Система защиты турбины

 

(ii) 1

Союз Советских

Социалистических

Республик

Х АВТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.80 (21) 3227424/24-06 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

F 01 D 21/02

Гасударственный комитет

СССР (53) УДК 621 165

-596.3 (088.8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.82 пв делам кзебретений и открытий

В. Н. Веллер, В. А.,Лебедев, В. В. Каширин и Э. Л. Святецкая (72) Авторы изобретения

-Всесоюзный дважды ордена Трудового Красно ени теплотехнический научно-исследовательский им. Ф. Э. Дзержинского и Производственное предприятйе «Уралэнергоремонт» (71) Заявители (54) СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при защите турбин от недопустимого повышения частоты вращения ротора.

Известны системы защиты турбины от недопустимого повышения частоты вращения 5 ротора, содержащие центробежный датчик, расположенный на роторе и взаимодействующий с подводящим и приемным соплами, выключатель стопорного клапана, соединенный с линией управления стопорным клапаном с сливом и с приемным соплом, и линию управления регулирующими клапанами (1) .

Однако в этих системах выключатель выполнен таким образом, что необходимо наличие элементов с трущимися парами. Тем самым снижается надежность выключателя 1s и системы в целом.

Известна также система защиты турбины от недопустимого повышения частоты вращения ротора, содержащая центробежный датчик, расположенный на роторе и взаимодействующий с подводящим и приемным соплами, выключатель стопорного клапана, выполненный в виде размещенной в корпусе пластины, полость над которой соединена с

2 приемным соплом, а полость под пластиной разделена перегородками на концентрические камеры, первая из которых соединена с линией управления стопорным клапаном, а вторая — с сливом, линию питания с дросселем, подключенную к подводящему соплу и к линии взведения, снабженной запорным органом, и линию управления регулирующими клапанами (2) .

Недостатком известной системы является несколько пониженная надежность.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что пластина выключателя закреплена на установленной в корпусе мембране, в полости над пластиной установлено упорное кольцо, и полость внутри кольца соединена с линией взведения и с атмосферой, в полости под пластиной установлена дополнительная перегородка, и образованная при этом третья камера расположена в центре полости под пластиной и соединена с линией управления регулирующими клапанами, вторая камера расположена вокруг третьей, а первая—

941635

10 виде клапана с мембраной 8 и пластиной 9.

Полость 10 над пластиной 9 соединена с приемным соплом 6 и через отверстие ll — с атмосферой. Полость IO снабжена линией

12 взведения, соединенной через запорный

15 орган 13 с линией питания, причем линия 12 и отверстие 11 подсоединены к полости 14, расположенной внутри упорного кольца 15, установленного в полости 10.

Полость 16 под пластиной выключателя

55 вокруг второй и дополнительно соединена с линией питания.

На чертеже изображена предлагаемая система защиты.

Центробежный датчик 1 кольцевого типа укреплен на плоских направляющих лентах

2. Подводящее сопло 3 соединено с линией

4 питания рабочей жидкостью через дроссель 5. Соосно подводящему соплу 3 установлено приемное сопло 6. Выключатель 7 стопорного клапана турбины выполнен в разделена перегородками 17 и 18 на три концентрические камеры. Первая камера 19 соединена с линией 20 управления стопорными клапанами и подводящим соплом 3, вторая камера 21 соединена со сливом, а третья камера 22 — с линией 23 управления регулирующими клапанами. В камере 21 может быть выделена перегородкой 24 полость 25, соединенная дренажными отверстиями 26 с сливом.

Система работает следующим образом.

Рабочая жидкость через дроссель 5 подается к подводящему соплу 3, из которого она попадает в приемное сопло 6 и далее в полость 10 выключателя 7. В полости 16 последнего пластина 9 перекрывает слив из полости 16 и связь с линией 23, управляющей открытием регулирующих клапанов турбины.

Из линии после дросселя 5 жидкость подводится в полость 16 выключателя 7 и по линии 20 — в полость сервомотора стопорного клапана. Для взведения выключателя по линии 12 через запорный орган 13 подают рабочую жидкость.

При срабатывании центробежного датчика 1 кольцо пересекает струю жидкости, идущую из сопла 3 в сопло 6. Давление жидкости в приемном сопле 6 падает и, соответственно, падает давление жидкости в полости 10. В то же время в полости 16 давление сохраняется на прежнем уровне. Под действием перепада давления на мембрану 8 пластина поднимается вверх и прижимается к упорному кольцу 15. Тогда в полости 14, благодаря отверстию ll, давление жидкости падает до атмосферного и пластина 9 оказывается прижатой кверху с большим усилием, чем только из-за перепада давления в полости 16 и полости 10.

При перемещении пластины 9 вверх открывается слив жидкости из камеры 19 и, соотвстствс нно, из линии после дросселя 5.

З0

Падение давления в этой линии по линии 20 передается в полость сервомотора, что вызывает закрытие стопорного клапана. При этом происходит выталкивание жидкости в линию 20 и тем самым в какой-то мере поддерживается повышенное давление в камере 19. При этом жидкость попадает в полость 25, из которой сливается через отверстие 26 малого сечения. Поэтому давление в полости 25 несколько возрастает. Тем самым усиливается прижатие пластины 9 к упорному кольцу 15 и тем повышается надежность срабатывания выключателя и удержания пластины 9 в верхнем положении.

При подъеме пластины 9 открывается слив из камеры 22, в которую подводится жидкость из линии 23 управления регулирующими клапанами турбины, что вызывает закрытие и этих клапанов. После закрытия стопорного клапана и его остановки давление в линии 20 резко падает Но как бы ни велико было бы уменьшение этого давления, давление в приемном сопле 6 будет всегда еще меньше и потому пластина 9 останется прижатой к упорному кольцу 15.

Когда частота вращения ротора турбины снизится до уровня настройки центробежного датчика, кольцо займет положение, концентрическое по отношению к валу, и поток жидкости из сопла 3 будет свободно направляться в приемное сопло 6. Поскольку перед соплом 3 сохранится пониженное давление, это не может привести к отрыву пластины 9 от упорного кольца 15 и вся система останется в положении полного срабатывания. Для открытия стопорного клапана необходимо открыть запорный орган 13, что приведет к подводу жидкости в полость 14.

Давление в этой полости повысится, и пластина 9 опустится вниз, прикрывая слив жидкости из камеры 19. Давление в этой камере возрастет, соответственно возрастет давление в линии 20 и перед соплом 3. Повышение давления в линии 20 вызовет открытие стопорного клапана турбины. Повышение давления перед соплом 3 приведет к соответствующему повышению давления в сопле 6. Если после этой операции по ошибке персонала запорный орган 13 останется открытым, давление в полости 10 окажется равным давлению перед соплом 3 и это будет сигналом о неправильном действии персонала.

Таким образом, во всей системе исключены трущиеся элементы и тем самым повышена надежность ее срабатывания. Поскольку линии подвода жидкости к соплу

3, выключателю 7 и сервомотору стопорного клапана питаются из одной линии после дросселя 6, то никакие возмущения в линии питания не смогут привести к ложному срабатыванию защиты, что также повышает надежность.

941635

Формула изобретения

Составитель А. Калашников

Редактор А. Шандор Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 4791/20 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система защиты турбины от недопустимого повышения частоты вращения ротора, содержащая центробежный датчик, расположенный на роторе и взаимодействующий с подводящим и приемным соплами, выключатель стопорного клапана, выполненный в виде размещенной в корпусе пластины, полость над которой соединена с приемным соплом, а полость под пластиной разделена перегородками на концентрические камеры, первая из которых соединена с линией управления стопорным клапаном, а вторая— с сливом, линию питания с дросселем, подключенную к подводящему соплу и к линии взведения, снабженной запорным органом, и линию управления регулирующими клапанами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, пластина выключателя закреплена на установленной в корпусе мембране, в полости над пластиной установлено упорное кольцо и полость внутри кольца соединена с линией взведения и с атмос5 ферой, в полости под пластиной установлена дополнительная перегородка, и образованная при этом третья камера расположена в центре полости под пластиной и соединена с линией управления регулирующими клапанами, вторая камера расположена вокруг

10 третьей, а первая — вокруг второи и дополнительно соединена с линией питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ГДР № 8604, кл. 14 С 8/04, опублик. 1954.

2. Авторское свидетельство СССР № 567831, кл. F 01 D 21/02, 1976.

Система защиты турбины Система защиты турбины Система защиты турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты паровой турбины, преимущественно турбин с конденсатором смешивающего типа

Изобретение относится к области устройств защиты турбины по предельному повышению частоты вращения ротора

Изобретение относится к области исполнительных устройств защиты паровой турбины, обеспечивающих перекрытие подвода пара в турбину по сигналам систем ее защиты, и предназначено главным образом для турбин, работающих на низкопотенциальном геотермальном паре с большим содержанием солей и нерастворимых, в том числе агрессивных, газов

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к средствам защиты агрегатов, например, паровых турбин, при возникновении каких-либо аварийных ситуаций
Наверх