Токосъемное устройство для измерительных комплексов параметров двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16. 04. 80 (21) 2910774/24-07 с присоелиненневт заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 23. 02. 82 ° бюллетень М 7

Дата опубликования описания 25.02,82 (5! )М. Кл.

Н 01 и 39/64

9кудврствинвй квинтет

CCCP ив лелви кзвбрвтенкй и втврытк11 (53) УДК 621.3. ,047.69(088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Иванов и В. Н. Прокопьев

Горловский филиал ордена Трудового Красног Знамени

Донецкого политехнического института-= (71) Заявитель (54) ТОКОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

КОМПЛЕКСОВ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к электротехнике в части создания токосъемных устройств для измерительных комплексов параметров двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть исполь.

5 зовано при проведении исследований, связанных с необходимостью измерений с помощью установки различных датчи- . ков, например усилий, перемещений, гидродинамических давлений, температур на шатуне, совершающем сложное движение.

В области экспериментальных исследований,особенно двигателестроении, используется целый ряд токосьемных

15 уст ройст в, с помощью которых осуществляется непрерывная связь датчиков с измерительной аппаратурой.

Известно токосъемное устройство для электротензометрирования динамических усилий ДВС, выполненное в виде легкой переходной планки, неподвижно закрепленной на шатуне, панелей, укрепленных на планке и стойке посредством амортизатора иэ прорезинен ной тесьмы, шарнирно прикрепленного к панелям и планке, проводов, прошитых через амортизатор (11.

Недостатком укаэанного устройства является то, что при исследовании

ДВС рабочий амортизатор, расположенный вертикально, перегибается в виде петли, а затем растягивается. Величина удлинения амортизатора примерно равна величине хода поршня. При исследованиях быстроходных двигателей внутреннего сгорания увеличивается число циклов растяжений и перегибов амортизатора в единицу времени, вследствие чего токонесущие провода и рабочий амортизатор быстро разрушается.

Вследствие значительных деформаций рабочего амортизатора и токонесущих проводов при работе устройства изме" няются параметры измерительной цепи, что приводит к искажению сигналов и большим погрешностям измерений.

907652

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является токосъемное устройство для измерительных комплексов параметров ДВС, содержащее планку, жестко закрепленную на шатуне, расположенном на коленчатом валу, и сопряженный с ней амортизатор, выполненный из эластичной ленты, прошитой токонесущими проводами, прикрепленный к двигателю снаружи в горизонталь10 ной плоскости, при этом амортизатор расположен параллельно оси коленчатого вала и соединен с корпусом двигателя через шаровой шарнир с центральным отверстием (2 ).

Недостатком известного устройства s àëÿåòcÿ то, что перед каждой серией экспериментов необходима настройка амортизатора на наименьшую амплитуду колебаний, что требует дополнительных затрат времени и хороших навыков эксперяллентатора, в процессе работы устройства возможно ослабление крепления конца амортизатора, что приводит к увеличению амплитуды его поперечных колебаний и сры» ву эксперимента, кроме того, невозможно использовать устройство в агрессивных средах (при наличии, например масла, которое разрушает резиновую основу амортизатора) и в условиях высоких температур. При удлинении амортизатора даже незначительном имеет место деформация токонесущих про3S водов, приводящая к появлению помех, ограничивающих возможности повышения точности измерения. При работе устройства на планку действует изгибающий момент от амортизатора, что приводит к необходимости увеличивать размеры устройства.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности устройства и точности измерений.

Поставленная цель достигается тем, что в известном токосъемном устройстве для и эмери тел ьных комплексов параметров ДВС, содержащем планку, жестко закрепленную на шатуне, расположенном на коленчатом валу, и сопряженную с ней несущую опору для токонесущих проводов, расположенную в направлении оси коленчатого вала и прикрепленную к корпусу двигателя снаружи посредством шарового шарнира с центральным отверстием, несущая опора выполнена в виде полой штанги, через полость которой проложены токонесущие провода, один конец этой штанги пропущен через отверстие в шаровом шарнире, а другой - оканчивается сферической головкой с отверстием, которая помещена в дополнительной обойме, установленной на свободном конце планки, и. зафиксирована в обойме от проворачивания.

На фиг. 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 - вид устройства снаружи корпуса ДВС: на фиг.3разрез А-А на фиг. 1; на Фи г. вид 11 на фиг. 2.

Токосъемное устройство состоит из жестко скрепленной с шатуном 1 план" ки 2 с внешним каналом для укладки гоконесущих проводов 3 от датчиков, расположенных на шатуне, который установлен на коленчатом валу 4. Свободным концом планка выходит через окно 5 в корпусе 6 двигателя внутреннего сгорания и связана через обойму, состоящую из двух головин 7 и 8, с полой штангой 9, имеющей сферическую головку 10. Сферическая головка l0 выполнена с отверстием 11 со стороны, обращенной к шатуну 1 с планкой 2, которое сообщено со сквозным каналом 12 в штанге 9. Через отверстие 11 и канал 11 токонесущие провода 3 от датчиков а на шатуне проложены к измерительной аппаратуре. Для предотвращения возможно-го проворачивания вокруг своей оси в процессе работы и закручивания токонесущих проводов головка 10 штанги выполнена с пазом на своей сферической поверхности. В пазу 13 размещен штифт 14, на который воздействует через пружину 15 стопорный болт 16, ввернутый в обойму. Второй конец полой штанги 9 помещен в сквозном отверстии 17 шарового шарнира, который содержит направляющую 18 из антифрикционного материала, имеющую сферическую головку. Эта головка помещена в обойму 19 и зафиксирована в ней с помощью шайбы 20 с центральным отверстием для прохода свободного конца полой штанги 9 с токонесущими проводами 3. Обойма 14 закреплена к корпусу 6 двигателя.

Токосъемное устройство работает следующим образом.

При движении шатуна 1 конец планки 2, связанный с полой металлической штангой 9, движется по эллиптической траектории. В это время вто90765 рой конец штанги 9 перемещается в Ъаправляющей 18, которая при перемещении штанги совершает колебательные движения, поворачиваясь в сферической обойме 19 на незначительный угол, соответствующий направлению движения штанги.

Использование предлагаемого токосъемного устройства позволяет исключить деформацию токонесущих проводов 10 в элементах кинематической связи, т.е. повысить эксплуатационную надежность устройства и устранить помехи полезных сигналов в измерительных це. пях, т.е. повысить точность измере- 1$ ний. Кроме того, значительно воэрас" тает долговечность устройства, расширяются области его использования, например в агрессивных средах, и повышается производительность труда zo экспериментов.

Формула изобретения

Токосъемное устройство для измерительных комплексов параметров двигателя внутреннего сгорания, содержащее планку, жестко закрепленную на

2 6 шатуне, расположенном на коленчатом валу, и сопряженную с ней несущую о юру токопроводов, расположенную в направлении оси коленчатого вала и прикрепленную снаружи к корпусу двигателя внутреннего сгорания при помощи шарового шарнира с центральным отверстием, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и точности измерения, несущая опора выполнена в виде полой штанги, через. полость которой проложены токопроводы, при этом один конец штанги пропущен через отверстия в шаровом шарнире, а другой конец оканчивается сферической головкой с отверстием, которая помещена в дополнительной обойме, установленной на свободном конце планки, и зафиксирована в обойме от проворачивания.

Источники информации, принятые во внимание flpH экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 153391, кл. G 01 1. 1/22, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР 746791 л. H Ю1 R 39/64, 1977 (прототип).

907652

? 7 8

Составитель И. Кчзнецова

Редактор Л. Гратилло Техред И. Гергель

Заказ 606/63 Тираж 629

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130Я Москва Н-) Рауаская наб.д g. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Корректор С. Цомак

Подписное

Токосъемное устройство для измерительных комплексов параметров двигателя внутреннего сгорания Токосъемное устройство для измерительных комплексов параметров двигателя внутреннего сгорания Токосъемное устройство для измерительных комплексов параметров двигателя внутреннего сгорания Токосъемное устройство для измерительных комплексов параметров двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам и устройствам, предназначенным для непрерывного токосъема и передачи сигналов между объектами, установленными с возможностью перемещения относительно друг друга

Изобретение относится к электротехнике и радиотехнике

Изобретение относится к бурению наклонных и горизонтальных скважин на нефть и газ, в частности к передачи информации от скважинных приборов к устьевым регистраторам

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для непрерывного токосъема и распределения электрической энергии, и может быть использовано для передачи электрической энергии в противообледенительных системах вращающихся лопастей летательных аппаратов

Изобретение относится к электромашиностроению, а более конкретно к конструкции устройства токосъема высокоиспользованных электрических машин, имеющих коллекторы или кольца
Наверх