Устройство для измерения параметров ветра

 

Союз Советскии

Соцнапистическик

Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и)932406 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.07 ° 80 (21) 2952769/18-10 с присоелннениеги заявки М (23) Приоритет (5l)M. Кл.

G 0l Р 5/02

3ЬоуАорстееииый комитет

CGCP (53) УДК 531-. 767 (088. 8) по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.05.82. Бюллетень М 20

Дата опубликования описания 30.05.82. (72) Авторы изобретения

А .И.Новиков, И.П.Ракосей и А.И.Тимухин

Центральное конструкторское бюро гйдрометеорологическцго приборостроения ( (71 ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

ВЕТРА

Изобретение относится к метеорологической измерительной информационной технике и может быть использовано для измерения параметров. истинного ветра с борта движуцегося объекта.

Известно устройство для измерения и регистрации средней скорости и направления ветра, содержацее два ультразвуковых ветроприемника с взаимно перпендикулярными осями направления распространения ультразвука, выходы каждого из которых через пересчетные схегьг подключены к блокам осреднения, каждый из блоков ос1S реднения через соответствующии линеииый вращаглцийся трансформатор электрически связан с синусио-косинусиым вращающимся трансформатором, напряжение на одной из выходных обмоток которого пропорционально средней ско20 рости ветра, а угол поворота его ротора пропорционален среднему направлению ветра, кроме того, с целью обес. печения возможности производства иэмереяий с движущегося объекта между блоками осреднения и линейным вращающимся трансформатором ветроприемника, ориентированного по направлению движения, установлен механический дифференциал, а на выходе цепи выработки среднего направления ветра установлен другой механический дифференциап Г1 $. Недостатком данного устройства является сложность и невысокая надежность устройства из-за наличия в нем двух механических дифференциалов, что также удорожает устройство.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для измерения параметров ветра с борта,движущегося корабля, содержащее датчик ветра, устройство преобразования .скорости и направления ветра в угол поворота, два линейных вращающихся трансформатора, два синусно-косинусных вращающихся трансформатора, 30

3 93240 механическое суммирующее устр ойство (дифференциал ) и векторный построитель, установленные таким образом, что ротор одного линейного вращающегося трансформатора связан с выходом устройства преобразования скорости ветра, а выходная обмотка его подключена к статорной обмотке одного синусно-косинусного вращающегося трансформатора, ротор которого связан с суммирующим устройством, складывающим величины направления наблюдаемого ветра и курса корабля, ротор второго линейного вращающегося трансформатора связан с выходом устройства измерения скорости корабля, а выходная обмотка его подключена к статорной обмотке второго синусно-косинусного врацающегося трансформатора, ротор которого развернут на угол, равный курсу корабля, при этом выходная синусная и косинусная обмотки одного синуснокосинусного вращающегося трансформатора включены последовательно и в

25 противофазе с аналогичными обмотками второго синусно-косинусного вращающегося трансформатора $2 J.

Недостатком из вестного устр ой ст.ва является сложность и невысокая надежпость устройства.

Цель изобретения — упрощение устройства и увеличение надежности его работы.

Поставленная цель достигается тем, 35 что в устройстве для измерения параметров ветра, содержащем датчик ветра, блок преобразования скорости ветра в угол поворота, блок преобразования направления ветра в угол поворо- 4

40 та, первый линейно-вращающийся трансформатор, ротор которого связан с выходом блока преобразования скорости ветра в угол поворота, а выходная обмотка — с статорной обмоткой перво45 го синусно-косинусного вращаюцегося трансформатора второй линейный врацающийся трансформатор, ротор которого связан с выходом прибора трансляции скорости корабля, второй синусно-косинусный вращающийся трансформатор, ротор которого связан с выходом блока измерения курса корабля, соединенного с прибором трансляции курса корабля, и векторный построитель, ротор первого синусно-косинусного врацаюцегося трансформатора связан с выходом блока преобразованйя направления ветра в угол поворота, выходная

6 4 синусная обмотка первого. синусно-косинусного вращающегося трансформатора связана со статорной обмоткой второго синусно косинусного вращающегося трансформатора, выходная косинусная обмотка первого синусно-косинусного вращаюцегося трансформатора последовательно и в противофазе е выходом второго линейного вращаюцеГося трансформатора подключена к второй статорной обмотке второго синусно-косинусного вращающегося трансформатора, а входы векторного построителя соединены с выходами второго синусно-косинусного вращающегося трансформатора.

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2— диаграмма построения векгора скорости истинного ветра.

Устройство содержит датчик 1 ветра, включаюций крыльчатку 2, кинематически связанную с тахогенератором

3, и флюгарку 4, кинематически связанную с сельсином-датчиком 5. Выход тахогенератора 3 связан с входом блока 6 преобразования скорости ветра в угол поворота и соединен с выходом линейного вращающегося трансформатора (ЛВТ) 7 и входом усилителя 8, выход которого подключен к двигателю

9, вал которого кинематически связан с ротором ЛВТ и с ротором, принадлежащего вычислителю 10 истинного ветра ЛВТ 11.

Выход сельсина-датчика 5 подключен к входу блока 12, преобразования направления ветра в угол поворота и соединен с входом сельсина-приемника 13, выход которого через усилитель 14 подключен к двигателю 15, вал которого кинематически связан с ротором сельсина-приемника 13 и с ротором, принадлежащего вычислите— лю 10 истинного ветра синусно-косинусного вращающегося трансформатора

16. Кроме того, устройство содержит сельсин-датчик 17 курса, расположенньш в приборе 18 (компас или прибор, транслирующий курс корабля) ЛВТ 191 расположенный в приборе 20 {лаг или прибор, транслируюций скорость корабля), а также блок 21 измере— ния курса корабля, вход которого, соединенный с входом сельсина-приемника 22, подключен к выходу сельсина-датчика 17 курса, а выход сельсина-приемника 22 через усили— тель 23 подключен к двигателю 24, вал которого кинематически связан

5 9 с ротором сельсина-приемника 22, и с ротором, принадлежацего вычислителю 10 истинного ветра синусно-косинусного вращающегося трансформатора 25.

Выход ЛВТ 11 подключен к статорной обмотке синусно-косинусного врацающегося трансформатора 16, один выход синусно-косинусного вращаюцегося трансформатора 16 подключен к одному входу синуснокосинусного врацающегося трансформатора 25, а второй выход синусно-косинусного вращающегося трансформатора 16 последовательно и в противофазе с выходом ЛВТ 19 подключен к второму входу синусно-косинусного врацаюцегося трансформатора 25.

Выходы синусно-косинусного вращающегося трансформатора 25 через электрические связи 26 и 27 соединены с входами векторного построителя

28, которые подключены к входам синусно-косинусного врацаюцегося транс форматора 29. Один выход синусно— косинусного врацающегося трансформатора 29 подключен через усилитель

30 к двигателю 31, вал которого кинематически связан с ротором синусно-косинусного вращающегося трансформатора 29, другой выход еинусно-косинусного врацающегося трансформатора 29 соединен с входом усилителя 32 и выходом ЛВТ 3-3, выход усилителя 32 подключен к двигателю

34, вал которого кинематически свяэ ан с ротор ом ЛВТ 33, Устройство имеет две пары выходов. по истинному ветру. С выходов синусно-косинусного врацаюцегося трансформатора 25 выдаются напряжея Uy,.& ю0 6ыхпропорционапьные соответствующим составляющим вектора скорости истинного ветра в прямоугольной системе координат. Углы поворота роторов двигателей 31 и 34 пропорциональны соответственно направлению (К ) и скорости (U) истинного ветра, или аргументу и модулю вектора скорости истинного ветра (составляющим вектора скорости истинного ветра в полярной системе

,координат).

Устройство работает следующим образом.

Крыльчатка 2 датчика 1 ветра вращается со скоростью,пропорционапьной скорости наблюдаемого ветра и вращает связанный с ней ротор асинхронно32406 6

t0

Sl

$S го тахогенератора 3, на выходе которого вырабатывается напряжение, пропорциональное скорости вращения ротора тахогенератора 3, а следовательно, и скорости наблюдаемого aetpa. Зто напряжение поступает в блок

6 преобразования скорости ветра в угол поворота и сравнивается с выход; ным напряжением ЛВТ 7, сигнал рассогласования поступает на усилитель

8, выход которого подключен к двигателю 9, вал которого разворачивает ротор JIBT 7 до момента достижения равенства сравниваемых напряжений. Угол поворота ротора ЛВТ 7 пропорционален его выходному напряжению, равно-. му выходному напряжению тахогенератора 3, а следовательно, и скорости наблюдаемого ветра, Кинематически связанный с валом двигателя 9 ротор

ЛВТ .l 1, принадлежащего вычислителю

10 истинного ветра, поворачивается на угол, пропорциональный скорости наблюдаемого ветра.

Флюгарка 4 датчика 1 ветра устанавливается вдоль ветрового потока и разворачивает ротор сельсина датчика 5, сигнал с выхода последнего поступает на вход сельсина приемника

13 блока 12 преобразователя направления ветра в угол поворота. С выхода сельсина-приемника 13 сигнал рассо-гласования через усилитель 14 поступает на вход двигателя 15, вал которого раз.ворачивает ротор сельсинаприемника 13 до момента компенсации сигнала рассогласования на его выходе, при этом угол поворота ротора сельсина-приемника 13 равен углу поворота ротора сельсина-датчика 5.

Кинематически связанньпЪ с валом двигателя 15 ротора, принадлежащего вычислителю 10 истинного ветра, синусно-косинусный вращающийся трансформатор 16 поверяется на угол, равный направлению наблюдаемого ветра.

В приборе 18 ротор сельсина-датчика 17 курса разворачивается на угол, равный курсовому углу, сигнал с выхода сельсина-датчика 17 курса поступает на вход сельсина-приемника 22 устройства измерения курса корабля 21. С выхода сельсина-приемника

22 сигнал рассогласования через усилитель 23 поступает на вход двигателя 24. При отработке сигнала рассогласования вал двигателя 24 разворачивает пинематически связанлай с ним ротор сельсина-приемника 22

9 3240 на синусном выходе:

Таким образом р ажения: получили два вына угол, равный углу поворота сельсина-датчика 17 курса, и одновременно ротор принадлежащего вычислителю 10 истинного ветра синусно-косинусного вращающегося трансформа- 5 тора 25 на угол равньп курсовому ! углу.

Ротор ЛВТ 11 разворачивается на угол, пропорциональный скорости наблюдаемого ветра И, при этом напря- 10 жение на его выходе равно

0 =к-щ, где К., — коэффициент пропорциональности. 15

Напряжение с выхода ЛВТ 11 поступает на статорную обмотку синуснокосинусного вращакецегося трансформатора 16, ретор которого разворачивается на угол., равный направлению наблюдаемого ветра К (,, измеряемому относительно продольной оси корабля.

Выходные напряжения е роторных обмоток синусно-косинусного вращающегося трансформатора 16 равны на косинусном выходе: Ц„=K U<«cos K

)хсоз +; на синусном выходе: О,)„=

=К41-0 )() sin К)()=К1-K M -sin К, где К к в коэффициент трансформации синуснокосинусного вращающегося трансформатора 16.

Напряжения 0„0 „пропорциональны соответствующим составляющим вектора скорости наблюдаемого ветра И),„, (s)> в корабельной системе координат, в к отор ой ось х, направл ена вдоль продольной оси корабля, совпадающей с направлением его движения, а ось у1 перпендикулярна направлении его движения. Напряжение U> с косинусного выхода синусно-косинусного вра40 щающегося трансформатора 16 последовательно и в противофазе с выходным напряжением ЛВТ-19, пропорциональным скорости корабля V поступает на одну статорную обмотку синусно-косинусного трансформатора 25, а напряжение Uó1ñ синусного выхода синусно-косинусного вращающегося трансформатора 16 поступает на другую статорную обмотку синусно-косинусного 50 вращающегося трансформатора 25. Таким образом, на входах синусно-косинусного вращающегося трансформатора 25

I „„=(„1-и,=К ),,-Ъ.СОЕК -К -Ч

1 Ч 1 Щ

0 1- К1- К - ()() . S< n К )(7, 6 8 где U — напряжение, пропорционально е с кор ости кор дубля, К вЂ” коэффициент пропорциональ3 ности.

Синусно-косинусный вращающийся трансформатор 25 используется в режиме поворота координатных осей иэ корабельной системы координат в земную. Ротор синусно-косинусного вращающегося трансформатора 25 разворачивается на угол, равный курсу корабля К1 при этом выходные напряжения с роторяых обмоток равны „ „,„=К (0„, См К-0 S«n Z)=

= K ((K„кк.l9 cos» -к - ).cos»"1 "х

4 ) («k-)(.Y coo g- g, - К . Ч. .„)

Ь 1 12 1О М

К (» " 1 (сс К -coo»4 1 (щ

81< К)- К V- СОЕК)=

Ъ

= »4 „»z + N (сои(к -к)+с», "(»щ к) с » (к K)icos (K +»))з " К}=»4(» К 11 с<»(К„,+К)-К .Ч eos»); на косинусном выходе:

"хвых= К+("К, с»+Us,.MS»)=

=«,((К, К< Ж Ссв К„,-K Ч}-взп». K„K w sin»< oosêJ=к (к„к.w»

"(Яо) К )() Ь1) К+311ъ К -cosK)-К -vxs

« ск)=К,(К, К и да(1 п(К К„).

+s1n(K-Y+)+Sin(K»tK)+sin(K К))

-»1 Sin»)=K K K . g «„(К+К

4 1 ) УГ

КЬ "" " KJ

rpe К4 — коэффициент трансформации синусно-косинусного вращающегося трансформатора 25. Х Ьых K K K< ® сс (» +К) К х,). СОЗ К ° ) Ц)1)(-К„К(4 % 1П К +K)-К К Х

)(Ч 510 К 1

30 ветра.

Выходные напряжения 0 ВЫ,хи tl. c дух синусно-коси нусного вращаюцегося трансформатора 25 поступают через электрические связи 26 и 27 в векторный построитель 28 на статорные обмотки синусно-косинусного врацаюцегося трансформатора 29. С выхода одной из роторных обмоток синусно-косинусного вращающегося трансформатора 29 напряжение через усилитель 30 поступает на двигатель 31, вал которого разворачивает ротор синусно-косинусного вращающегося трансформатора 29 до момента компенсации сигнала на выходе подклвзченной к усилителю 30 роторной обмотки синусно-косинусного вращающегося трансформатора 29. При этом угол поворота вала двигателя 31 и ротора синусно-косинусного вращающегося трансформатора 29 будет равен значению направления истинного

9 9324 где Ох Sbtxz 0 1,„-, напРЯжениЯ, пРопоРциональные соответствующим составляюцим вектора скорости истинного ветра в земной (прямоугольной) системе координат ХОУ (ось х направлена на север).

От полученных выражений для напряжений очевиден переход к значениям составляющих вектора скорости истинного ветра 10

u„=-W cps(K +Ê V.бiК

1 = 4 910 К (+ К)-V 5io К, где 0, Оу — составляющие вектора скорости истинного ветра в земной системе координат.

Полученные выражения согласуются с диаграммой построения вектора скорости истинного ветра (фиг. 2), где ХОУ вЂ” земная система координат, Х ОУ вЂ” корабельная система координат, — вектор скорости корабля;

% — вектор скорости наблюдаемого ветра

) У

Ч вЂ” вектор скорости истинного ветра;

1)„, U — составляющие вектора скорости истинного ветра в земной системе координат; (1, ф 1- составляющие скорости наблюдаемого ветра в корабельной системе координат, К вЂ” курс корабля;

К Н вЂ” направление наблюдаемого З5

06 10 ветра КО (аргументу вектора скоро сти истинного ветра), Напряжение с выхода другой обмотки синусно-ко синусного врацаюцегося трансформатора 29 пропорционально модулю вектора скорости истинного ветра О.

Это напряжение с помощью следяцей системы, состоящей из усилителя 32, двигателя 34 .и ЛВТ 33 преобразуется в угол поворота. Таким образом, углы поворота роторов двигателей 31 и 34 векторного построителя 29 про- порциональны соответственно направлению (КО) и скорости (0) истинного ветра или аргументу и модулю вектора скорости истинного ветра (составляюцим вектора скорости истинного ветра в полярной системе координат) .

Формула изобретения

Устройство для измерения параметров ветра, содержащее датчик ветра, соединенный с блоком преобразования скорости ветра в угол поворота и с блоком преобразования направления ветра в угол поворота, первый линейновращающийся трансформатор, ротор которого связан с выходом блока пре- . образования скорости ветра в угол поворота, а выходная обмотка — с статорной обмоткой первого синусно-косинусного врацающегося трансформатора, второй линейно-вращающийся трансформатор, ротор которого связан с выходом прибора трансляции скорости корабля, второй синусно-косинусный врацаюцийся трансформатор, ротор которого связан с выходом блока измеренин курса корабля, соединенного с прибором трансляции курса корабля, и векторный построитель, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упроцения и повышения надежности, ротор первого синусно-косинусного врацаюцегося трансформатора связан с выходом блока преобразования направления ветра в угол поворота, выходная синусная обмотка первого синуснокосинусного вращающегося трансформатора связана с статорной обмоткой второго синусно-косинусного вращающегося трансформатора, выходная косинусная обмотка первого синусно-косинусного врацающегося трансформатора по° следовательно и в противофазе с выходом второго линейно-вращающегося трансформатора подключена к второй статорной обмотке второгО синуснокосинусного врацаюцегося трансформа932406

11 тора, а входы векторного построителя соединены с выходом второго синус- но-косинусного вращающегося трансформатора.

Источники информации, 5 принятые во внимание при экспертизе

1, Лвторское свидетельство СССР № 140249, кл. G 01 И 1/02, 1960 °

2. Лвторское свидетельство СССР № 296036, кл. G 01 P S/02, 1 969 °

932406 иг. Г

Составитель А. Курочкин

Редактор В. Пилипенко Техоед М. Надь Корректор И. Мусжа

Заказ 3775/65 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москвад Ж-35 Ращская наб.> д. 4 5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения параметров ветра Устройство для измерения параметров ветра Устройство для измерения параметров ветра Устройство для измерения параметров ветра Устройство для измерения параметров ветра Устройство для измерения параметров ветра Устройство для измерения параметров ветра 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерений, а именно к устройствам измерения температуры, влажности и скорости потока газов с использованием электрических средств, и может быть использовано в сельском хозяйстве и других отраслях для измерения параметров теплоносителя

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения направления и величины скорости потока жидкости или расплава в областях науки и техники, где необходимы исследования гидродинамических процессов, может применяться при определении распределений полей скоростей потока расплава алюминия при электролизе, что имеет первостепенное значение при разработке энергосберегающих технологий получения металла

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения величины и направления составляющей вектора скорости потока в выбранной плоскости

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерителям скорости потоков жидкостей и газов, устанавливаемых стационарно

Изобретение относится к измерительной технике и направлено на усовершенствование устройств (датчиков) для измерения переменных значений скорости и направления потока жидкости или газа при высоких давлениях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения составляющих вектора воздушной скорости, углов атаки и скольжения летательных аппаратов, скорости и направления ветра на метеостанциях и морских судах, скорости и направления газового потока в промышленных установках и т.д
Наверх