Муфта предохранительная

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик . (ii) 947508 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28. 08. 80 (21) 2976180/25-27 с присоединением заявки ¹ (51) М.Кп з

F 16 D 43/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.07 82.Бюллетень № 28 (531 УДК621. 825.

° 5 (088.8) Дата опубликования описания 30.07 ° .82 (72) Авторы изобретения и. (71) Заявитель

1 (54) МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в частности в приводах управления энергетических установок °

Известна .муфта, содержащая ведущую полумуфту, блокирующий элемент и ведомую полумуфту, взаимодействующую с ведущей полумуфтой посредством роликов $1).

Однако эта муфта характеризуется тем,.что после ее срабатывания и продолжения вращения ведущей полумуфты ролики, передающие крутящий момент, будут западать в лунки на ведущей полумуфте, что может привести к обмятию лунок и выходу муфты из строя. Для включения муфты в работу после ее срабатывания необходим принудительный поворот блокирующего элемента для .сцепления с ведомой полумуфтой.

Наиболее близкой к предлагаемой является муфта предохранительная, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый элементы, связанные через подвижную в оСевом направлении втулку с роликами, закрепленными на ее внутренней поверхности, промежуточную втулку, установленную соосно с подвижной втулкой и пружины, размещенные между ведущим и ведомым элементами f23 .

Недостаток указанной муфты заключается в том, что передача крутящего момента возможна только в одном направлении вращения ведущего элемента.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных;возможностей муфты за счет обеспечения реверса ведущего элемента.

Поставленная цель достигается тем, что муфта предохранительная, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый элементы; связанные через подвижную втулку с роликами, закрепленными на ее внутренней. поверхности, промежуточную втулку, установленную соосно с подвижной втулкой и пружины,. размещенные между ведущим и ведомым элементами, снабжена стаканом и закрепленным на нем упорным . подшипником, ведущий элемент выполнен с кольцевыми выступами, соединенными между собой продольными ребрами

25 и соосно расположенными в кольцевых выступах радиальными пазами под роликами, подвижная втулка с одного конца связана посредством шлицевого соединения со стаканом, à L другого кинца—

30 посредством прямоугольного зубчатого

947508 соединения — с промежуточной втулкой, связанной через трапециедальное зуб- чатое соединение с торцом ведомого элемента.

Кроме того, пружины выполнены различной RecTKocTH, пружина линейной 5 жесткости расположена между торцами стакана и подвижной втулки, а пружина большей жесткости — между торцами наружного кольца упорного подшипника и промежуточной втулки. Причем высо- 1О та зубцов прямоугольного зубчатого соединения меньше высоты зубцов трапециедального зубчатого соединения.

На фиг. 1 изображена муфта предохранительная, общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 — ведущий элемент муфты в аксонометрии; на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.4 вид по стрелке Б на фиг. 1.

Муфта состоит из корпуса 1, внут- 2О ри которого расположен ведущий элемент 2, имеющий кольцевые выступы 3, в которых выполнены соосно расположенные радиальные пазы 4. При этом кольцевые выступы 3 соединены между собой продольными ребрами 5. Йа ведущий элемент 2 установлена подвижная втулка 6 с закрепленными на ней роликами 7, взаимодействующими с паза ми 4 ведущего элемента 2. На .одном конце подвижной втулки 6 выполнен шли. цевой венец 8, связанный со шлицами стакана 9, на котором закреплен упорный подшипник 10. На другом конце подвихп|ой втулки 6 выполнены прямоугольные зубья 11, взаимодействующие с промежуточной втулкой 12. На нижнем торце промежуточной втулки 12 расположены трапециедальные зубцы 13 входящие в зацепление с зубцами ведомого элемента 14. Между торцами стакана 9 4О и подвижной втулки 6 размещена пружина 15, а между торцами наружного кольца упорного подшипника 10 и про.межуточной втулки 12 размещена пружина 16. Причем жесткость пружины 15 меньше жесткости пружины 16 (например, в 3 раза) .

Муфта работает следующим образом.

При нормальной работе муфты ролики

7 находятся в пазах 4 ведущего элемента 2 и крутящий момент от ведущего элемента передается через ролики подвижной втулки 6 на промежуточную втул ку 12 и далее на ведомый элемент 14.

При повышении крутящего момента на ведомом элементе 14 выиге расчетного осевое составляющее усилие, действующее в трапециедальных зубцах 13, превышает суммарное усилие пружин 15 и

16 и перемещает промежуточную втулку

12 вместе с подвижной втулкой 6 вверх 6О . При этом ролики 7 выходят из радиальных пазов 4 ведущего элемента 2 и закатываются на торцовые поверхности выступов 3 до упора в ребра 5, а затем трапециедальные зубцы 13 промежу- 65 точной втулки 12 выходят из зацепления с ведомым элементом 14.

При дальнейшем повороте промежуточной втулки 12 до совпадения ее трапециедальных зубцов 13 с впадинами на ведомом элементе 14 под действием пружины 16 промежуточная втулка перемещается вниз, а ее прямоугольные зубцы 11 выходят из зацепления с подвижной втулкой 6. При этом между прямоугольными зубцами подвижной втулки

6 и промежуточной втулки 12 образуется зазор, равный разнице высот трапециедальных и прямоугольных зубцов, который исключает передачу крутящего момента от ведущего элемента 2 к ведомому элементу 14. Таким образом, происходит срабатывание муфты и отключение привода.

Для включения муфты необходимо произвести реверс ведущего элемента 2.

При реверсе ведущий элемент 2 провертывается относительно подвижной втулки 6 до совпадения пазов 4 с роликами 7, при этом под действием пружины

1.5 подвижная втулка 6 перемещается вниз, а ее прямоугольные зубцы 11 входят в зацепление с промежуточной втулкой 12. Поворот ведущего элемента 2 относительно подвижной втулки

6 обеспечивается эа счет того, что стакан 9 и связанная с ней шлицевым венцом 8 подвижная втулка 6 зажаты от поворота в упорном подшипнике уси лием пружины 16, жесткость которой больше жесткости пружины 15.

Изобретение позволяет передавать муфтой крутящий момент от ведущего элемента к ведомому в любую сторону его вращения, отключать муфту при повышении крутящего момента на выходном элементе выше расчетного при любом направлении вращения последнего и дистанционно включать муфту в работу за счет реверса ведущего элемента.

Формула изобретения

1. Муфта предохранительная, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый элементы, связанные через подвижную в осевом направлении втулку с роликами, закрепленными на ее внутренней поверхности, промежуточную втулку, установленную соосно с подвижной втулкой и пружины, размещенные между ведущим и ведомым элементами, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей муфты за счет обеспечения реверса ведущего элемента, она снабжена стаканом и закрепленным на нем упорным подшипником, ведущий элемент выполнен с кольцевыми выступами, соединенными между собой продольными реб. рами и соосно расположенными в коль947508 цевых выступах радиальными пазами под ролики, подвижная втулка с одного конца связана посредством шлицевого соединения со стаканом, а сдругого конца - посредством прямоугольного зубчатого соединения - с промежуточ- 5 ной втулкой, связанной через трапециедальное зубчатое соединение с торцом ведОмого элемента.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что пружины выпол- )0 нены различной жесткости, пружина меньшей жесткости расположена между торцами стакана и подвижной втулки, а пружина большей жесткости расположена между торцами наружного кольца упорного подшипника и промежуточной втулки °

3. Муфта по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что высота зубцов прямоугольного зубчатого соединения меньше высоты зубцов трапециедального зубчатрго соединения.

Источники информации. принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании tt1404759 кл. F 16 D 43/20, 1975.

2. Патент Великобритании 91431172 кл. F 16 D 43/20. 1976 (прототип).

942508

Составитель Г, Абрамова

Техред Т. Маточка Корректор Ю. Макаренко

Редактор И. Тыкей

Филиал ППП "Патент",г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5595/55 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открЫтий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5

Муфта предохранительная Муфта предохранительная Муфта предохранительная Муфта предохранительная Муфта предохранительная Муфта предохранительная 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности в погружном электронасосном оборудовании скважин, а также в других отраслях промышленности в приводах машин и механизмов

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2328633
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия
Наверх