полумуфта выполнена в виде кожуха с внутренними шлицами и двух обойм с наружными шлицами, входящими в зацепление со шлицами кожуха, пружинный элемент выполнен в виде пакета внутренних и наружных клиновых колец, размещенных вдоль оси муфты между торцовыми поверхностями обойм и кожуха,в полости, образованной обоймами, размещены профилированные вкладыши и кулачки ведущей полумуфты, причем контактные поверхности кулачков и вкладышей выполнены винтовыьы .

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что полость кожуха заполнена охлаждающей жидкостью, а клиновые кольца пружинного элемента выполнены с ребрами охлаждения и с отверстиями для циркуляции охлаждающей жидкости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Орлов П.И . OcHosbI конструирования. М., Машиностроение, 1977, т. 1, с. 572, р.414.

2. Поляков В.С,, Барбаш И.Д. Муфты. М,-Л., Машгиз, 1955, с.206, р.136.

Составитель Т.Янова

Техред Н.Бабурка Корректор Н.Бабинец

Редактор К.Волощук

Заказ 4385/45 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Упругая муфта Упругая муфта Упругая муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 832158

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам для соединения валов с перекосом

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей
Наверх