Трехфазная двухскоростная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока

 

(72) Автор . изо0ретеиия

Г.И. Киричек (TI ) Заявитель

Институт электродинамики АН Украинской (54) TPEX4ABHAR gBYXCKOP0CTHAH 110JNCOOEPEKJNQAENAR

ОБНОТКА НАВИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к многоскоростным обмоткам электрических машин переменного тока.

Известна трехфазная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока с отношением чисел пар полюсов

3:4, которая включается при числе полюсов, кратном трем, по Т-образной схеме с тремя параллельными ветвями.

Недостатком этой обмотки является. наличие большого числа выводов, участвующих в переключении скоростей.

Известна полюсопереключаемая обмотка с Т-образным включением при числе пар полюсов р=3, состоящая из 12

15 одинаковых катушечных групп, соединенных в три параллельные ветви.

Обмотка имеет сравнительно небольшое число выводов (8 выводов). Недостатком данной обмотки является

20 несимметрия токов в фазах при числе пар полюсов, кратном трем.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является двух2 скоростная обмотка с отношением чисел пар полюсов 3:4, выполненная иэ

12 катушечных групп,две фазы которой содержат. по три включенные параллельно катушечные группы,а третья фаза содержит две последовательно соединенные части, причем одна из частей имеет три параллельные, а вторая - три последовательно включенные катушечные группы. Обмотка двухслойная, имеет по три независимых вывода для каждого числа пар полюсов.

Недостатками данном обмотки являются сравнительно большое число (36 катушек (секций) и неполное (753) использование обмотки на низшей скорости, что усложняет обмотку, снижает использование габарита машины, ухудшает характеристики двигателя.

Цель изобретения - упрощение обмотки и улучшение характеристик двигателя.

Указанная цель достигается тем, что обмотка выполнена иэ 12 основных

4125

3 90 одинаковых катушек, равномерно распределенных по расточке машины с порядковыми номерами 1-12, и 6 дополнительных катушек, концентрически расположенных по отношению к основным четным катушкам и обозначенных соответственно порядковыми номерами 2, 4, 6, 0, 10 и 12, из которых основные катушки соединены в две группы с тремя параллельными ветвями в каждой группе и с двумя последовательно-встречно включенными катушками в каждой ветви, порядковые номера которых 1-7, 9-3 и 5- 11 для первой группы и 10-4, 6-l2 и

2-8 для второй группы, а между средними точками параллельных ветвей первой и второй групп катушек включено по две встречно соединенные дополнительные катушки с порядковыми номерами 4 — 10, l2 — 6 и 8 - 2, соединяющие соответственно параллельные ветви с номерами катушек 1-7 и 10-4

9-3 и 6- 12, 5- 1 l и 2-8, причем выводами для числа пар полюсов р=4 являются точки соединения между собой дополнительных катушек, а выводами для P=3 являются точки соединения основных катушек с порядковыми номерами 1-9-5, 7-3-11 и 2-6-10.

На фиг.! представлена схемЬ соединения элементов двухскоростной обмотки с отношением чисел полюсов

3:4; на фиг.2 - раэвернутая схема трехфазной двухскоростной обмотки с числами полюсов 2р=6 и 2р=8.

Предлагаемая обмотка однослойная и состоит из 12 основных и 6 дополнительных катушек. Основные катушки обмотки одинаковы и равномерно распределены по расточке машины.

Они обозначены порядковыми номерами 1- 12 и соединены в две группы с тремя параллельными ветвями в каждой группе и с двумя последовательновстречно включенными катушками в каждой ветви. Катушки с порядковыми номерами 1-7, 9-3 и 5-11 относятся к первой, а катушки 10-4, 6-12 и

2-8 — ко второй группе (фиг.l).

Дополнительные катушки расположены концентрически по отношению к основным четным катушкам и обозначены соответственно 2, 4, 6, 8, 10 и 12 г с у „р (фиг,2). Они выполнены с числом витков в два раза меньшим, чем основные катушки (намотаны B два провода) и соединены между собой попарно-встреч5

1S

26

36

33 но, а каждая пара катушек включена между средними точками параллельных ветвей обеих групп основных катушек. При этом соединены катушки с порядковыми номерами 4 - 10 с каI

I тушками 1-7 и 10-4, 12-6 - с 9-3 и

6-12, 8-12 - с i5-11 и 2-8.

Обмотка имеет место выводов и выполнима при числе пазов, равном

36 и кратном 36. Выводами обмотки для числа пар полюсов р=4 являются выводы из точек соединения между собой дополнительных катушек, а точки соединения основных катушек с порядковыми номерами 1-9-5, 7-3-11 и

2-6-10 служат выводами для p=3. Выводы обмотки независимы для каждого числа пар полюсов.

Обмотка соединяется Т-образно с тремя параллельными ветвями при о=3.

На этой скорости используется 83 34 обмоточной меди. При p=3 обеспечивается симметрия токов в фазах, что достигается включением дополнитель-. ных катушек с меньшим шагом по пазам в фазу В (фиг.2 ). Это приводит к снижению обмоточного коэффициента фазы В и уменьшению ЭДС этой фазы в

1,5 раза, что необходимо для получения симметричной трехфазной системы ЭДС при Т-образном включении обмотки.

На низшей скорости при р=4 обмотка соединена в звезду с четырьмя параллельными ветвями. При этом использование обмоточной меди составляет 1003.

Формула изобретения

Трехфазная двухскоростная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока с отношением чисел пар полюсов 3:4 для числа пазов 2=36, имеющая независимые выводы для обеих полюсностей и содержащая 18 катуо шек, которые включены для числа полюсов, кратного трем, Т-образно с тремя параллельными ветвями, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения обмотки и улучшения характеристик двигателя, обмотка выполнена из 12 основных одинаковых катушек, равномерно распределенных по расточке машины, и 6 дополнительных катушек, концентрически расположенных по отношению к основным четным катушкам и обозначенных соответст9041

5 венно порядковыми номерами и 4

Э Э

6, 8, 10 и 12, из которых основные катушки соединены в две группы с тремя параллельными ветвями в каждой группе катушек и с двумя последоватально-встречно включенными катушками в каждой ветви, порядковые номера которых 1-7, 9-3 и 5-..11 для первой группы и 10-4, 6-12 и 2-8 для второй группы, а между средними точка- 10 ми параллельных ветвей первой и второй групп катушек включено по две

25 6 встречно соединенные дополнительные катушки с порядковыми номерами

4 - 10, 12 - 6 и 8 - 2, соединяющие соответственно параллельные ветви с номерами катушек 1-7 и 10-4, 9-3 и

6-12, 5-11 и 2-8, причем выводами для числа пар полюсов р=4 являются точки соединения между собой допол" нительных катушек, а выводами для р3 являются точки соединения основных катушек с порядковыми номерами

1-9-5, 7-3-11 и 2-6-10.

Составитель A. Кецарис

Редактор Л. Горбунова Техред 3. Фанта Корректор И. Оароши

Заказ 150/43 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, Б-35, Раувская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная, 4

Трехфазная двухскоростная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании микроскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, касается выполнения многофазных электрических машин переменного тока и может быть использовано для турбомеханизмов ступенчатого регулирования скорости

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создавать двухскоростные электродвигатели при 36 пазах на статоре

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству многополюсных обмоток электрических машин переменного тока, и может быть использовано при изготовлении обмоток асинхронных и синхронных двигателей и генераторов, в том числе и однофазных малой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создать двухскоростные электродвигатели

Изобретение относится к электротехнике, позволяет создать двухскоростные электродвигатели
Наверх