Способ определения температурной стойкости граничного смазочного слоя

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 892271 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.10.79 (21) 2829760/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

G 01 N 3/56

Государственный комитет (53) УДК 620.178.. 162 (088.8) Опубликовано 23.12.81. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 28.12.81

60 делам нзввретеннй н открытий (72) Авторы изобретения

1..- Лй

Бз геытнО- ) тгхкич.":сия 11»

В. В. Кончиц и Н. К. Мышкин

Институт механики металлополимерных систем

АН Белорусской ССР

ЕЫБЛИ ЭТЕ1г а (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ

СТОЙКОСТИ ГРАНИЧНОГО СМАЗОЧНОГО СЛОЯ

Изобретение относится к методам исследования фрикционных характеристик подшипниковых материалов, в частности к определению термостойкости граничной смазки.

Известен способ определения температурной стойкости граничного смазочного слоя в зоне трения при точечном контакте, заключающийся в том, что исследуемое трибосопряжение нагревают и измеряют фрикционные характеристики контакта. О температурной стойкости граничного слоя смазки судят по зависимости фрикционных характеристик, например коэффициента трения, от температуры. Критическую температуру, определяющую термостойкость смазочного слоя, принимают такой, при которой происходит резкое увеличение коэффициента трения, сопровождающееся прерывистым скольжением, характеризующим разрушение смазочного слоя (1) .

Недостатком этого способа является низкая точность определения температуры начала разрушения смазочного слоя, т.е. температурной стойкости. Это обусловлено тем, что температурную стойкость смазочного слоя определяют при постоянной температуре, которую создают в исследуемом трибосопряжении за счет внешнего нагрева. На реальных пятнах контакта при трении возникают локальные температурные вспышки.

При этом температура вспышек может значительно превышать температуру, поддерживаемую внешним нагревом.

Цель изобретения — повышение точности определения температурной стойкости граничного смазочного слоя в зоне трения при точечном контакте.

Эта цель достигается тем, что нагрев осуществляют путем пропускания через контакт электрического тока, а о температуре в зоне трения судят по величине выделяемого джоулева тепла.

Способ осуществляют следующим образом.

Исследуемое трибосопряжение, выполненное в виде контактирующих под нагрузкой друг с другом сферического индентора и образца с плоской рабочей поверхностью и размещенной между индентором и образцом смазкой, устанавливают на испытательную щ машину трения, сообщают индентору перемещение относительно образца и одновременно через контакт пропускают электрический ток в виде импульсов, обеспечиваю892271

T=T+

Т (Х1 Ф А2) г

Формула изобретения

Составитель Н. Кудрявцев

Редактор И. Николайчук Техред А. Бойкас

Заказ 1! 217/63 Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ППП кПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з щих требуемый характер температурных воздействий. Возможно применение постоянного тока. При пропускании электрического тока в контакте возникает контактное электросопротивление, которое обуславливает выделение джоулева тепла, величина которого пропорциональна току и контактному напряжению, измеряемым в процессе испытаний известными способами.

Температуру в зоне контакта определяют по формуле где 1 — ток;

Ь» — контактное напряжение;

Л A

„— коэффициенты теплопроводности материала индентора и образца; г — радиус пятна контакта;

Т,— начальная температура в контакте.

Одновременно с определением температуры Т при испытаниях измеряют коэффи- циент трения между индентором и образцом. .О термостойкости граничного смазочного слоя судят по температуре Т, при которой начинается возрастание коэффициента трения и его скачкообразное изменение, т.е. в контакте возникает прерывистое трение. При использовании импульсного тока среднюю температуру в контакте определяют по величине мощности, выделяемой при прохождении импульсов тока. Эту среднюю температуру принимают за критическую, если она соответствует появлению нестабильности процесса трения.

Применение предлагаемого способа позволяет повысить точность оценки температурной стойкости граничного смазочного слоя без существенного повышения объемной температуры трибосопряжения, а также может обеспечить проведение такой же оценки в условиях нестационарного теплового воздействия.

Способ определения температурной стойкости граничного смазочного слоя в зоне трения при точечном контакте, заключающийся в нагревании трибосопряжения и измерении температуры и фрикционных характеристик контакта, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, нагрев

20 осуществляют путем пропускания через контакт электрического тока, а о температуре в зоне трения судят по величине выделяемого джоулева тепла.

Источники информации, 25 принятые во внимание при экспертизе

1. Трение, изнашивание, смазка. Справочник под ред. И. В. Крачельского и

В. В. Алисина, книга 1. М., «Машиностроение», 1978, с. 296 (прототип).

Способ определения температурной стойкости граничного смазочного слоя Способ определения температурной стойкости граничного смазочного слоя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх