Устройство для регулирования скорости двигателя

 

О Л И С А Н И Е ()877482

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советсиня

Соцналнстнческня

Реслублнн

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6i ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заяелено 11.10,78 (21) 2672268/18-24 с присоединением заявки М (28) Приоритет (51)М. Кл.

G 05 О 13/00

Веударстаапай камитет

СССР ао даяан язабретенмй и аткрыткй

Опубликовано 30.10.81. Бюллетень М 40 (53) УД1(62-50 (088.8) Дата опубликования описания 30.10.81 (72) Авторы . изобретения

Л. Л. Второв-Каревский, А. А. 1Иербань и Б. Я. Второва(71) Заявитель

Киевский институт автоматики им. ХХЧ съезда КПСС (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

ДВИГАТЕЛЯ

Устройство относится к области автоматиэа. ции управления скоростью двигателя, в частФ ном случае устройства; выполненного на схеме управляемый преобразователь напряжения - двигатель, включающей последовательно соединенные задатчик управляющего сигнала, автономный канал регулирования, управляемый преобразователь и двигатель с датчиком скорости.

Известно устройство, выполняющее аналогичные функции 11).

Указанное устройство содержит задатчик скорости, обеспечивающий выдачу управляющего сигнала, автономный канал управления скорости, включающий множительный блок, принимающий этот сигнал, регулятор скорости и управляемый ключ, осуществляющий подключение выхода задатчика на вход множительного блока.

К. недостаткам этого устройства относятся низкое быстродействие и малая надежность в связи с невозможностью выполнения обусловленных функций устройством при отказе за-. датчика скорости.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому, его прототипом, является устройство (21.

Оно содержит последовательно соединенные орган управления, обеспечивающий задание режима работы устройства, блок задания, осуществляющий выдачу управляющего сигнала, систему автоматизированного управления приводом, принимающую этот сигнал, силовую часть с двигателем.

Существенный недостаток рассматриваемого устройства заключается в малой надежности в связи с невозможностью осуществления функции управления при отказе блока задания или органа управления.

Пель изобретения — повышение надежности устроиства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее последовательно соединенные орган управления (первый блок управления) и блок задания (первый блок задания), а также систему автоматизированного управления приводом (второй блок управления) и силовую часть с двигателем, кроме того содер877482

50

55 жит управляемые от одного логического устройства (в частном случае, управляющая вычислительная машина) последовательно соединенные блок ввода данных, второй блок задания, преобразователь код-аналог и переключатель каналов, выход которого подсоединен к входу второго блока управления, а вход блока ввода данных связан с выходом логического блока, в совокупности образующих канал передачи управляющего сигнала в режиме прямого процессорного управления;- последовательно соединенные первый коммутатор и преобразователь аналог-код, образующих канал сбора, обработки и передачи информации о текущем значении регулируемого параметра— скорости двигателя и управляющего сигнала на выходе первого блока задания, и одновременно выполняющие функции цепей обратных связей по указанным параметрам, при этом входы коммутатора соединены с выходами первого блока задания и датчика скорости, а выходы преобразователя — с логическим блоком и первым блоком памяти; второй коммутатор, вход которого соединен с выходом первого блока управления, а выход — с логическим блоком, образующий информационный канал о соответствии состояния первого блока задания обусловленному режиму регулирования; первый и второй блоки памяти и блок сравнения, а также переключатель режима образуют схему автоматизации управления первым блоком задания, для чего входы блоков памяти и переключатели соединены с выходом блока ввода данных, входы блока сравнения— с выходами блоков памяти и второго блока задания, а выходы блока сравнения и переключателя режимов подключены к входам первого блдка управления, чем обеспечивается ввод на блок управления сигналов — команд на включение в режим автоматического управления и на отработку блоком задания заданного выходного сигнала.

Такое устройство позволяет существенно уменьшить число остановок двигателя вследствие отказов в каналах управления за счет использования в режиме управления одного из двух источников управляющего сигнала, один из, которых осуществляет управление, а другой в то же время — непрерывное отслеживание и отработку заданного управляющего сигнала на выходе своего задатчика, обеспечивая тем самым реализацию структуры управления с "горячим резервированием", с подключением резервного источника (задатчика) в момент отказа (отключения) другого, повышая тем самым живучесть и работоспособность, а в целом — надежность устройства.

На чертеже дана блок-схеМа устройства.

Устройство включает последовательно соеди. ненные первый блок 1 управления и первый блок 2 задания, на выходные контакты которого дается управляющий сигнал, второй блок

3 управления и датчик 4 скорости, соединенные соответственно с входом и выходом двигателя 5, последовательно соединенные блок

6 ввода данных, осуществляющий передачу и распределение управляющих и информационных слов-кодов на сопряженные с ним функциональные блоки, второй блок 7 задания, осуществляющий прием, запоминание и выдачу на свои выходные шипы кода управляющего сигнала-задания, преобразователь 8 код-аналог, принимающий код-задание и преобразующий его в эквивалентный ему аналоговый ситналзадание, переключатель 9 каналов управления, обеспечивающий подключение ко входу блока

3 одного иэ источников управляющего сигнала-задания: первого блока 2 задания или второго блока 7 задания, последовательно соединенные первый коммутатор 1О, обеспечивающий выбор одного из источников информационного сигнала: блока 1 или датчика 4 скорости, и преобразователь 11 аналог-код, осуществляющий преобразование принятого аналогового сигнала в эквивалентный ему код, первый 12 и второй 13 блоки памяти и блок

14 сравнения, обеспечивающие прием, запоминание и передачу на блок 14 сравнения кодов текущего значения управляющего сигнала с выхода первого блока 2 задания — через блок

12, или текущего значения регулируемого параметра с выхода датчика 4 скорости—

35 через блок 13, а затем сравнения одного из этих кодов с кодом — заданием — с выхода блока 7. Переключатель 15 режимов обеспечивает прием от блока 6 команды,запоминание заданного состояния до поступления следующей команды и включение цепи питания

40 первого блока 1 управления и первого блока

2 задания, включая тем самым их в режим автоматического управления. Второй коммутатор 16 осуществляет прием, запоминание и передачу сигнала о состоянии готовности блока 2, логический блок 17 (в частном случае представляющий собой управляющую вычислительную машину или процессор) — общее управление устройством путем выдачи, приема и обработки информационных слов, содержащих коды команд и управляющих сигналов, а также коды адреса функционального блока

Для этого вторые выходы блока 6 соединенй со входами соответственно блока 13, переключателя 15, со вторым входом переключателя

9, со вторым входом преобразователя 8 и с первым входом блока 12, второй вход которого подключен к первому выходу преобразователя 11, а выход — к первому входу!

15

25

35

5 8 блока 14, второй вход которого соединен с выходом блока 13, третий вход — с выходом блока 7, а выход соединен с первым входом блока 1, Третий вход переключателя

9 подключен к выходу блока 2, а выход— к входу блока 3. Второй вход блока 1 соединен с выходом переключателя 15, а выход— с входом коммутатора 16. Первый вход коммутатора 10 соединен с выходом блока 2, а второй вход — с выходом датчика 4. Второй выход преобразователя 11 подключен к входу логического блока 17, соединенного другими входами соответственно с коммутатором

10, блоком 6 и коммутатором 16.

В устройстве возможна работа как в режиме ручного, так и в режиме прямого процессорного управления (автоматического управ, ления) .

Работа в режиме ручного управления используется при настройке, откладке или при отказе элементов в каналах автоматического управления.

В ручном режиме управление обеспечивается обычным путем с помощью первого блока 1 управления, в частном случае включающем элемент регулирования, при этом осуществляется отработка положения первого блока 2 задания, который, в частном случае, включает сельсин-задатчик с приводом, управлением направления вращения которого осу.ществляется установка ротора сельсина в положении, при котором на выходных контактах сигнальной обмотки сельсина будет получено требуемое значение управляющего сигнала. При этом на входах логического блока 17 ситналы отсутствуют, а в переключателе 9 замкнутая цепь, соединяющая вход блока 3 с выходом. блока 2.

В режиме прямого процессорного управления логический блок 17 вырабатывает заранее обусловленную последовательность, в соответствии с математической моделью заданного технологического режима, управляющих кодовых слов, содержащих код-логический адрес включаемого устройства, код команды, выполняемой устройством, или код-задание управляющего сигнала.

При этом кодовые слова (посылки), поступающие от блока 17 непосредственно на бло-. ки 6, 10, 11, 16 и через блок 6 ввода данных на блоки 8, 9, 12, 13„15, осуществляют включение каждого из блоков и подготовку их к работе в соответствии с функциональным . назначением. Командой на переключатель 15 включаются в автоматический режим, работы блоки 1 и 2.

Командой на коммутатор 10 подключается к преобразователю ll выход блока 2. Полученный на выходах блока 11 код поступает че77482 6 рез блок 12 на блок 14 сравнения и на логический блок 17. Командой на переключатель 9 осуществляется подключение входа блока 3 к выходу преобразователя 8. Код-задание через блок 6 поступает на блок 7, где запоминается и хранится до поступления нового задания, а с выхода блока поступает в преобразователь 8 и одновременно в блок

14 сравнения. Преобразованный в аналог управляющий сигнал с выхода преобразователя

8 через замкнутую цепь переключателя 9 подается на вход блока 3, обеспечивая выдачу последним соответствующего воздействия на двигатель 5. В блоке 14 сравнения, принятые коды задания и текущего значения сигнала на выходе блока 2 сравниваются, при этом в блоке 14 вырабатывается сигнал управления, соответствующий знаку рассогласования сравниваемых кодов, который по одному иэ каналов поступает на блок 1. В случае равенства кодов, сигналов на обоих каналах не будет, а с выхода блока 1 на вход коммутатора 16 поступает сигнал "Готово", поступающий затем в блок 17. Этим. сигналом оператор и логический блок 17 информируется о равенстве сигнала на выходе блока 2 величине заданного управляющего воздействия и готовности блока 2 к приему управления на себя.

Для контроля текущего значения регулируемого параметра — скорости двигателя на коммутатор 10 выдается команда, подключающая к преобразователю 11 выход датчика 4 скорости. Полученный при этом код поступает в блок 17, где анализируется, а по результатам анализа выдается корректирующее задание на вход блока 7 или блока 13. При этом иа блок 13 сравнения поступают новые. значения сравниваемых кодов и будет выработан новый корректирующий сигнал управления для блока 2.

Этим же путем задаются и упреждающие. корректировки-задания на положение блока 2.

Таким образом в устройстве осуществляется резервирование источника управляющего воздействия в каждый текущий момент работы, чем существенно повышается его надежность, так как в случае отказа в канале прямого процессорного управления в переключателе 9 происходит переключение входа блока 3 с выхода блока 8 на выход блока 2. Состояние блока задания сохраняется до поступления новых команд или вмешательства оператора.

Сравнительная оценка данного устройства с известным показала, что с повышением его надежности, а в связи с этим с увеличением времени наработки на отказ и сокращения времени, затрачиваемого на перестройку режима, в частном случае, при использовании устройства в приподах к! етей прокатных станов, 7 87 обеспечивает прирост производительности каждой отдельной клети как минимум на 0,4%.

Кроме того, эа счет использования высоко- . точного первичного источника управляющего воздействия логического блока (УВМ) и повышения точности оценки качества регулирования повышается качество реализации заданного технологического режима, что в конечном итоге одновременно приводит к улучшению качества полученной продукции.

Формула изобретения

Устройство для регулирования скорости двигателя, содержащее последовательно соединенные. первый блок управления, первый блок задания, а также второй блок управления и датчик скорости, соединенные соответственно со входом и выходом двигателя, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, оно содержит последовательно соединенные блок ввода данных, второй блок задания, преобразователь код-аналог и пе реключатель каналов управления, последовательно соединенные первый коммутатор и преобразователь аналог-код, а также первый и ВТорой блоки памяти, блок сравнения, переклю-, чатель режимов, второй коммутатор и логический блок, причем вторые выходы блока ввода данных соединены со входами соответ7482 8 ствеиио второго блока памяти, переключателя режимов, со вторым входом переключателя каналов управления, со вторым входом преобразователя код-аналог и с первым входом первого блока памяти, второй вход которого подключен к первому выходу преобразователя аналог-код, а выход — первому входу блока сравнения, второй вход которого

1 соединен с выходом второго блока памяти, 1О третий вход — с выходом второго блока задания, а выход — с первым входом первого блока управления, третий вход переключателя каналов управления подключен к выходу первого блока задания, а выход — ко входу второго блока управления, второй вход первого блока управления соединен с выходом переключателя режимов, а выход — со входом второго коммутатора, первый вход первого коммутатора соединен с выходом первого блока задания, а второй вход с выходом дат чика скорости, второй выход преобразователя аналог-код подключен ко входу логического блока, связанного с первым коммутатором, блоком ввода данных и вторым коммутатором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 537723, кл. G 05 В 19/00, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР И 588030, 30 кл. В 21 В 37/00, 1977 (прототип).

877482

Составитель Л. Цаллагова

Техред A.Савка Корректор H.Ñòåö

Редактор И. Груэова

Тираж 943 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Й-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9612/71

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для регулирования скорости двигателя Устройство для регулирования скорости двигателя Устройство для регулирования скорости двигателя Устройство для регулирования скорости двигателя Устройство для регулирования скорости двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля и аварийной защиты двигателя, в частности, судовой дизельной установки

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления, и может быть использовано в системах управления вертолетами

Изобретение относится к технической кибернетике для атоматического управления объектами с электроприводами постоянного тока, преимущественно в оптико-электронных обзорных системах

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в индустрии развлечений для создания транспортного средства с новыми потребительскими свойствами

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано для управления техническими объектами, в частности системами управления многомерными объектами, например последовательным соединением отдельных колебательных звеньев, входящих в состав объекта, например манипулятора промышленного робота
Наверх