Направляющий подшипник

 

0Г1 ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.05.79 (21) 2767527/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетеш, № 4! (45) Дата опубликования описания 0711.81. (51) М. К .

Г 03 В 11/06

Государственный комитет (53) УДК 621.224 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

С. Ф. Будников, Ю. П. Майзель и М. А. Цветков (71) Заявитель

Производственное объединение турбостроения

«Ленинградский металлический завод» (54) НАПРАВЛЯЮЩИЙ ПОДШ И П H И К

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано при проектировании гидротурбин.

Известен направляющий подшипник с водяной смазкой для вала вертикальной гидромашины, содержащий корпус с крышкой и днищем, образующие рабочую полость, в которой с зазором относительно вала установлены сегменты, причем к корпусу и крышке присоединены напорный и сливной трубопроводы (1).

В известной конструкции подшипника нет направленного движения воды в его рабочей полости, в связи с чем теплообмен в ней происходит беспорядочно за счет механического перемешивания воды, закручиваемой вращающимся валом гидромашины.

Часть холодной воды, только поступившей в рабочую полость, может сразу же уйти на слив, а теплая вода, вышедшая из зоны между поверхностями трения вала и сегмента, еще какое-то время находится в рабочей полости.

В результате этого для отвода тепла из подшипника требуется увеличенный расход воды, что связано с увеличением сечений трубопроводов системы водоснабжения и их утяжелени ем.

Целью изобретения является повышение надежности и снижение расхода воды.

Цель достигается тем, что в рабочей полости с образованием приемной камеры установлены цилиндрическая обечайка и герметично соединенный с ней диск с втулкой, имеющей радиальные отверстия, и напорный трубопровод соединен с приемной камерой, а в боковых стенках сегментов выполнены вертикальные пазы с размещенными в них пластинами, опирающимися на и диск и образующими с боковыми стенками смежных сегментов и ва.чом вертикальные каналы.

На фиг. 1 изображен подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез A — А

15 на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1.

Направляющий подшипник с водяной смазкой для вала 1 вертикальной гидромашины содержит корпус 2 с крышкой 3 и днищем 4, образуюшие рабочую полость, в которой с зазором относительно вала 1 установлены сегменты 5, причем к корпусу

2 и крышке 3 подсоединены напорный и сливной трубопроводы 6 и 7. В рабочей полости с образованием приемной камеры 8 установлены цилиндрическая обечайка 9 и герметично соединенный с ней диск 10 с втулкой 11, имеющей радиальные отверстия

12. Напорный трубопровод 6 соединен с приемной камерой 8, а в боковых стенках сегз0 ментов 5 выполнены вертикальные пазы 13

879011

3 с размещенными в них пластинами 14, опирающимися на диск 10 и образующими с боковыми стенками смежных сегментов 5 и валом 1 вертикальные каналы 15.

При работе направляющего подшипника вода из напорного трубопровода 6 поступает в приемную камеру 8, откуда через радиальные отверстия 12 диска 10 попадает в полость под сегментами 5 между диском

10 и валом 1. Из нее основное количество воды поступает в вертикальные каналы 15, часть воды попадает непосредственно в зазор между сегментами 5 и валом 1. Благодаря тому, что сегменты 5 связаны между собой пластинами 14, вода не уходит из каналов 15 между боковыми стенками сегментов 5 в рабочую полость, а поднимается вверх по каналам 15. Вращающимся валом

1 часть холодной воды затягивается в зону трения между поверхностями сегментов 5 и валом 1, отбирая от них выделяющееся при трении тепло. Вышедшая из зоны трения в соседний канал 15 нагретая вода вытесняется по нему вверх поступающей снизу холодной водой, пока через зазор между верхними торцами сегментов 5 и крышкой 3 подшипника не уходит в рабочую полость, а из нее — в сливной трубопровод 7.

Таким образом, при работе подшипника холодная вода из напорного трубопровода, не перемешиваясь с более теплой водой,находящейся в рабочей полости, поступает непосредственно в зону трения подшипника, в результате чего появляется возможность сократить расход воды, потребной для охлаждения подшипника, и снизить вес трубопроводов системы его водоснабжения.

Формула изобретения

Направляющий подшипник с водяной смазкой для вала вертикальной гидрома10 шины, содержащий корпус с крышкой и днищем, образующие рабочую полость, в которой с зазором относительно вала установлены сегменты, причем к корпусу и крышке подсоединены напорный и сливной трубопроводы, отл и ч а ющи йся тем, что, с целью повышения надежности и снижения расхода воды, в рабочей полости с образованием приемной камеры установлены цилиндрическая обечайка и герметично

2О соединенный с ней диск с втулкой, имеющей радиальные отверстия, и напорный трубопровод соединен с приемнои камерои, а в боковых стенках сегментов выполнены вертикальные пазы с размещенными в них пластинами, опирающимися на диск и образующими с боковыми стенками смежных сегментов и валом вертикальные каналы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ковалев Н. Н. Гидротурбины. Л., «Машиностроение», 1971, с. 185, рис. IV.72.

8790И

Изд. № 605 Тираж 530

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 8758

Подписное

Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкома

Составитель T. Куликова

Редактор Т. Загребельная Техред Т, Куликова Корректор Е, Хмелева

Направляющий подшипник Направляющий подшипник Направляющий подшипник Направляющий подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вертикальному гидрогенератору, содержащему вал, установленный в опорной крестовине ротора, причем вал имеет вращающееся кольцо для радиального подшипника и сегменты радиального подшипника, которые опираются через элементы регулирования на несущее кольцо, жестко соединенное с опорной крестовиной ротора

Изобретение относится к производству центробежных машин и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипниковых узлов этих машин (компрессоров, насосов, турбин и пр.)

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам

Изобретение относится к области буровой техники, а именно к подшипникам скольжения опор гидравлических забойных двигателей

Изобретение относится к подшипникам скольжения преимущественно гидротурбин

Изобретение относится к области гидроэнергетики и может быть использовано во всех гидроагрегатах гидравлических и гидроаккумулирующих электростанциях
Наверх