Способ определения загрязненности картерных масел двигателей внутреннего сгорания

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ н1> 951 1 16

Союз Советскик

Социалистических

Республик

Я т Ф»»

//=-» .-г (61) Дополнительное к авт. саид-ву—

1 М К з

G N 33/30 (22) Заявлено 2711ф0 (21) 3258351/23-04 с присоединением заявки МВ— (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

15З) УДК б 21 . 891 ..2(088.8) Опубликовано 150882, Бюллетень ¹ 30

Дата опубликования описания 15,0882

В.К. Бутюгин, В.И. Агапова, Н.В. Горбачева....„,, „,-„ и О.И. Ханусаджянц

1»Г1 Э» ! .,"-:.:... °,:. -." тт, с, „ . :.:.";: »;:. л (72) Авторы изобретения

Государственный научно-исследовательск и инИй4 т ""-"" автомобильного транспорта (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ KAPTEPHhIX

МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к анализу смазочных масел, в частности к анализу работавших картерных масел двигателей внутреннего сгорания.

Известно, что смазочные масла в процессе эксплуатации теряют свою эффективность из-за, так называемого "старения".,обусловленного комплексным влиянием на масло высокой температуры, кислорода и механических воздействий. Одним иэ призна-. ков старения масла является появление в нем загрязнений (механических примесей), представляющих собой смесь продуктов износа, абразивных частиц, продуктов окисления углеводородов масла, присадок и т.д. Для контроля за качеством масла в эксплуатации и решения вопросов о сроках замены масла наряду с другими показателями необходимо иметь данные о степени его загрязненности.

Известны способы оценки загрязненности масел, основанные на использовании селективно действующих растворителей с последующим объемным измерением выделяющихся из масел приесей. 9 качестве таких растворителЕй используют спирты и их смеси 113.

Наиболее близким к зобретению является способ оценки загрязненности картерного масла двигателей внутреннего сгорания, заключающийся в смешении пробы масла со сложным эфиром и водным раствором глицерина.

После взбалтывания смесь отстаивают до получения четких слоев разбавленного масла, осаждают механические примеси иэ раствора глицерина.. Количество выделившегося осадка является показателем степени загрязненности масла 1 1).

Экспериментальная проверка этого способа показывает,.что применяемые растворитель и слоеразделитель водный раствор глицерина — не обладают достаточной эффективностью при анализе современных автомобильных моторных масел: они либо не разделяют примеси и углеводородную основу масла, либо для выполнения анализа требуется весьма длительное время отстаивания (до нескольких суток), что делает этот способ неприемлемым для анализа масел в условиях эксплуатации.

Пель изобретения — ускорение оценки загрязненности путем повыше951116

Содержание растворителя в анализируемой смеси, Ъ

Время образования бсадка

Иарка масла

Состав растворителя Содержание спирта, об.%

AC-8 с присадкой ИХП-388

Бутилацетат-этиловый спирт

80

36 ч йС-8 с присадкой ИХП-388 ймилацетат-пропиловый спирт

50 мин

Бутилацетат-этиловый спирт

И-8Б„

75

35 мин Бутилацетат-метиловый спирт

N-10P3

15 мин ймилацетат-этиловый спирт

70 осадок не обраэуется, наблюдается расслоение масла

40

Формула изобретения

Составитель Г. Цуканова

Техред Ж. Кастелевич Корректор Н. Король

Редактор Т. Парфенова

Закаа 5933/46

Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния эффективности осаждения примесей.

Поставленная цель достигается тем, что в способе определения загрязненности картерных масел двигателей внутреннего сгорания путем сме- 5 шения масла с растворителем и последующего определения количества выделившихся в осадок примесей, в качестве растворителя используют смесь сложного эфира с 15-50% от 10 объема растворителя низшего спирта.

В качестве селективного растворителя можно использовать, например, смесь бутилацетата и этилового спирта.

Приведенные примеры показывают эффективность способа и воэможность его использования для оценки загрязненности моторных масел непосредственно в условиях автотранспортных предприятий с целью диагностирования технического состояния двигателей по динамике накопления примесей в масле и определения необходимости замены масла.

Способ определения загрязненности картерных масел двигателей внутренВ зависимости от содержания компонентов растворителя (сложного эфира и спирта) в смеси возможно изменение ее растворяющей способности по отношенйю к углеводородной части масла и примесям. Это позволяет управлять скоростью осаждения частиц примесей в различных марках масел.

Экспериментально установлено, что концентрация спирта в смеси в пределах от 15 до 50% обеспечивает достаточно быстрое (до 1 ч) осаждение примесей в современных картерных маслах двигателей внутреннего сгорания.. Примеры использования способа для определения загрязненности картерных масел различных марок представлены в таблице. него сгорания путем смещения масла с растворителем и последующего определения количества выделившихся в осадок примесей, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью ускорения спОсоба, в качестве растворителя используют смесь сложного эфира с 15-50% от объема растворителя низшего спирта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CIIJA 9 2089017, кл. 73-64, опублик. 1937.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 148959, кл. G Оl N 33/28, опублик. 1962 (прототип).

Способ определения загрязненности картерных масел двигателей внутреннего сгорания Способ определения загрязненности картерных масел двигателей внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Способ определения склонности маселк низкотемпературному осадкообразованию и ^диспергирующих свсйств присадскiизобретение относигся к способам оценки качества диспергирующих присадок и свойств моторных -масел,известны лаборатфные способы определения диспергирующих свойств присадок, косвенно характеризующие их действие в масле в условиях низкотемпературного осадкообразования, заключающиеся в введении в композицию масла с присадкой сажи или вьщеленного из отработанного мотфного масла осадка. оценку ведут путем измерения степени отстоя дисперсной фазы или диффузии дисперсии сажи на хроматографической бумаге г13и ?2].основным недостатком этих способов явл^етсй невозможность оценивать действие присадка непосредственно в проце.ссе образования осадка.известен лабораторный способ сценки склонности масел к ниакотемперагурйому осадкообразованию и диспергирующих свойств гфисадок, заключающийся в определении количества отложений, образую- ' щихся при воздействии смесв газов (воз-101520духа и окиси азота) на испытуемое масло, в которое добавляют 5 вес.% окисленного бензина с кислотным числом 1,3- . 1,5 мг кон — предшественника осадкообразования. по количеству образующихся осадков судят о свойствах масла гз^.недостатки этого способа являются сложность приготовления окисленного бензина и отсутствие сходимости результатов испытаний при исполеэзовании предшественников осадкообразования, полученных из разных партий бензина. последнее объясняется сложностью механизма окисления бензина и невозможностью получения нес— йольких предшественников осадкообразования с одинаковой осадкообразующей спо* собностью в условиях испытания. предшес1%- венник осадкообразования может храниться не более 6-8 мес; по истечении этого срока он теряет свои осадкообразующне свойства. это приводит к тому, что результаты испытаний одной и той же композиции масла с присадкой, полученные с интервалом во времени более 6-8 мес, т.е. // 826235

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх