Фрикционная предохранительная муфта

 

< >947501

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Соцналнстнческнх

Республнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 05. 03. 79 (2 .) 2732191/25-27

Р1)М К, з сприсоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

F D 7/02

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

)j3) УДК 621. 825. .5 (088. 8) Опубликовано 30.07. 82.Бюллетень ¹28

Дата опубликования описания 30.07.82 (72) Автор изобретения

Ю,И.Быков

)ü .. роек йьтй - ект" цБ „.— .—,... (71) Заявитель

Государственный научно-исследовательский и институт угольной промышленности "УкрНИИпр (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным предохранительным муфтам и может быть использовано во многих отраслях народного хозяйства для защиты механизмов и машйн от статических и динамических перегрузок.

Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую втулку, связанную торсионом с ведущей полумуфтой, соединенной фрикционными дисками с ведомой полумуфтой, поджатыми при помощи опорного диска и пружин, а также отжимной узел. Он выполнен в виде свободно установленной на ведущей-полумуфте обоймы с упорами, взаимодействующими с ведущей втулкой, и тяг с шаровыми опорами, связывающими обойму с ведущей полумуфтой, причем опорный диск снабжен упОрными подшипниками, ограничивающими осевое перемег щение обоймы 1).

Недостатками указанной муфты являются сложность отжимного устройства, содержащего большое количество подвижных соединений,. большинство иэ которых перемещаются с трением скольжения, которое из-за своей нестабильности и значительной величины вносит погрешность в нагрузочную характеристику муфты; сложность обеспечения синхронного взаимодействия силовых пар устройства; необходимость периодической перенастройки муфт по крутящему моменту после износа дисков фрикциона на расчетную величину.

Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, соединенные фрикционными дисками, поджатыми пружинами, помещенными на пальцах, взаимодействующих с нажимным диском и жестко соединенных концами с кольцом отжимного устройства, охватывающим ведомую полу муфту с воэможностью осевого перемещения. Кольцо имеет радиально закрепленные оси и смонтированные на них тела качения, а отжимное устройство снабжено установленным на ведомой полумуфте диском с продольными штырями, взаимодействующими при срабатывании с наружной поверхностью, 25 тел качения кольца f27.

Однако в этой муфте изготовление отжимного устройства имеет трудности технологического характера из-эа необходимости обеспеЧения одновреЗ0 менного и синхронного взаимодейст947501 вия прс>дольных штырей с наружной поверхностью тел качения кольца.Кро- ме того, в условиях эксплуатации затруднено обслу>кивание муфты при заменах поврежденных элементов механизма растормаживания. 5

Цель изобретения — упрощение конструкции отжимного устройства и муфты в целом, улучшение условий эксплуатации и повышение долговечности, Эта цель достигается тем, что в 10 фрикцио IHoA предохранительной муфте, содержащей ведущую полумуфту в виде соециненных упругим звеном втулки и корпуса и ведомую полумуфту« фрикционные диски, поджатые на>кимным диском с пальцами, подвижными в осевом направлении, а также отжимные элементы, к1оследние выполнены в виде смонтироваины; на корпусе упоров и установле1111ых между ни%1 и HB ВтуJIке 2р ограничителей, а также упругих фигурных пластин, каждая иэ которых помещена на пальце нажимного диска и расположена ме;кду ограничителями.

Кроме того, нажимной диск может быть выполнен из двух элементов, устанот>ленных с воэможностью углового поворота, а поверхность упоров, обращенная к упругой фигурной пластине, может быть выполнена ко>1усной.

Кроме того, муфта может быть снаб30

Х<ЕНа РЕт-, «ИРОВО «11Ь>МИ ПдаСтИНаМИ, СОпряженными с упорами.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта с частичным продольным разрезом на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг.1)5 на фиг, 3 — вид по стрелке Б на фиг.1.

Муфта соцержит группу цилиндрических (или других) пружин 1, передающих крут тщитз момент от вецущей полумуфты, выполненной в виде корпуса 2 и втулки40

3, к ведомому валу 4, который связан с корпусом 2 подшипниками 5 и фрикционом с ведущим 6 и ведомыми 7 дисками, сжатие которых обеспечивается пружиной 8 через нажимной диск 9, вы- 45 полненнь;й иэ двух элементов с пальца ми 10, 1!»JI, 1>яником 11, и планшайбы

12, группу у:лотнений 13 и пальцев

10 в корпусе 2, группу креплений пружин 1 в к;>онштейнах 14 полумуфты 3 с помощью гаек 15 11 б>олтов 16, а так>ке в !<»olff.fòåéffàõ 17 корпуса 2 с помощью болтов 18 с регулировочными шайбами 19, а также отжимное устройство, состоящее из нескольких упругих плас- . тин 20, э;.1крс>п>1енных на пальцах 10, разиещенных ме>кду ограничителями 21

I

Муфта работает следующим образом.

При номинальной нагрузке на ведущей полумуфте 3 вращение любого направления передается кронштейнам 14, гайкам 15, пружинам 1, шайбам 19, корпу- 65 су 2, дискам 6 и 7, валу 4, Деформация пружин 1 пропорциональна нагрузке.Обычно при номинальной наэруэке на вал муфты деформация пружин обеспечивает наличие некоторого зазора между упорами 22 и пластинами 20 в пределах установленного зазора d . При перегрузке, например в режимах запуска привода или при возросшем сопротивлении на рабочем органе механизма, кронштейны 14 с упорами 22 продолжают поворачиваться до полной

1 выборки зазора <>:,после чего упоры

22 прижимают пластины 20 к левым или правым ограничителям 21, начинают изгибать пластины с увеличением дуги прогиба в сторону от фрикционного узла, при котором пальцы 10 с диском 9 смещаются вдоль оси муфты, сжимая пружину 8 и этим растормаживая диски 6 и 7 фрикциона вплоть до их проскальзывания. С изгибом пластин 20 происходит незначительный угловой поворот диска 9 с пальцами

10 эа счет упругой деформации уплотнений 13 и вращения подшипника 11.

Муфта автоматически останавливает буксование дисков при снятии иэбытовной нагрузки Конструкция обеспечивает возможность настройки на необходимый уровень нагрузки срабатывания не только изменением затяжки фрикционных дисков, но и регулированием зазора сГ пластинами 23 под упорами 22. Для изменения амплитудночастотной характеристики муфты, для создания предварительного поджатия пружин 1 применяются регулировочные шайбы 19, С нарастанием износа дисков муфты пластины 20 смещаются вдоль оси муфты (новое положение штрих-пунктиром показано на фиг, 3). При этом уменьшается усилие пружины 8, но увели чивается деформация и усилие пружин

1, так как поверхность упоров 22 контакта с пластинами 20 выполнена с углом О ., обеспечивающим постепeííoå увеличение зазора g относительно o . Сумма вышеупомянутых силовых факторов, измеряемая на валу муфты, может оставаться постоянной при определенных жесткостях пружин

1, 8 и угле 0 . В этих условиях отпадает необходимость в периодической настройке муфты по крутящему моменту срабатывания М 1> после износа дисков фрикциона на некоторую допустимую величину. Муфта сохранит стабильный М ср до полного износа фрикционных поверхностей дисков.

От>кимное устройство кинематически просто и содержит только одно подвижное соединение с трением качения, что обеспечивает высокий КПД механизма.

Предлагаемая муфта проста по конструкции, удоба в эксплуатации, уни947501 версальна, так как может быть применена в приводах с односторонним и реверсивным нагружением трансмиссии, обеспечивает высокую точность и стабильность ограничения перегрузок на всем диапазоне износа фрикцион- 5 ных покрытий дисков.

Формула изобретения

1. Фрикционная предохранительная !О муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде соединенных упругим звеном втулки и корпуса и ведомую полумуфту, фрикционные диски, поджатые нажимным диском с пальцами, подвижными в осевом направлении, а также отжимные элементы, .отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и повышения долговечности, отжимные элементы выполнены в виде смонтированных на корпусе упоров и установленных между ними и на втул

11 ке ограничителей, а также упругих фигурных пластин, каждая из которых помещена на пальце нажимного диска и расположена между ограничителями.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что нажимной диск выполнен из двух элементов, установленных с возможностью углового поворота..

3 ° Муфта по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что поверхность упоров, обращенная к упругой фигурной пластине, выполнена конусной.

4 ° Муфта по пп. 1-3, о т л и— ч .а ю щ а я с я тем, что она снабжена регулировочными пластинами, сопряженными с упорами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 468046, кл. F 16 D 43/20, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 600340, кл. F 16 D 7/02, 1976.

947501

73

1/

22

21

1f

17

Фиг.,7

Составитель Г. Горшкова

Техред А. Бабинец Корректор Ю. Макаренко

Редактор И. Тыкей

Эаказ 5595/55 Тираж 990 г Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по .делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал .ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул. Проектная, 4

Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх