Способ определения загрязненности картерных масел двигателей внутреннего сгорания
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ н1> 951 1 16
Союз Советскик
Социалистических
Республик
Я т Ф»»
//=-» .-г (61) Дополнительное к авт. саид-ву—
1 М К з
G N 33/30 (22) Заявлено 2711ф0 (21) 3258351/23-04 с присоединением заявки МВ— (23) Приоритет—
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
15З) УДК б 21 . 891 ..2(088.8) Опубликовано 150882, Бюллетень ¹ 30
Дата опубликования описания 15,0882
В.К. Бутюгин, В.И. Агапова, Н.В. Горбачева....„,, „,-„ и О.И. Ханусаджянц
1»Г1 Э» ! .,"-:.:... °,:. -." тт, с, „ . :.:.";: »;:. л (72) Авторы изобретения
Государственный научно-исследовательск и инИй4 т ""-"" автомобильного транспорта (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ KAPTEPHhIX
МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к анализу смазочных масел, в частности к анализу работавших картерных масел двигателей внутреннего сгорания.
Известно, что смазочные масла в процессе эксплуатации теряют свою эффективность из-за, так называемого "старения".,обусловленного комплексным влиянием на масло высокой температуры, кислорода и механических воздействий. Одним иэ призна-. ков старения масла является появление в нем загрязнений (механических примесей), представляющих собой смесь продуктов износа, абразивных частиц, продуктов окисления углеводородов масла, присадок и т.д. Для контроля за качеством масла в эксплуатации и решения вопросов о сроках замены масла наряду с другими показателями необходимо иметь данные о степени его загрязненности.
Известны способы оценки загрязненности масел, основанные на использовании селективно действующих растворителей с последующим объемным измерением выделяющихся из масел приесей. 9 качестве таких растворителЕй используют спирты и их смеси 113.
Наиболее близким к зобретению является способ оценки загрязненности картерного масла двигателей внутреннего сгорания, заключающийся в смешении пробы масла со сложным эфиром и водным раствором глицерина.
После взбалтывания смесь отстаивают до получения четких слоев разбавленного масла, осаждают механические примеси иэ раствора глицерина.. Количество выделившегося осадка является показателем степени загрязненности масла 1 1).
Экспериментальная проверка этого способа показывает,.что применяемые растворитель и слоеразделитель водный раствор глицерина — не обладают достаточной эффективностью при анализе современных автомобильных моторных масел: они либо не разделяют примеси и углеводородную основу масла, либо для выполнения анализа требуется весьма длительное время отстаивания (до нескольких суток), что делает этот способ неприемлемым для анализа масел в условиях эксплуатации.
Пель изобретения — ускорение оценки загрязненности путем повыше951116
Содержание растворителя в анализируемой смеси, Ъ
Время образования бсадка
Иарка масла
Состав растворителя Содержание спирта, об.%
AC-8 с присадкой ИХП-388
Бутилацетат-этиловый спирт
80
36 ч йС-8 с присадкой ИХП-388 ймилацетат-пропиловый спирт
50 мин
Бутилацетат-этиловый спирт
И-8Б„
75
35 мин Бутилацетат-метиловый спирт
N-10P3
15 мин ймилацетат-этиловый спирт
70 осадок не обраэуется, наблюдается расслоение масла
40
Формула изобретения
Составитель Г. Цуканова
Техред Ж. Кастелевич Корректор Н. Король
Редактор Т. Парфенова
Закаа 5933/46
Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния эффективности осаждения примесей.
Поставленная цель достигается тем, что в способе определения загрязненности картерных масел двигателей внутреннего сгорания путем сме- 5 шения масла с растворителем и последующего определения количества выделившихся в осадок примесей, в качестве растворителя используют смесь сложного эфира с 15-50% от 10 объема растворителя низшего спирта.
В качестве селективного растворителя можно использовать, например, смесь бутилацетата и этилового спирта.
Приведенные примеры показывают эффективность способа и воэможность его использования для оценки загрязненности моторных масел непосредственно в условиях автотранспортных предприятий с целью диагностирования технического состояния двигателей по динамике накопления примесей в масле и определения необходимости замены масла.
Способ определения загрязненности картерных масел двигателей внутренВ зависимости от содержания компонентов растворителя (сложного эфира и спирта) в смеси возможно изменение ее растворяющей способности по отношенйю к углеводородной части масла и примесям. Это позволяет управлять скоростью осаждения частиц примесей в различных марках масел.
Экспериментально установлено, что концентрация спирта в смеси в пределах от 15 до 50% обеспечивает достаточно быстрое (до 1 ч) осаждение примесей в современных картерных маслах двигателей внутреннего сгорания.. Примеры использования способа для определения загрязненности картерных масел различных марок представлены в таблице. него сгорания путем смещения масла с растворителем и последующего определения количества выделившихся в осадок примесей, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью ускорения спОсоба, в качестве растворителя используют смесь сложного эфира с 15-50% от объема растворителя низшего спирта.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CIIJA 9 2089017, кл. 73-64, опублик. 1937.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 148959, кл. G Оl N 33/28, опублик. 1962 (прототип).