Устройство управления электроприводом тяги экскаватора- драглайна

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (u)956697 (61) Дополнительное к авт..свид-ву— (22) Заявлено 16. 02.81 (21) 3248070/29-03

11с1)М К з

Е 02 Р 3/48 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 070982. Бюллетень ¹ 33 (53) УДК 622.879.38 (088. 8) Дата опубликования описания 07.09 ° 82

1В. И. Ключев, В. Я. Ткаченко, В. Н. Остр ров-, Ю. Т. Калашников, М. М. Кошевой и Э. И. Чувпидо,, 1 --1 ., » ...;: - л

Г

Московский ордена Ленина энергетический иицуи ут -., . и Прои зводственное объединение Ново машиностроительный завод (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ТЯГИ

ЭКСКАВАТОРА †ДРАГЛАЙ

Изобретение относится к автоматизации грузоподъемных машин и может быть использовано для автоматической транспортировки ковша экскаваторадраглайна и защиты стрелы от аварийной растяжки ковша.

Известны устройства управления электроприводами подъема и тяги экскаватора-драглайна, содержащие датчики длин канатов, датчики скоростей и статических нагрузок электроприводов, сумматор, дифференцирующее устройство, блок деления, нелинейный блок и блок сравнения (1) и (2).

Недостатками этих устройств являются несовершенство применяемых методов определения координат ковша, а также сложность самих устройств, что существенно снижает их надежность и качество управления экскаватором.

Известно также устройство управтления электроприводом экскаваторадраглайна, содержащее датчики усилия в опорах головных блоков и блоков наводки и датчики скоростей элекродвигателей приводов подъема и тяги, два сумматора, к первому из которых подключены выходы датчика усилия в опоре головных блоков, а ко второму — выходы датчика усилия в опоре блоков. наводки и датчиков скорости электродвигателей подъема и тяги (3) .

Недостатком этого устройства является треугольная форма формируемой им границы срабатывания защиты от растяжения ковша, тогда как оптимальная граница достаточно близко описывается дугой окружности а так-; же ограниченность возможностей устройства, обеспечивающего автоматическую транспортировку ковша только в аварийных ситуациях. В результате не удовлетворяются в достаточной мере требования надежности управления экскаватором.

Цель изобретения — повышение надежности управления экскаватором.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено двумя блоками нелинейности с линейной однополярной характеристикой, зоной нечувствительности и ограничением по мо25 дулю и датчиком тока якоря электро-: двигателя подъема, подключенным к первому сумматору, причем выход датчика усилия в опоре головных блоков соединен со входом сумматора, а выЗО ход каждого из сумматоров через со956697 ответствующий блок нелинейности сое-i динен со входом электропривода тяги.

На чертеже приведена фуикциональная схема устройства.

Устройство управления электроприводом 1 тяги содержит два датчика скорости электродвигателей приводов, тяги 2 и подъема 3, два датчика уси1 лия в опорах блоков наводки 4 и го повных блоков 5, два датчика тока якоря двигателя подъема 6 и тяги 7, 10 два сумматора 8 и 9, два блока 10 и

11 нелинейности, задатчик 12 скорос-. ти электродвигателя тяги, регулятор

13 скорости электродвигателя тяги, возбудитель 14 генератора, генератор

15 и двигатель 16 электропривода тяги.

Электропривод 1 тяги имеет структуру, в которую входят генератор 15, электродвигатель 16, возбудитель 14 генератора и регулятор 13 скорости, Я задатчик 12 скорости, датчик 2 скорости в виде датчика напряжения якоря двигателя, датчик 7 тока якорей цепи и необходимые в данной схеме связи по току и напряжению. Воз- 25 будитель 14 и регулятор 13 имеют суммирующие входы. Датчики скорости

3 и тока 6 якоря электродвигателя подъема аналогичны датчикам 2 и 7 тяги. Датчики 4 и 5 измеряют усилия в опорах блоков наводки и .головных блоков драглайна.

На входы сумматора 8 подключены выходы датчиков скорости электродвигателя тяги 2 и подъема 3, усилий в

4 опорах блоков наводки 4 и головных блоков 5, а выход сумматора 8 через блок 10 нелинейности связан,с управляющим входом электропривода 1 тяги.

Датчики скорости 2 электродвига- 40 теля тяги, тока 6 якоря электродвигателя подъема и усилия в опорах головных блоков 5 подключены на входы сумматора 9, выход которого через блок 11 нелинейности связан с уп- 45 равляющим входом электропривода 1 тяги.

Устройство имеет два канала автоматического управления электропри" водом тяги и работает следующим об- 50 разом.

В канале автоматической защиты стрелы от растяжки ковша на сумматоре сигналы с датчиков усилий .в опорах блоков наводки 4 и головных .блоков 5 драглайна, содержащие информацию о положении и загрузке ковtua, сумми рую тс я.

В зависимости от конструкции нао .правляющих блоков усилия в их опорах определяются зависимостями 69

= К„F (s1n 4„-81д y ) (g)

F = ii F (к cos(P-g<)-i)sin(f v )j щ

Вн 4 8 (0 т) где F F - натяжения канатов подьема и тяги;

6 — угол наклона стрелы к плоскости горизонта;

Ч,, Ю - углы между канатами подъема, тяги и стрелой;

Ч „о,Ч . Π— Углы между канатами подъема, тяги и стрелой, при которых усилия в опорах равны нулю (для выражения 2)

К -.1

М,0=6-qapct% к +„

3 3

К„, К, К4- коэффициент передачи измерительных устройств;

К вЂ” коэффициент, определя- .

Ъ емый по геометрическим

- размерам узла блоков наводки, для гОловных блоков или для блоков наводки соответственно.

При определенном весе. ковша геометрическое место точек его располо. жения в пространстве, соответствующее постоянству суммарного сигнала усилий F S+F> H описывается дугой окружности, опирающейся на ось стрелы как на хорду, причем при суммарном сигнале, равном нулю, радиус дуги практически не зависит от веса ковша.

Настройкой необходимой ширины зоны нечувствительности блока 10 нелинейности устанавливается требуемый радиус границы срабатывания защиты от растяжки ковша в статике. Динамика ковша учитывается алгебраической суммой скоростей электродвигателей приводов подъема и тяги, которая также выделяется на сумматоре 8 по сигналам с датчиком 2 и 3 скоростей.

При приближении ковша к стреле в случае захода его в зону опасной растяжки суммарный сигнал с датчиков 2-5 принимает положительный знак и превышает величину зоны нечувствительности блока 10 нелинейности, в результате на еro выходе появляется сигнал, вызывающий коррекцию работы тяги таким образом, что обеспечивается движение ковша вдоль установленной статической границы зоны защиты.

Чем больше скорость движения ковша к стреле, тем дальше ат стрелы начинается защитное автоматическое управление тягой. Чем легче ковш, тем по более близкой к стреле траектории обеспечивается его транспортировка.

В канале эксплуатационного автоматического управления тягой при подъеме ковша на выгрузку на сумматор 9 с датчика 5 усилия в опоре головных блоков поступает сигнал, закон изменения которого от F наП тяжения подъемных канатов и угла Мд

956697 между подъемными канатами и стрелой описывается выражением (1). При постоянстве веса ковша геометрическое место точек его расположения в пространстве по своему очертанию достаточно близко соответствует границе зоны саморазгрузки ковша. Настройкой необходимой ширины зоны нечувствительности блока 11 нелинейности для полностью груженого ковша устанавливается граница введения автоматической коррекции управления приводом .тяги, предотвращаемая преждевременную разгрузку ковша и обес печивающая его подъем вдоль границы саморазгрузки.

Сигнал поступающий с датчика 6 тока якоря электродвигателя подьема, уменьшает до приемлемого уровня .разброс траекторий подъема, вызванный непостоянством загрузки ковша и, следовательно, его веса. Кроме того, упомянутая связь оказывает стабилизирующее действие, обеспечивая высокое качество управления.

Для того чтобы не допустить в динамике выход ковша через границу саморазгрузки и обеспечить плавное уп. равление тягой при минимальных динамических токах, в устройстве используется отрицательная связь по скорости электродвигателя тяги, для чего на сумматор 9 подключен датчик

2 скорости.

При необходимости подъема ковша на выгрузку машинист после отрыва ковша от грунта устанавливает задатчики скорости электродвигателей подьема в крайнее положение На подьем и тяги — в крайнее положение От себя . В результате происходит быстрый вынос ковша к границе его саморазгрузки в зону наименьших натяжений канатов, где суммарный сигнал с датчиков 5,6 и 2, выделяемый на сумматоре, приобретает положитель. ный знак и становится больше зоны нечувствительности блока 11 нелинейности, на выходе которого. появляется сигнал, вызывающий необходимое притормаживание тяги для. того, чтобы ковш плавно вышел.на границу зоны саморазгрузки и в дальнейшем поднимался вдоль нее. Таким образом,. автоматический подъем ковша осуществляется при минимуме токов якорных цепей электроприводов подъема и тяги.

Применение изобретения позвбляет снизить суммарные потери в якорных цепях на 20%, увеличить емкость ков- ша на 5-7%, сохраняя загрузку электрических машин и механизмов на прежнем уровне, и за счет этого на 4-5% поднять производительность экскаватора. Уменьшается вероятность удара ковша по стреле, который приводит к авариям и сопровождается длительными ремонтными простоями (2-6 месяцев) и большими капитальными затратами. В отличие от известных данное устройство обеспечивает автоматизацию подъема и, следовательно, не вызывает увеличения при своем срабатывании времени транспортировки и в экстренных случаях может использоваться для обхода ковшом препятствий.

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское

9 537168 кл. Е

2. Авторское свидетельство СССР

02 F 3/48, 1973. свидетельство СССР

02 F 3/48, 1972. свидетельство СССР

0 2 F 3/48, 1978

Р 504885, кл Е

3. Авторское

Р 815155, кл. Е (прототип) .

Устройство управления электроприводом тяги экскаватора-драглайна,,содержащее датчики усилий в опорах . головных блоков и блоков наводки и датчики скорости электродвигателей приводов подъема и тяги, два сумматора, к первому из которых подключены выходы датчика усилия в опоре головных блоков и датчика скорости электродвигателя тяги, а к второмувыходы датчика усилия в опоре блоков наводки и датчика скорости электродвигателей подъема и тяги, о т—

35 лью повышения надежности управления, оно снабжено двумя блоками нелинейности с линейной однополярной характеристикой, зоной нечувствительности и ограничением по модулю и датчиком тока якоря электродвигателя подъема, подключенным к первому сумматору, причем выход датчика усилия в опоре гОловных блоков соединен с входом сумматора, а выход каждого

45 из сумматоров через соответствующий блок нелинейности соединен с входом электропривода тяги.

956697

Составитель E. Елизаров .

Редактор Н. Швыдкая Техред И. Гайду Корректор Ю. Макаренко

Заказ 6539/12 Тираж 709 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство управления электроприводом тяги экскаватора- драглайна Устройство управления электроприводом тяги экскаватора- драглайна Устройство управления электроприводом тяги экскаватора- драглайна Устройство управления электроприводом тяги экскаватора- драглайна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к одноковшовым экскаваторам-драглайнам

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна

Изобретение относится к устройствам для копания грунта

Изобретение относится к экскаваторам - драглайнам, а более конкретно к способам разгрузки ковша драглайна и к его рабочему оборудованию для осуществления этого способа

Изобретение относится к землеройным машинам

Изобретение относится к системе для подвешивания и управления ковшом драглайна

Изобретение относится к драглайнам и электрическим одноковшовым экскаваторам, применяемым при разработке месторождений открытым способом, а более конкретно к способу и устройству для мониторинга режимов нагрузки их стрел

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна в процессе копания

Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к ковшам экскаваторов-драглайнов
Наверх