Источник питания

 

О П И С А Н И Е (11)930492

ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социвпистичесиик республик

-.1„.г (61) Дополнительное к авт. саид-ву

3 (22) 3 8 «0 05.03.80 (21) 2892540/24-07 (51 ) М. Кд. с присоединением заявки М (23) ПриоритетН 02 3 7/14

Гооударствснны6 квинтет

СССР ао «елеи чзебретеннй и открытки

Опубликовано 23.05.82. Бюллетень " 19 (53) УДК 621.355. .1 (088-8) Дата опубликования описаиия23.05.82 (72) Авторы изобретения

Куйбышевский ордена Ленина завод автотракторного электрооборудования им. А. М; Тарасова (71) Заявитель (54) ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ ля (21.

Изобретение относится к автотракторной, промышленности и может быть использовано, например, в источниках питания для автомобилей и тракторов. Современные источники питания авто5 мобилей, содержащие генератор переменного тока, аккумуляторную батарею и регулятор напряжения с исполнительным элементом и измерительным узлом имеют существенный недостаток - напряжение, на клеммах батареи (генератора) отлича ется от напряжения на клеммах регулятора напряжения.

Эта разнипа. зависит от величины переходных сопротивлений (контактов замка

1% зажигания, держателя предохранителя, со единительных проводов) и может достигать

1,5-2В, что приводит к сокращению срока службы батареи и ламп освещения в

2-2,5 раза.

Известны источники питания, в которых уравнение напряжения на батарее (генераторе) и клеммах регулятора напряжения осуществляется за счет примен ния дополнительного входного делителя, расположенного внутри регулятора и под« ключенного отдельным проводом непа редственно к батарее (11 .

Однако такое-решение усложняет схему регулятора, что увеличивает себестоимость регулятора, снижает его надежность и долговечность. Прокладка д полнительного провода требует его зашиты, что также ведет к удорожанию автомобиля.

Известно устройство, в котором исполнительный элемент регулятора напряжения питается от дополнительного выпрямитеОднако в этом случае не решается проблема начального возбуждения генератора в момент запуска, так как затруднено самовозбуждение генератора. Кроме того, при питании входной пепи регулятора от дополнительного выпрямителя регулятор следит за напряжением на дополнительном выпрямителе, которое мс

3 9304 жет существенно отличаться от напряже» ния бортсети автомобиля.

Наиболее близким к предлагаемому .по технической сущности является источник питания, содержащий генератор переменного тока с выпрямителем, аккумуляторную батарею, выключатель и регулятор напряжения, состоящий из измеритель но-усилительного элемента и исполнителыного элемента, включенного последователь- 0 но с обмоткой возбуждения генератора, причем указанные элементы регулятора подключены на выходные клеммы выпря мителя (3J.

Однако в этом источнике напряжение на клеммах батареи и генераторе будет выше, чем на клеммах регулятора, что приведет к преждевременному выходу нз, строя батареи.

Цель изобретения — увеличение срока службы батареи.

Поставленная цель достигается тем, что в источнике питания, содержащем ге. нератор переменного тока с выпрямителем, аккумуляторную батарею, выключатель и регулятор напряжения, состоящий из измерительно-усилительного и исполнительного элементов, подключенных на выходные клеммы выпрямителя, указанный выключатель включен в цепь измери- 30 тельно-усилительного элемента регулятора, т. е. в этом случае за счет раздель ного питания исполнительного и измерительного элементов регулятора напряже- ния переходные сопротивления контактов включателя, соединительных проводов

35 несоизмеримо с сопротивлением измерительного угла.

На чертеже представлена электрическая схема предлагаемого: источника питанияя.

Источник питания содержит генератор переменного тока с статорной обмоткой 1 и обмоткой 2 возбуждения, двухполупериодний выпрямитель 3, регулятор 4 напряжения с исполнительным элементом 5

45 на транзисторах 6 и 7, включенных пос ледовательно с обмоткой 2 возбуждения, и измерительным элементом на резисторах 8, 9 и стабилитроне 10>и выходном транзисторе 11, аккумуляторную бата-; рею 12, потребители 13.

Подключение обмотки 2 возбуждения и исполнительного элемента 5 к полюсу выпрямителя обеспечивает самовозбуждение генератора на низких оборотах. Изме- 33 рительный элемент регулятора подключен к плюсу выпрямителя через выключа тель 14.

92 4

Таким образом, напряжение íà входе регулятора равно .напряжению на батарее (генераторе).

Устройство работает следующим образом.

При включении выключателя 14 напряжение на аккумуляторной батарее недостаточно для пробоя стабилитрона 10, транзистор 11 в этом режиме закрыт, а 6 и 7 - открыты, ток в обмотке 2 возбуждения максимальный.

При достижении на генераторе напряжения выше допустимой величины стабилитрон 10 пробивается и через резистор

;15 проходит ток, транзистор 11 открыва-! ется, шунтируя переход транзистора 6.

Напряжение на переходе база-эмиттер 6 равно нулю, транзисторы 6 и 7 исполнительного элемента закрываются, ток в обмотке 2 возбуждения генератора резко уменьшается, соответственно уменьшается напряжение генератора.

За счет изменения временных интервалов, в течение которых транзисторы 6 и 7 исполнительного элемента находятся в открытом или закрытом состоянии, напряжение поддерживается постоянным при изменении числа оборотов и нагрузки генератора.

Таким образом, в предлагаемом источнике питания достигается равенство напряжения на батарее (генераторе) и ре» гуляторе, одновременно решается проблема самовоэбуждения генератора на низких оборотах без усложнения схемы регулятора и беэ удорожания проводки автомобиля.

Экономический эффект в народном хозяйстве получается за счет увеличения срока службы батареи и ламп освещения в 2-2,5 раза.

Формула изобретения

Источник питании, содержащий генера-. тор переменного тока с выпрямителем, аккумуляторную .батарею, выключатель и регулятор напряжения, состоящий из измерительно-усилительного элемента и исполнительного элемента, включенного последовательно с обмоткой возбуждения геНератора, причем укаэанные элементы регулятора подключены на выходные клеммы выпрямителя, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения срока службы аккумуляторной батареи, упомянутый выключатель включен в цепь измерительно-усилительного элемента регулятора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Журнал "Автотракторное электрооборудование», ¹ 10, 1977, с. 10, и№ 2, 1976, с. 6.

930492

2. Патент ФРГ № 2236066, кл. Н 02 3 7/16, 1973.

3. Патент Японии ¹ 51-20684, сер. 1/(2) — 40(333) кл. Н 02 3 7/24.

Составитель И. Найдина

Редактор А. Шандор Техред М.Гергель КорректорА. Ференп

Заказ 3487/74 Тираж 670 .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источник питания Источник питания Источник питания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к источникам электропитания, и может быть использовано как дополнительный источник электропитания для зарядки аккумуляторов персональных компьютеров

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации и регулирования напряжения электрических генераторов, преимущественно для генераторных установок автономных систем энергоснабжения

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам регулирования напряжения в генераторных установках транспортных средств

Изобретение относится к классу регуляторов напряжения, используемых совместно с генераторами переменного тока, снабженных диодными выпрямителями, преимущественно в бортовой сети автомобиля

Изобретение относится к автотракторному электрооборудованию и может быть использовано для регулирования напряжения генератора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к автомобильной технике
Наверх