Торсионный подвес чувствительного элемента наземного гирокомпаса

 

Q П И С А Н И Е ()))862668

И3ОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.01.80 (21) 2871362/40-23 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.з б 01 С 19/38 (53) УДК 629.7.053..82 (088.8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 07.07.82 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

E. М. Шарапов, С. Л. Розентулер, Г. В. Гро т и Е. И. Кириллов

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени нау„ ноисследо- вательский институт горной геомеханики и маркшейд рскогь"дел т

1 (71) Заявитель (54) ТОРСИОННЫЙ ПОДВЕС ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО

ЭЛЕМЕНТА НАЗЕМНОГО ГИРОКОМПАСА

Государственный комитет (23) Приоритет

СССР

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано при разработке устройств с маломоментным подвесом, например наземных гирокомпасов. 5

Известен торсионный подвес чувствительного элемента наземного гирокомпаса, содержащий зажимы, выполненные в виде цилиндрических секторов, и упругие скрещивающиеся ленты, закрепленные в них !О своими концами (11.

Этот подвес позволяет уменьшить угло. вую жесткость вплоть до отрицательных ее значений. Нулевое значение жесткости под- )5 веса исключает поправку на его закручивание и тем самым упрощает методику определения азимута и сокращает время, затрачиваемое на его определение. Однако вследствие несимметричности расположе- 20 ния лент в зажимах, обусловленной погрешностями изготовления деталей зажимов и их сборки, а также из-за винтообразности лент, даже при.нулевой жесткости, вокруг вертикальной оси подвеса дей- 25 ствует остаточный нескомпенсирова нный момент, не зависящий от угла поворота чувствительного элемента. Этот момент ухудшает точность приведения оси гирокомпаса в плоскость меридиана и вызыва- 30 ет дополнительную погрешность в определении азимута.

Цель изобретения — уменьшение остаточного момента торсионного подвеса.

Цель достигается тем, что в торсионном подвесе чувствительного элемента наземного гирокомпаса, содержащем зажимы, выполненные в виде цилиндрических секторов, и упругие скрещивающиеся ленты, закрепленные в них своими концами, концевые участки одного из цилиндрических секторов каждого зажима выполнены в виде колец, причем кольца соосны между собой, внутренняя поверхность кольца одного цилиндрического сектора сопряжена с наружной поверхностью кольца другого цилиндрического сектора, при этом в одном внутреннем кольце выполнен вырез в виде прямоугольного сектора, а зажимы соединены между собой с возможностью относительного разворота вокруг оси торсионного подвеса.

На фиг. 1 изображен торсионный подвес в трех проекциях и разрез А — А; на фиг. 2 — ос -; на фиг. 3— прижим; на фиг. 4 — графики моментных характеристик подвеса.

Упругие ленты 1 закреплены в торсионодержателях 2 и 3. Торсионодержатель 2 состоит из двух независимых зажимов.

862668

Я„= Ва.

Зажим, в котором закреплена одна лента, образован основанием 4 и прижимом 5.

Другой зажим, в котором закреплены две ленты, образован основанием 6 и прижимом 7. Прижимы 5 и 7 крепятся к основаниям 4 и 6 винтами 8 и штифтами 9. Ме>кду основаниями и прижимами установлены прокладки из отрезков торсионной ленты

10 и прокладка из фольги 11. Отличие деталей 6 и 7 от деталей 4 и 5 состоит в отсутствии резьбовых отверстий и в несколько большем размере в, Для деталей 4 и 5 размер в равен половине толщины ленты, а для деталей 6 и 7 он больше на половину толщины прокладки 11. Основания 4 и

6 и прижимы 5 и 7 выполнены в форме цилиндрических секторов с центральным углом, меньшим 90 . Одна из плоскостей секторов отстоит от диаметральной плоскости на величину в. Концы оснований выполнены в форме цилиндрических колец разного диаметра, соосных с осями цилиндрических секторов. Одно из колец имеет вырез в форме прямоугольного сектора.

Наружная цилиндрическая поверхность меньшего кольца каждого основания сопрягается с внутренней цилиндрической поверхностью противоположного кольца другого основания. Сопряженные цилиндрические поверхности колец оснований препятствуют относительному поступательному перемещению зажимов в плоскости, перпендикулярной оси подвеса, и одновременно позволяют производить относительный разворот зажимов вокруг оси подвеса. Разворот зажимов и их взаимная фиксация осуществляется при помощи стопорных винтов 12 путем вывинчивания одного стопорного винта на необходимую величину и последующего завинчивания до отказа другого стопорного винта. Взаимное поступательное перемещение зажимов вдоль оси подвеса исключается благодаря взаимному развороту оснований на 90 после совмещения сопрягаемых цилиндрических поверхностей колец. Это приводит к зацеплению разрезных колец с цилиндрическими секторами противоположных оснований.

Момент, действующий на ЧЭ со стороны подвеса И„, может быть представлен в виде суммы двух составляющих, зависящих от угла закручивания подвеса а

М„= (АР— В) + В=-, где А — постоянный коэффициент, зависящий от взаимного расположения лент в подвесе;

Зо

З5

4

Р— вес чувствительного элемента;

 — постоянный коэффициент, зависящий от упругих характеристик материала лент; в — угол несовпадения нулей характеристик.

Из формулы видно, что даже при нулевой жесткости подвеса, т. е. в случае равенства нулю выражения, стоящего в скобках, вокруг оси подвеса действует остаточный нескомпенсированный момент, обусловленный несовпадением нулей моментных характеристик:

Этот момент устраняется относительным разворотом одной или нескольких лент вокруг оси подвеса, т. е. путем сведения к нулю угла е.

Устройство позволяет исключить из показаний гирокомпаса поправку на закручивание подвеса, повысить точность ускоренного приведения оси гирокомпаса в плоскость меридиана при разгоне ротора и олагодаря этому сократить время, затрачиваемое на определение азимута, на 25О/о.

Формула изобретения

Торсионный подвес чувствительного элемента наземного гирокомпаса, содержащий зажимы, выполненные в виде цилиндрических секторов, и упругие скрещивающие ленты, закрепленные в них своими концами, отличающийся тем, что, с целью уменьшения остаточного момента торсионного подвеса, концевые участки одного из цилиндрических секторов каждого зажима выполнены в виде колец, причем кольца соосны между собой, внутренняя поверхность кольца одного цилиндрического сектора сопряжена с наружной поверхностью кольца другого цилиндрического сектора, при этом в одном внутреннем кольце выполнен вырез в виде прямоугольного сектора, а зажимы соединены между собой с возможностью относительного разворота вокруг оси торсионного подвеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство по заявке

Хо 2617526/40-23, G 01 С 19/22, 1978 (прототип), 862668

Дт Г !

% (Р

+gs Яф

Фиг. 4

Составитель Т. Буднна

Техред А. Камышникова

Редактор Е. Хейфиц

Корректор А. Галахова

Заказ 1021/11 Изд. ¹ 184 Тираж 529 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Торсионный подвес чувствительного элемента наземного гирокомпаса Торсионный подвес чувствительного элемента наземного гирокомпаса Торсионный подвес чувствительного элемента наземного гирокомпаса Торсионный подвес чувствительного элемента наземного гирокомпаса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Наверх