Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советсиик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к двтоескомю свидетельств (и) 896466 (61) Дополнительное к авт. санд-ву— (22)Заявлено IЗ.05.80 (21) 2922092/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет—

Опубликовано 07.01.82. Ьтоллетень М I

Дата опубликования описания 07.01.82 (5I)N. Кл.

G 0l И 15/00

)юеудвретвеиный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) 3K621. 436, . 001. 5 (088, 8) (72) Авторы изобретения

Б. Т. Кононов, К. Г. Сергеев, В. К. Терещенков, В. И. Тимошкин и Ю. Д. Шевцов (71) Заявитель м - 1t (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ (ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ( г

Изобретение относится к диагностике двигателей внутреннего сгорания.

Известны способы оценки техническо го состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающиеся в том, что при работе двигателя измеряют показатели работы диагностируемых систем, определяют изменения их сравнительно с исходными, а в качестве показателей принимают давление в системах fl ).

Однако точность этих способов ограничена, а оценка состояния узлов или систем в ряде случаев неоднозначна. В системах смазки это обусловлено прежде всего влиянием неустановившихся

15 режимов давления жидкости, в результате которого величины гидравлических сопротивлений как отдельных элементов, так и всей системы могут изменяться в широких пределах.

Известны также способы, заключающиеся в том, что при работе двигателя измеряют показатели работы диагностируемых систем, определяют изменения их сравнительно с исходными, вычисляют относительные изменения показателей и сравнивают результаты с предельными, причем в качестве показателей принимают давление в сне гемах (21.

Однако и для таких способог харак-, терна весьма низкая достоверность ин" формации о степени износа двигателей, поскольку ее получение на определении гидравлического сопротивления фильтра в различных режимах установившегося движения жидкости. В связи с этим при неустановивщихся режимах движения жидкости возникает неопределенность в выявлении причин изменения перепада давления на фильтре в широких пределах, а значит и в оценке технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение точности оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

Указанная цель достигается тем, что дополнительно измеряют собстветт896466 ные частоты колебаний фильтров систем и определяют их относительные изменения.

На чертеже представлена схема устройства для реализации способа.

Связь между отклонениями величин давления на входе и выходе фильтра обычно представляют уравнением следующего вида

K, = „— Og е)

٠— ЬР1 — Ь Ра

Где g = — P. = P = -- — отФо Ро1 0- 11 ой носительные величины отклонений расхода жидкости через фильтр, давления на входе и выходе фильтра, соответственно; — и 9,„ — коэффициенты са- . мовыравнивания фйльтра и влияния расРоа хода жидкости через фильтр. Из уравнения (1) следует, что критерием оцен" ки износа у известного способа является абсолютная величина изменения перепада давления, а именно величина

ЬР = Р (1-К ). При выборе в качестве контролируемого параметра относительной величины изменения перепада давления b.Ð "- ) " 1-К, характер режимов движения жидкости через фильтр в меньшей степени оказывается

На результатах оценки. Но и в этом случае оценка степени износа не обладает высокой помехозащищенностью при неустановившихся режимах давления жидкости через фильтр.

В общем случае связь между входными и выходными координатами фильтров в системах смазки и топливоподачи может быть установлена с помощью дифференциального уравнения движения неустановившегося потока жидкости, записанного в виде

d Р (ь) сЗ Ра(+Э

Т (1) ° +т H) +

I где Т (t) и Т (t) — постоянные

Лф времени фильтра.

Сравнительные оценки звеньев вида

12) можно получить используя данные о их собственной частоте. Следовательно, для оценки технического состояния рассматриваемых систем и в целом двигателя в качестве параметра, учитыва" ющего влияние неустановившихся режимов движения жидкости, целесообразно испольэовать относительную величину изменения собственной частоты фильтра

3 давления, масляный фильтр 4, масля" ный холодильник 5 измерители 6 и 7 давления, установленные на входе и выходе фильтра 4, линейные вибраторы

8-11 и вычислительное устройство 12.

В системе смазки масло, стекающее в подцон двигателя 1, нагнетается через масляный фильтр 4 .и холодильник

5 в главную масляную магистраль дви55

Л где Wz(t) = Т2ф (t) K+(t) — собственная частота фильтра в произвольный, например, в контролируемый мо-!

О мент времени;

4о(1о) = Т () КФ().о) — собственная частота фильтра перед началом его эксплуатации. Так как величины g(t) и 7<+(t) зависят от степени засорения фильтра, то его собственная частота меняется с изменением степени износа деталей двигателя. Увеличение износа двигателя приводит к засорению фильтра, т. е. к уменьшению его собственной частоты 4),(й), а следовательно, к увеличению относительной величины отклонения собственной частоты 190(t), что, в свою очередь, позволяет использовать этот факт для, оценки технического состояния двигателя. Действительно, с изменением степени засорения фильтра меняется

его гидравлическое сопротивление, а значит и величина К (t). При этом меняется характер течения жидкости, а значит и величина Т -(t). Использова2ч ние для оценки относительной величины изменения собственной частоты фильтра способствует повышению помехо35 защищенности предлагаемого способа при различных режимах движения жидкости через фильтр .

Один из возможных вариантов реализации предлагаемого способа, напри40 мер, в системе смазки двигателя внутреннего cropания; поясняется схемой устройства, изображенного на чертеже.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, в системе топливоподачи прин"

45 ципиально ничем не отличаетс от аналогичного устройства в системе смазки, Предлагаемое устройство включает двигатель 1 внутреннего сгорания, маслозакачивакиций насос 2 с регулятором

Формула изобретения

5 8 гателя 1 с помощью маслозакачивающего насоса 2, выход которого через регулятор 3 давления сообщен со входом для подцержания в системе заданной величины давления. На входе и выходе фильтра 4 установлены измерители 6 и

7 давления,. выходы которых через линейные внбраторы 8, 9 и 10 11, соответственно, присоединены к входам вычислительного устройства.

В процессе регулирования давления в системе смазки возникают случайные отклонения давления как на входе фильтра, так и на его выходе, измерение и равнение которых в рассматриваемом случае осуществляется с помощью линейных вибраторов:в вычислительном устройстве. При этом резонансные частоты вибраторов 8 и 10 настроены на частоту 1Vpp равную собственной частоте фильтра 4 перед его эксплуатацией М, = A>(t ), а вибраторы 9 и

11 — на частоту Хр, равную величине предельно допустимой собственной частоты фильтра N = И (t ), опредеИ о ь|свх ляемой для максимального засорения фильтра. При частотах отклонения давления в системе смазки, совпадаюших, например, с частотой собственных колебаний вибраторов 8 и 1О, на их выходах формируются сигналы, разность фаз между которыми запоминается вычислительным устройством 12. Аналогично вычислительное устройство фиксирует значение разности фаз при другой резонансной частоте Wp< = N>(t ).

Зафиксированные величины разности фаз позволяют вычислительному устройству определить с заданной степенью точности значение собственной частоты фильтра в контролируемый момент времени. Далее, выполняя операцию сравнения значения этой частоты со значени ем собственной частоты вибратора

W = Х (tg, вычислительное устройстР4 во фиксйрует значение относительной величины изменения собственной часто96466 4 ты 4ильтра, необходимое для оценки сбстояния двигателя.

Предлагаемое устройство используется и для определения относительных у отклонений собственных частот фильтров в системе топлнвоподачи.

Периодический или непрерывный контроль изменения собственных частот фильтра системы смазки позвопяет оце34 нить степень износа узлов сопряжения кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения, Контроль фильтров в системе топливоподачи обеспечивает возможность оценки состоя-!

Ф ния топливоподающей аппаратуры.

Таким образом, использование предлагаемого способа оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания позволяет повысить надежность

Зф эксплуатации и дает возможность грамотно организовать профилактические обслуживания агрегатов.

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, эаключавщюйся в том, что при работе двигателя измеряют показатели работы

Э© диагностируемюх систем, определяют изменения их сравнительно с исходными, вычисляют относительные изменения показателей н сравнивают результаты с предельными, причем в качестве по3$ казателей принимают давление в системах, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно измеряют собственные частоты колебаний фильтров систем н опщ ределяют их относительные изменения..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. .Авторское свидетельство СССР

У 352169, кл. G 01 М 15/00, 1972.

2. Льюис Э. и Стерн К. 1 идравлнческие системы управления. М., "Мир", 1966 с. 152.

896466

Ю р

Тираж 882 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 11684/30

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор В. Лазаренко Техред Т,Маточка Корректор M. Шароши

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх