Механизм для преобразования возвратнопоступательного перемещения вовращательное
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советск их
Социалистических
Республик 842312 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.03.78 (21) 2591585/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (51) М Кл.
F 16 Н 19/04
Государственный коннтет (23) Приоритет—
Опубликовано 30.06.81. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 05.07.81 (53) УД К 621. 837..7 (088.8) ло делан нзобретеннй н открытий (72) Автор изобретения
В.. Н. Лескин
Калининградское производственно-конструкторское объединение «Стрела» (71) Заявитель CKC0103P p g (54) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТН -«, Ид1АГДт11Р
ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВО ВРАШАТЕЛЬ дй Т „, 1)
ГЕХНИГ18<11ДЯ
БИБ.!!! бтО," А
Изобретение относится к машиностроению.
Известны устройства для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, содержащие силовой цилиндр, шток которого с помощью симметричного зубчато-рычажного механизма, связан с выходным валом (1).
Как и всякому кривошипно-ползунномумеханизму ему свойственны наличие переменного плеча передачи усилий и «мертвых»точек ползуна, что является недостатком механизма.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является механизм для преобразования возвратнопостуиательного перемещения во вращательное, содержащий силовой цилиндр, выходной вал, зубчатое колесо с внешними зубьями, установленное на выходном валу и кинематически связанное со штоком силового цилиндра (2).
Известный механизм имеет переменное по величине плечо приложенной от ползуна силы, что приводит к переменному во времени вращающему моменту. На ползуны действуют боковые силы, увеличивающие трение ползуна о направляющие и снижающие КПД механизма. Для прохождения
«мертвых» точек необходим маховик, что увеличивает вес механизма.
Цель изобретения — повышение коэффициента полезного действия и выравнивание величины вращающего момента во времени.
Поставленная цель достигается тем, что механизм снабжен дополнительным силовым цилиндром, штоки выполнены в виде зубчат тых реек, а кинематическая связь выполнена в виде установленных свободно на выходном валу водила, колеса с внутренними зубьями, двух зубчатых секторов, взаимодействующих каждый с одной из зубчатых реек, паразитного зубчатого колеса, взаимо1 действующего с зубчатыми колесами с наружными и внутренними зубьями, двух сателлитов, размещенных диаметрально противоположно на водиле и взаимодействующих каждый с одним из зубчатых колес, и двух тяг. шарнирно связывающих каждая сателлит и зубчатый сектор.
На чертеже приведена схема механизма для преобразования возвратно-поступательного перемещения во вращательное.
84231
Формула изобретения
Механизм содержит два идентичных силовых цилиндра — основной 1 и дополнительный 2, штоки которых выполнены в виде зубчатых реек 3 и 4, кинематически связанных с зубчатым колесом 5 с наружными зубьями, установленным на выходном валу 6. Кинематическая связь осуществляется следующим образом. Зубчатые рейки 3 и 4 порознь взаимодействуют с двумя зубчатыми секторами 7 и 8, установленными свободно на выходном валу 6. Там же установлены свободно колесо 9 с внутренними 10 зубьями и водило 10, несущее два сателлита ll и 12, размещенные диаметрально противоположно на водиле 10. Сателлит 11 входит в зацепление с колесом 9, а сателлит 12 — с колесом 5. Кроме того, колеса 5 и 9 кинематически связаны между собой посредством паразитного колеса 13, а сателлиты 11 и 12 шарнирно связаны соответственно с зубчатыми секторами 7 и 8 посредством тяг 14 и 15.
Механизм работает следующим образом. 2о
При движении одной из реек, например 4, вниз зубчатый сектор 8 вращается против часовой стрелки и через тягу 15 тянет сателлит 12, вращающий при своем движении зубчатое колесо 5 и водило 10, против часовой стрелки. Сателлит 12 при этом не вращается вокруг своей оси, так как момент от тяги 15 уравновешивается моментом сопротивления со стороны колеса 5.
Сателлит 11 нфи этом обкатывается. по колесу 9 с внутренними зубьями, вращаю- 30 щемуся по часовой стрелке из-за взаимодействия с паразитным колесом 13; Связанный через тягу 14 с сателлитом 11 зубчатый сектор 7 вращается против часовой стрелки, поднимая рейку 3 и поршень силового цилиндра 1 в верхнее положение. 35
Затем описанный цикл повторяется для рабочего хода рейки 3.
В предлагаемом механизме плечо приложения силы, развиваемой силовыми ци2
4 линдрами 1 и 2„постоянно максимальное, что обеспечивает выравнивание вращающего момента на колесе 5. Давление поршней на боковые стенки силовых цилиндров зависит от угла зацепления в рейках и значительно меньше среднего давления в существующих кривошипно-ползунных механизмах, что обеспечивает повышение КПД всего механизма.
Механизм для преобразования возвратно-поступательного перемещения во вращательное, содержащий силовой цилиндр, выходной вал, зубчатое колесо с внешними зубьями, установленное на выходном валу и кинематически связанное со штоком силового цилиндра, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и выравнивания величины вращающегося момента во времени, он снабжен дополнительным силовым цилиндром,- штоки выполнены в виде зубчатых реек, а кинематическая связь выполнена в виде установленных свободно на выходном валу водила, колеса с внутренними зубьями, двух зубчатых секторов, взаимодействующих каждый с одной из зубчатых реек, паразитного зубчатого колеса, взаимодействующего с зубчатыми колесами с наружными и внутренними зубьями, двух сателлитов, размещенных диаметрально противоположно на водиле и взаимодействующих каждый с одним из зубчатых колес, и двух тяг, шарнирно связывающих каждая сателлит и зубчатый сектор.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. М., «Машиностроение», 1976, с. 81, рис. 278.
2. Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике, т. III., M., 1973, с. 109 (прототип).
842312
Составитель Г. Кузнецова
Редактор Е. Папи Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова
Заказ 5018/35 Тираж 1006 1 1одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4