Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока

 

Союз Соввтсинх

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и>924799 (6I) Дополнительное к авт. сввд-ву(22) Заявлено 04. 10. 80 (21) 2991565/24-07 с присоедниейиект заявки М— (23) ПриоритетОпублнковаио 30. 04.82. Бюллетень М 16

Дата опубликования описания 30. 04. 82 (5t)N. Кл .

Н 02 К 23/26

Воударствеиый комитет.СССР (5З) УДК 621 ° 313. . 282 (088. 8) по делам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

В.Т. Рязанов и Г.В. Со омахин -(7!) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ ЯКОРЬ МНОГОПОЛЮСНОГО КОЛЛЕКТОРНОГО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к специальным электрическим машинам, которые могут быть использованы в аппаратах .магнитной записи.

Известны якори многополюсных кол лекторных электродвигателей посто" янного тока с простой петлевой и вол. новой обмотками, в которых обмотка состоит из секций, число которых равно числу коллекторных пластин, каждая секция соединена с .коллектором. При простой петлевой обмотке начало и конец секции присоединяются к соседним коллекторным пластинам, а при простой волновой обмотке выводы секций соединяются с шагом.

8+3

g и р

20 где к " число,коллекторных пластин; р — число пар полюсов.

Для улучшения коммутации в много- полюсных электродвигателях с простой, 2 петлевой обмоткой необходимо выполнять уравнительные соединения.

Токопровод при якоре с простой петлевой обмоткой -осуществляется числом щеток, равным числу полюсов

2р, а токоподвод при волновой обмотке якоря осуществляется двумя, щетками но в случае больших токов число щеток может быть равным числу полюсов 2р (1) .

Недостатками -таких якорей при всей простоте схем как простой петлевой, так и волновой. обмоток является то, что выводные концы каждой секции должны быть соединены. с коллектором, что трудоемко, а также в много" полюсном электродвигателе с простой нетлевой обмоткой. необходимб- применение с ложного -щеткодержателя- с числом щеток, равным числу полюсов 2р, и выполнение уравнительных соеди" нений на коллекторе.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является в

924799 4 электродвигатель с дисковым якорем

i содержащий множество секций одинаковой геометрии, повторяющих форму полюса, собранных в виде диска. Каждая секция имеет хотя бы.один виток изолированного провода и две радиально .расположенные рабочие стороны. Радиально расположенные стороны секций равномерно распределены по окружности и не перекрывают одна другуа.

Участки секций, которые расположены по радиусу наиболее близко к центру и наиболее далеко от центра, перекрывают друг друга, поэтому эти участки толще, чем рабочие стороны. Якорь содержит также коллектор и изоляционный диск с множеством отверстий равномерно по окружности, через которые выводы секций приходят к коллектору.

По виду соединений секций с коллектором обмотка якоря может быть петлевой или волновой. Изоляционный диск,с отверстиями может иметь печатные проводники, соединяющие обмотку якоря с коллектором, а в случае простой петлевой обмотки печатные проводники являются уравнительными соединениями. Печатные проводники изоляционного диска на одной стороне могут быть использованы в качестве коллекторных пластин.

Для возбуждения электродвигателя служат постоянные магниты с осевой намагниченностью, расположенные на торце магнитопровода. Число полюсов электродвигателя больше или равно четырем (2 .

Недостатком якорей таких электродвигателей является то, что при простой петлевой обмотке в электродвигателе применяется сложный многощеточный щеткодержатель с числом деток, равным числу. полюсов 2р, а также при обоих видах соединений секций с коллектором трудоемко выполнение соединений секций с коллектором из-за того, что выводы каждой секции должны быть соединены с коллектором.

Цель изобретения — упрощение конструкции и снижение трудоемкости изГОтовления дискОВОГО якОря.

Поставленная цель достигается . тем, что секции каждой катушки соединены последовательно, места соединений секций изолированы от коллектора, а пластины коллектора, .Отстоящие друг от друга на расстоя

25 зо

s.o

55 нии двух полюсных делений, соединена последовательно в контактные группы, при этом число секций в катушках и число коллекторных пластин в контактных группах коллектора равно числу пар полюсов электродвигателя.

На фиг. 1 изображен дисковый трех . катушечный якорь шестиполюсного электродвигателя; на фиг. 2 — катушка дискового якоря шестиполюсного электродвигателя; на фиг. 3 - то же, второй вариант; на фиг. 4 - схема

L соединений трехкатушечного дискового якоря шестиполюсного электродвигателя; на фиг. 5 - схема соединений пятикатушечного дискового якоря шестиполюсного электродвигателя.

Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока состоит из последующих основных элементов (фиг. 1-3) катушек 1 с последовательно соединенными секциями 2, коллектора у которого коллекторные пластины

4 объединены с контактные группы соединителями 5.

Якорь опрессован компаундом (не показано). Секции 2 каждой катушки

1 отстоят друг от друга на расстоянии двойного полюснсго деления (2E.=3áÎ эл. град.)

Таким образом, находясь в магнитном поле электродвигателя в одинаковом положении, содержат равное количество витков изолированного провода намотаны непрерывным проводом. Провод ники б, соединяющие между собой секции 2 катушек 1, не соединяются с коллектором 3. Рабочие стороны 7 секций 2 отстоят друг от друга на полюсное деление 7 и радиально расположены. Катушки 1 сдвинуты друг относительно друга на угол а((эл. град.), равный частному от деления

360 эл.град. на число катушек. Соединение выводных концов катушек l с контактными группами коллектора 3, образованными отстоящими друг от друга на два полюсных деления, электрически соединенными коллекторными пластинами 4 в количестве, равном числу пар полюсов электродвигателя P с шагом, равным числу катушек, может быть в "звезду." или такое же, как у простых петлевых обмоток соединение секций с коллекторными пластинами коллектора. Соединение коллекторных пластин в контактные группы

924799 6 ных делений, где р-1 п1. При больших токах- возможна установка числа щеток, равного числу полюсов 2р электродвигателя.. На схемах фиг. 4 и 5

s щетки 8 отстоят друг от друга на 3 полосных деления 2 +2Е= 3Л." и расположены диаметрально на коллекторе.

Для улучшения коммутации и умень,шения пульсаций ЭДС на выходе число.

10 .катушек 1 необходимо применять нечетным.

Выполнение повторяющих форму магнитной системы электродвигателя намотанных непрерывным проводом катушек

13 1 якоря и образование на коллекторе контактных групп коллек ора позволяет упростить якорь и снизить трудоемкость соединения обмотки с коллектором, так как число соединений " .20 уменьшается на (р-1). в коллекторе производится до укладки катушек 1. При трехкатушечном якоре выводные концы соединяются в "звезду" (фиг. 1 и 4). При таком соединении начало первой катушки. 1 соединяется с первой контактной груп пой, в которую входят 1, 4 м 7 коллекторные пластины. Начало второй катушки соединяется со второй контактной группой, в которую входят

3, 6 и 9 коллекторные пластины, а концы катушек соединяются вместе и изолируются от коллектора. Катушки могут быть выполнены из отдельных секций, намотанных непрерывным проводом (фиг. 2), или могут быть согнуты из кольцевой катушки по форме полюсов (фиг. 3).

В якоре, имеющем число катушек больше трех, выводные концы катушек соединяются с контактными группами коллектора 9 так же, как в простых петлевых обмотках соединяются выводные концы секций с коллекторными пластинами. При таком соединении (фиг. 4) начало первой катушки соединяется с первой контактной группой коллектора 3, в которую входят

1, 6 и 11 коллекторные пластины, а конец первой и начало второй катушек

1 соединяются со второй контактной группой, в которую входят 2, 7 и 12 коллекторнме пластины и т.д. до тех пор, пока обмотка не замкнется, т.е. пока конец последней катушки не сое. динится с началом первой катушки.

Число катушек 1 в таком якоре равно числу контактных групп коллектора 3, а схема соединений катушек 1 при любом числе пар полюсов (p>i2) образует только две параллельные ветви 2а=2 так же как в якорях с волновой обмоткой. Число коллекторных пластин в якоре равно произведению числа кату" шек и-числа пар полюсов р.

Токоподвод в якорях осуществляется двумя щетками 8, отстоящими друг от друга на одно полюсное деление g по коллектору или íà (L+2tn) полюсформула изобретения

25 Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока, содержащий обмотку, выполненную в виде секций, соединенный с коллектором, о т л и ч а Ю30 шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения трудоемкости изготовления, секции каждой катушки соединены последовательно, места соединений секций изолированы от коллектора, а пластины коллектора, отстоящие одна от другой на расстоянии двух полюсных делений, сое" динены между собой в контактные группы, при этом число с"кций в кв" тушках и числО коллекторных пластин в контактных группах коллектора равно числу пар полюсов электродвигателя °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Зимин В.И. и др. Обмотка элек трических ламп. Л., "Энергия", 1975, с. 35.

2. Авторское свидетельство СССР

И 274204, кл. H 02 К 23/54, 1966.

924799

Заказ 2 33 71 Тираж 719

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Кецарис

Редактор Е. Лушникова Техред М. Ге гель Корректор В. Синицкая

Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока Дисковый якорь многополюсного коллекторного электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области конструирования электрических машин

Изобретение относится к электрооборудованию и электромашиностроению и может быть использовано в однофазных коллекторных двигателях большой мощности, которые используют на электрифицированных железных дорогах

Изобретение относится к области электротехники, к электрическим машинам, а именно к обмоткам якорей с четным и нечетным числом пазов и четным или нечетным числом обмоток секций

Изобретение относится к области электротехники, а именно, к конструкциям якорей вращающихся электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии изготовления обмотки ротора электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к области электрических генераторов постоянного тока с приводным двигателем

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения коллекторных электрических машин постоянного тока с электромагнитным возбуждением и может быть использовано в качестве электрических двигателей и генераторов постоянного тока любых мощностей во всех отраслях экономики

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения однофазных коллекторных электрических двигателей переменного тока и универсальных коллекторных двигателей, может быть использовано в устройствах автоматики, в бытовой технике и в качестве силовых тяговых электрических двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, в частности к машинам постоянного тока (МПТ)
Наверх