Дорожная плита

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. сеид-ву(22) 3аявлеио 271078 (21) 2679629/29-33 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.0681. Бюллетень № 24 (51)М. Кл

Е 01 С 5/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 625.8. .815.5(088.8) Дата опубликования описания 300681

К.И. Львович, В.Л. Яструбинецкий, Э.М.

Л.В. Городецкий, М.М. Родионов, N.Ñ. Белоц . и С. Б. Духовный

Научно-исследовательская лаборатория химической механики материалов и техн процессов Главмоспромстройматериалов

Мосгорисполкоме и Научно-исследовате институт НИИМосстрой Главмосстроя при Мосгорис (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ДОРОЖНАЯ ПЛИТА

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к конструкциям жестких дорожных одежд иэ сборных элементов.

Известна конструкция дорожной плиты с расположенными вдоль контура плиты и примыкающими друг к другу выемками на нижней поверхности, имеющими наклонные восходящие и нисходящие от центра .к краям плиты грани (11.

Эта конструкция представляет собой квадратную плиту с "двускатными" выемками на нижней поверхности, расположенными вдоль контура, благо даря чему плита оперта на грунт по контуру и в центральной части.

Недостатком плиты является необходимость в Нагнетании под плиту цементного раствора, так как расположение и форма выемок в ней приводит к снижению несущей способности и не позволяет значительно снизить материалоемкость.

Наиболее близкой к предлагаемой является дорожная плита, включающая тело переменного сечения с выемками, имеющими наклонные и горизонтальные грани, и выступами, расположенными по периметру и в средней части (2). ЗО

Недостатком такой плиты является нерациональное распределение материала в конструкции за счет опирания плиты на основание как по контуру, так и в центре плиты.

Цель изобретения — снижение материалоемкости,плиты, эа счет обеспечения ее работы, как опертой по контуру, и повышение ее эксплуатационной надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в конструкции плиты, включающей тело, на нижней поверхности которого образованы в центре выступ с наклонными боковыми гранями и по периметру тела выступ с наклонной поверхностью, обращенной к выступу в центре тела, причем наклонные поверхности выступов сопряжены с горизонтальной нижней поверхностью тела, выступ в центре тела выполнен меньшей высоты, чем выступ по его периметру, а ширина выступа, расположенного по периметру, меньше ширины тела плиты в 8-12 раз.

На фиг. 1 изображена плита, вертикальный разрез, на фиг. 2 — то же, вид снизу:

Дорожная плита содержит тело 1 и выполненные на его нижней поверх-;

842117 ности 2 выемки 3. Количество выемок

3 соответствует числу боковых граней 4 плиты.. Каждая выемка 3 имеет наклонные восходящую 5 и нисходящую б грани, а также горизонтальную грань 7, расположенную между наклонными. Толщина 8 плиты в центре меньше толщины 9 ее по краям. Соотношение углов наклона к горизонту нисходящей б (Ы.) и восходящей 5 (P ) граней может изменяться от 5 до 15, а ширина опорного контура Плиты в меньше ширины плиты а в 8-12 раэ.

Данные соотношения размеров элементов плиты, а также наличие гори. зонтальных граней у выемок создает специальную форму каждой выемки, представляющую собой в поперечном сечении неравнобедренную трапецию, смещенную к краю плиты. Дорожная плита сохраняет достоинство известной конструкции — опирание на основание по наружному контуру, что упрощает работы по подготовке основания и укладке плиты. В предлагаемой плите надежность опирания именно по наружному контуру повышена благодаря уменьшенной толщине плиты в центре по сравнению с ее толщиной(по краям. Опертая таким образом плита. работает на вертикальную нагрузку, как пластина с шарнирным опиранием по контуру, причем наибольшие усилия возникают в средней части плиты.

Описываемая- форма выемок обуславливает рациональное распределение материала так, что максимальным усилиям соответствует наибольшая толщина плиты. Величина зазора 10 между центральной частью плиты и основанием может, быть выбрана таким, что при проходе сверхтяжелой нагрузки (превосходящей расчетную) прогиб плиты превысит величину зазора 10, и плита окажется опертой также и в центре, что предотвратит разрушение плиты.

Данное соотношение углов наклона граней определяется следующими усЛОВИЯМИ.

Угол наклона с к горизонту нисходящей грани б не может быть более

80-85 йз условия технологичности изготовления плиты (возможности распалубки). С точки зрения экономической эффективности наклон грани б должен быть максимально крутым, поскольку целесообразно "сместить" выемки возможно ближе к краям плиты, так как при прочих равных условиях объем выемок увеличивается пропорционально квадрату расстояния выемок от центра плиты.

Угол наклона Р к горизонту восходящей грани 5 является также острым углом и составляет 1/15 — 1/5 угла а.. В случае, если угол )Ъ меньше 1/15 угла с, выемка. максимально смещается к краю плиты, однако глубина выемки при этом настолько мала, что экономический эффект неоправданно резко снижается. При величине угла pi, большей 1/5 М, часть выемки попадает в зону действия наибольших изгибающих моментов от вертикальной нагрузки, что приводит к необходимости увеличения высоты, а, следовательно, и материалоемкости плиты.

Данное соотношение ширины плиты а и ширины опорного контура в определяется следующими условиями.

В том случае, когда ширина опооного контура в составляет менее

1/12 ширины плиты а, значительно возрастает давление на грунт под подошвой плиты, что приводит к вдавливанию плиты в грунт и ухудшению поверхности дорожного покрытия. При ширине опорного контура в, превышающей 1/8 ширины а, значительно уменьшается объем выемок, что приводит к неоправданному снижению экономического эффекта.

Экономический эффект предлагаемой дорожной плиты заключается в том, что она позволяет создать надежное опирание на грунт и рационально распределять материал.

Использование изобретения позволяет уменьшить объем бетона в плите на 18%, что при стоимости материалов на 1 м бетона около 25 р, сос3 тавит 112,5 тыс. р в год экономии

„материалов только на одном заводе.

Формула изобретения

Дорожная плита, включающая тело, на нижней поверхности которого образованы в центре выступ с наклонными боковыми гранями и по периметру тела выступ с наклонной поверхностью, обращенной к выступу в центре тела, причем наклонные поверхности выступов сопряжены с горизонтальной нижней поверхностью тела, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью снижения материалоемкости плиты при обеспечении ее работы, как опертой по контуру, и повышения ее эксплуатационной надежности, выступ в центре тела выполнен меньшей высоты, чем выступ по его периметру, а ширина выступа, расположенного по периметру, меньше ширины тела плиты в 8-12 раз.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Сборные покрытия автомобильных дорог. Под ред. В.М. Могилевича.

M., "Высшая школа", 1972, с. 16-17, рис. Зз.

2. Бируля А.К. Сборные железобетонные покрытия автомобильных дорог.

M., Автотрансиздат, 1960, с. 37.

842117

ro (Рие, 1

Щиг, 2

Составитель Е. Оршанский

Тех ред М. Рей вес корректор A. Гриценко

Редактор Е. Дичинская

Заказ 4989/25 Тираж 561

ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

Дорожная плита Дорожная плита Дорожная плита 

 

Похожие патенты:

Плита // 143055

Изобретение относится к промышленному и гражданскому строительству и может быть использовано при строительстве дорог, аэродромов, фундаментов под различные сооружения, а также при строительстве любых сооружений на слабых грунтах

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог или площадок с цементобетонными покрытиями

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве дорог и площадок с центробежными покрытиями
Изобретение относится к промышленности строительных материалов и может быть использовано в производстве брусчатки для изготовления элементов мощения площадей, тротуаров, посадочных площадок на линиях общественного транспорта

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть применено при строительстве автомобильных дорог

Изобретение относится к брусчатке, в частности, из бетона для покрытия мостовых

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для покрытия дорог, пешеходных дорожек и других сборных покрытий

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в покрытии дорог, пешеходных дорожек и других сборных покрытиях

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в покрытии дорог, пешеходных дорожек и других сборных покрытиях
Наверх