Устройство для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока

 

Союз Соввтсиик

Социалистичвсиик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву H 660177 (22) Заявлено 03, 11. 80 (21) 2999652/24-07 с присоединением заявки М (23)ПриоритетН 02 P. 3/14

3Ьвударствапвй квиктвт

CCCP

10 делан кзвбрвтвний и вткрытня (53.) УЛК 621. 337 . 52 (088. 8) Опубликовано 23. 05. 82. Бюллетень М 19

Дата опубликования описания 25. 05. 82 (72) Авторы изобретения

Е.В. Горохов, 13.À. Арманд, В.И. Грыэенков (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ПРОТИВОВКЛОЧЕНИЕМ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах программного управления станками координатного типа.

llo основному авт. св. 11 660177 известно устройство для торможения противовключением двигателя постоянного тока, содержащее тиристоры, включенные в цепь якоря и в цепь обмотки возбуждения, блок управлето ния торможением, выходы которого через усилители подключены к управляющим электродам тиристоров, а вхо-. ды - к датчикам команд "Направление" и "Движение" параллельно якорю

15 электродвигателя подключены последовательно соединенные конденсатор и резистор, а блок управления выполнен в виде двух схем И, трех схем НЕ и схемы ИЛИ, причем вход датчика команды "Направление" подключен к входу первой схемы НЕ и второй схемы И, вход датчика команды "Движение" подключен к другому входу схемы И, к

2 входу второй схемы НЕ и к входам усилителей для включения тиристоров в цепи якоря, выходы первой и второй схемы НЕ подключены к входам первой схемы И, выходы первой и второй схемы И подключены к входам схемы ИЛИ, выход которой подключен к входу третьей схемы НЕ и к входам двух усилителей для включения тиристоров в цепи обмотки возбуждения электродвигателя, выход третьей схемы НЕ подключен к входу двух других усилителей для включения тиристоров в цепи обмотки возбуждения электродвигателя (11., Недостатком известного устройства торможения противовключением является подбор величины емкости конденсат тора, достаточной для остановки двигателя, что ограничивает использова" ние этого технического решения.

Целью изобретения является унификация устройства.

4 ветствует останову двигателя;логическая единица, поступающая на вход датчика 15 команды "Направление", соответствует прямому направлению вращения двигателя, а логический нуль соответствует обратному направлению вращения двигателя. На фиг. 2 показан закон функционирования блока управления торможением двигателя.

При наличии на входах датчика

16 команды "Движение" и датчика 15 команды "Направление" логической единицы, т,е. при вращении двигателя в прямом направлении схема работает следующим образом.

Логическая единица со входа датчика 16 поступает на усилитель 11 для включения тиристора 6, на усилитель 14 для включения тиристора 7, на схему НЕ 18 и вторую схему И 21.

Наличие логической единицы на входах усилителей 11 и 14 дает разрешение для включения тиристоров 6 и 7. Логическая единица на входе датчика ,15 поступает на схему НЕ 17 и схему И 21, В соответствии с фиг. 2 при наличии логической единицы на входах укаэанных датчиков с выхода схемы ИЛИ 22 уровень логической единицы поступает на усилитель f0 для включения тиристора 2 и на усилитель 13 для включения тиристора 3. Наличие логической единицы на входах усилителей

10 и 13 дает разрешение для включения тиристоров 2 и 3. Наличие логического нуля на выходе схемы НЕ 19, поступающего на входы усилителей

9 и 12, запрещает включение тиристоров 1 и 4. Таким образом, при йаличии на выходе датчиков 15 и 16 логи.ческой единицы, т.е. при вращении двигателя в llpRMOH H llp JleH, BKJle чены тиристоры 6 и 7 в цепи якоря двигателя и тиристоры 2 и 3 в цепи обмотки возбуждения двигателя, а тиристоры 1 и 4 выключены. При вращении двигателя конденсатор 23 через резисторы 24 и 25 заряжается до напряжения якоря двигателя.

Для останова двигателя необходимо на вход датчика 16 команды "Движение" подать команду, соответствующую .логическому нулю, оставив неизменной команду от датчика 15 команды - Направление". Логический нуль со входа датчика 16 через усилители 11, 14 запретит включение тиристоров 6 и 7. При этом тиристоры 6 и 7 выключаются в момент времени, когда на3 930543

Поставленная цель достигается тем, что в устройство торможения противовключением введен полупроводниковый диод, катод которого соединен с якорем двигателя, а анод подключен к общей точке соединения конденсатора и резистора.

Такое техническое решение обеспечивает интенсивное торможение двигателя без специального подбора ве- о личины емкости конденсатора.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока", на фиг. 2 - д таблица, поясняющая работу устройства.

Устройство содержит тиристоры 1-4, включенные в цепь обмотки 5 возбуждения двигателя, и тиристоры 6, включенные в цепь якоря 8 двигателя,, 2О и блок управления торможением, выходы которого через усилители 9-14 подключены к управляющим электродам указанных тиристоров, а входы - к датчикам 15, 16 команд Направление" 2з и "Движение". Блок управления торможением содержит схемы НЕ 17-19, две схемы И 20, 21 и схему ИЛИ 22.

Параллельно якорю электродвигателя подключены последовательно соединен- З© ные конденсатор 23 и резистор 24, причем параллельно конденсатору 23 подключен полупроводниковый диод 25.

Вход датчика 15 команды "Направление" подключен к входу схемы НЕ 17 и к входу схемы И 21, а вход датчика 16 команды "Движение" соединен с другим входом схемы И 21, к входу "схемы НЕ

18 и к входам усилителей 1.1 и 14, выходы которых связаны с управляющими электродами тиристоров, включенных в цепь якоря электродвигателя, и с якорем электродвигателя. Выходы схем

НЕ 17, 18 подключены к входам схемы

И 20, выходы схем И 20, 21 соединены с входом схемы ИЛИ 22, выход которой подключен. к входу схемы НЕ .19, и к входам двух усилителей 10, 13, включенных в цепь обмотки 5 возбуждения двигателя. Выход схемы НЕ 19 подключен к входу усилителей 9, 12.

Устройство работает следующим образом.

Для случая торможения двигателя при его вращении в прямом и обратном направлениях логическая единица, поступающая на вход датчика 16 команды "Движение", соответствует пуску двигателя, а логический нуль соотУстройства для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока по авт. св. Н 660177, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью унификации устройства, в нега дополнительно введен полупроводниковый диод, анод которого соединен с якорем электродвигателя, а катод подключен к общей точке соединения конденсатора,и резистора.

Источники информации, принятые ва внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 660177, кл. Н 02 Р 3-08, 1976.

5 93054 пряжение, подаваемое от трансформатора 26, на их анодах относительно катодов достигнет нулевого значения.

В соответствии с фиг. 2 при наличии на входе датчика 15 логической единицы, а на входе датчика 16 логического нуля на входе схемы ИЛИ 22 будет уровень логического нуля, а на выходе схемы НЕ 19 - уровень логической единицы. При этом уровень ло- to гического нуля на входах усилителей

10, 13 запретит включение тиристоров

2, 3, а уровень логической единицы на входах усилителей 9, 12 даст раз-. решение на включение тиристоров 1, 4. )s

Таким образом, при наличии на выходе датчика 16 логического нуля, а на выходе датчика 15 логической единицы тиристоры 2, 6, 7, 3 выключены, а тиристоры 1, 4 включены. Магнитное щ поле в обмотке 5 возбуждения изменяет свое направление и двигатель интенсивно тормозится. При этом конденсатор 23 разряжается через резистор

24 и обмотку якоря 8.

При наличии на входе датчика 16 логической единицы, а на входе датчика 15 логического нуля, т.е. при вращении двигателя в обратном направлении, схема работает следующим образом.

Логическая единица на входе датчика 16 через усилители 11, 14 разре- шает включение тиристоров 6, 7 в цепи якоря двигателя. В соответствии с таблицей логический нуль на выходе, схемы И 22через усилители 10, 13 запретит включение тиристоров 2, 3, а логическая единица на выходе схемы

НЕ 19 через усилители 9, 12 разрешит включение тиристоров 1 и 4 в цепи обмотки 5 возбуждения. Таким образом, при наличии на входе датчи-,, ка 15 логического нуля, а на выходе датчика 16 логической единицы включены тиристоры 1, 6, 7, 4, а тирис3 6 торы 2 и 3 выключены. Конденсатор 23 через резисторы 24 и 25 заряжается до напряжения на якоре двигателя.

Для останава двигателя на вход датчика 16 необходимо подать команду, соответствующую логическому нулю, оставив неизменной команду на датчике 15. При этом тиристоры 1, 6, 7, 4 выключаются, а тиристоры 2> 3 будут включены. Направление магнитного поля в обмотке возбуждения изменяется, и в цепи якоря происходит разряд конденсатора 23 через резис.тор 24 и обмотку якоря, благодаря чему, происходит интенсивное торможение.

Таким образом, осуществлено Gecконтактное торможение IlpoTHBQBKJlo чением двигателя. постоянного тока ля случаев его вращения в прямом и братном направлении. Резистором 24 одбирается ток в цепи якоря при орможении, а резистором 25 подбирае тся ток якоря при пуске двигателя.

В устройстве точность останова двигателя зависит от времени протекания переходных процессов торможения и от величины емкости конденсатора 23 °

Формула изобретения

930543

Заказ 3 91/77 Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11 035 Москва, Ж-35., Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель М. Кряхтунова

Редактор П. Коссей Техред Л. Пекарь Корректор А Гриценко

Устройство для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока Устройство для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока Устройство для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока Устройство для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока Устройство для торможения противовключением электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к преобразователям, регулирующим ток возбуждения тяговых машин электроподвижного состава постоянного тока в режимах электрического торможения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования тока возбуждения тяговых машин электроподвижного состава постоянного тока в режиме электрического торможения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в тяговых электроприводах транспортных средств, например троллейбусов, трамваев, метрополитена и электробусов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электрифицированных транспортных средствах, например на рудничных аккумуляторных электровозах

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электрифицированных транспортных средствах, в частности на электротележках и электропогрузчиках с питанием тягового двигателя от аккумуляторной батареи

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в преобразовательных мостах (SRB) с возвратом энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротранспорту с тяговыми электродвигателями постоянного тока и может быть использовано на электроподвижном составе пригородного сообщения, метро, трамвае, троллейбусе, а также на электромобиле
Наверх