Многофункциональная присадка к дизельным топливам
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Г д т 1 ==. л в / ====: (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04. 11. 80 (21) 3222504/23-04 (5 )М.Кл з С 10 L 1/18 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет Государственный комитет СССР ио делам изобретений и открытий Опубликовано 15, 11.82.Бюллетень ¹ 42 Дата опубликования описания 15.11.82 (53) УДК665.75 (088.8) Т. Г. Малышева, A.A. Гонор, В.Ф. Большаков, Л.Г. Гинзбург, Л.А.Дерюгина, В.Б.Александров и Н.A. Áàøèëîâà 1 (72) Авторы изобретени я (71) Заявитель Ю (54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ 6-10 8-12 8-12 0,5-1,5 20-25 25-35 До 100 Изобретение относится к нефтехимии, точнее к синтезу и применению присадок к топливам. Известна многофункциональная присадка к дизельным топливам, улучшающая противоизносные и антинагарные свойства топлива (1). Недостатком известной присадки является то, что она улучшает только два свойства топлива — противоизносные и антинагарные. Наиболее близкой к предлагаемой по составу и достигаемому результату является многофункциональная присадка на основе дизельного топлива с добавлением многозольного алкилсалицилата кальция, диалкилдитиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, многозольного сульфоната кальция и стеарата алюминия. Данная присадка улучшает диспергирующие, антинагарные и антикоррозионные свойства топлива, а также увеличивает ,полноту его сгорания (2 j. Недостатком известной присадки является относительно невысокие противоизносные свойства. Цель изобретения — повышение про-. тивоизносных свойств присадки. Поставленная цель достигается тем, что многофункциональная присадка на основе дизельного топлива с 5 добавлением многозольного сульфоната кальция, диалкилдитиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, стеарата алюминия и кальциевой соли органической кислоты, содержит в качестве кальциевой соли алкилфенолят кальция при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ: Нафтенат или алкилсалицилат магния Диалкилдитиофосфат цинка (ДФ-11) Нафтенат меди Стеарат алюминия Алкилфенолят кальция (ВНИИНП-370 ) Многозольный сульфонат кальция Топливо дизельное 973595 Эффективность сгорания топлива определяют по критерию управляемос ти рабочего цикла при ноьынальной ° нагрузке двигателя 2Ч10,5/13 н те;чение 40 ч. Противоиэносные свой- ства оценивают величиной износа деталей цилиндра поршневой группы дизеля 2Ч10,5/13 за 40 ч работы. Результаты испытания предлагаемой присадки с минимальными и максимальными значениями содержания всех еекомпонентовприведенывтабл. 1, Таблица 1 Пример 1. Для испытаний берут два образца топлива, содержащего 2, 14 серы и О, ЗЪ прйсадок. Коррозионные свойства (площадь коррозии ) определяют в течение 30 сут при 20 С. Диспергирующие свойства определяют на лабораторном фильтрационном стенде с ситами 40-3 мкм. AHTHHBFBpHbIB свойства оценивают толщиной нагара на днище поршня на лабораторном двигателе 2Ч10,5/13 в течение 40 ч. Свойства Противоиэносные (износ деталей ЦПГ дизеля 2Ч10,5/13 эа 40 ч работы) Эффективность сгорания топлива по критерию управляемого рабочего цикла Ди спергирующие Антина гарные АнтиСостав образца, вес. Ъ коррозионТолщина нагара на днище поршня, мкм ные Количество отложений на фильтре, r Площадь коррозии,. 1 ° 10 мм Отложе- ние железа в масляном фильтре, единиtJ.a абсорбции Содержание железа в пробах масла из картера, еди ница абсорбции Износ цилиндровой втулки в поясе максимал ьного износа, мкм Алкилфенолят кальция 20 ощелочной. ,аульфонат кальция,25 Диалкилдитио,фосфат цинка 8 460 10,1 370 9,6 15 Топливо 4, 5 Нафтенат меди 8 . Нафтенат магния 6 Стеарат алюминия 05 Топливо ДЛ 32,5 Алкилфенолят кальция 25 ,Высокощелочной .сульфонат кальция 35 и ал килди тио @осфат цинка 12 ; Еафтенат ме-, ;ди. 12 Нафтенат магния 10, Стеарат алюминия 1, 5 2,056 3,85 0,2 1,816 3,76 0,2 973595 Состав предлагаемой комплексной присадки является оптимальным. Исключение иэ ее состава одного иэ компонентов, обеспечивающих композиции антинагарные и противоиэносные свойства (алкилфенолята кальция или сверхщелочного сульфоната кальция), с заменой его равным количеством второго компонента, равно как уменьшению содержания этих компонентов ниже рекомендуемого и вызывает ухудшение антинагарных, противоизносных или диспергирующих свойств композиции. Оптимальность состава в отношении остальных компонентов настоящей присадки, аналогичных присадке по (2), остается неизменной. Пример g. Испытывают образцы топлива М-2 (содержание серы 2,1Ъ), содержащего О,ЗЪ композиций следующего состава: образец 1 по (2); образцы 2-4 — предлагаемая < композиция; образцы 5-9 — композиции с различными вариантами сочетания антинагарных и антиизносных компонентов в предлагаемой присадке (алкилфенолята кальция и высокощелочного сульфоната кальция). Состав и некоторые эксплуатационные свойства этих композиций приведены в табл. 2. Антинагарные и противоизносные свойства испытывают на двигателе 2Ч 10,5/13 при длительности работы 40 ч. Антинагарные свойства оценивают по толщине нагара на днище поршня, противоизносные — по отложениям железа в масляном фильтре двигателя. Диспергируюшие свойства комплексных присадок определяют на лабораторном фильтрационном стенде по количеству отложений на фильтре. 10 Приведенные в табл. 2 данные сви.детельствуют об оптимальности состава предлагаемой многофункциональной присадки к топливу. Таким образом, состав предлагае)g мой присадки является оптимальным, обладает более высокими противоизносными свойствами по сравнению с прототипом (увеличение противоизносного действия в 1, 6-2, 0 раза), 2О располагает более дешевым и доступным сырьем и обладает всеми свойстрами ранее предложенной присадки; обладает более высокой способностью диспергировать асфальто-смолистые ве щества, увеличивает полноту сгорания топлива и его антинагарные свойства и снижает коррозионную агрессивность топлив по сравнению с другими ранее известными присадками . Внедрение такой композиции приЗО садок позволяет сэкономить 0,7-1% расходуемого топлива, увеличить сроки работы деталей топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой группы. 973595 е Id! Я !Ц 1»Н аи х! хх 1 4 О 1 а Р e o 1 Г» и е М о е йха ! Н Ж ихл е е г К х х ое о г е мох г СЧ C) М СЧ с — I г 0, -< Г 3 C) В С4 lA Ch с о 65 fd, ! 1 ! O Id ох 1 Х Е ! mo! х х! 00 1 Х Х х о 1! 0e а 2 1ДХ! 1 K dI Е гб Й gXд х s и х K e ое г mE нес оцх 1 Ц fd е 2 х 4 Х,О 1 х х а1 х а де о а I fd Id 1 е е Е cd Я A ххах х гб Ц с х ю х а ойдо е а!! !ч Р 1 Е х и ! х х х д „o С» Л а V д u a + Ю В < СЧ (Ч Р4 CV р1 р ) С -1 й) CV (Ч Ю crl Р4 Р ) СЧ (Ч и е х х х «d х о 1 (ч !б A х х о х е Ц » Id о 8 и о о 8 х О ж о х (4 1- о и 5 4 Й Й 1,г! I r„u , 0g о4 1ох, х х Е ! 1 1 Ц I=t 1-< п3 4 Н х х ID е а ч Н (б 6 & е 4 а3 Н х х и о й, 1 гб M e а х О m 1 1 г , d 1 д 1 ! 1 ! 1 г! 1 с ообааЭ Ф с-! %-! СЧ Ю Х ! 1 А И Id A « х в Ф !б х х 8 о н х Ф г", о о ц о х е о g Х Ю м! А И х н Ql <б х A!. lII ь о х х ц о о ц х е е ц о е о х Х Ж х о г: х и х М х н l3 е х о о г х х ц о о 1: х е е 8 е о Х о х и В (б х о 1 и о х 1 о О S 0 д о ю х м A о О Z 0 !!! 973595 («) «1 ь Ф » !о Ы Ф Ц е ).ж с,!ж е Ф ж 5 ж ха м о цео о C) и v е » ж и ж о у о д . 1 М 1 1 о 1 ); 1» C н о о и о о I lO 1 ф а «1 ю е Й» N I ° I 1 63 о l 1йо е а а u !)I e a н! анжн ! ) оож,а g l аl обреж )Х) O!)Ihge 1 ж н а I mVe))II .! ж ж и )) :1 оож I яжеюж I@OK e )н ое оееспХ ! os) eо 1eжо.);ж е ю 1)!«e3 ! а жж3 )ЕЕ Х Д l0 Ц» )енж ж хо жмых ! g)),gee ! zI)loco ! <о аж 1 I 1» 1 I 1 I l I !! 1 tA I I l ! ) х х х х Ф а о в ю СЧ СЧ Ю («) 2! ж 3 b о о e s o в о ж ц. х ж Д Ф ю Р в в сп «Ч 4»Ъ (Ч <Ч 5 ж 8 5Ь о н ж о ж d е и о в о m Д PQ, е о о в Г ) «Ф СЧ!! н 1 1 х Й к b о 1 н ж I М I о ж 5 е н о в о ж м ж ж 3 Я < и 973595 Диалкилдитиофосфат цинка Нафтенат меди Нафтенат или алкилсалицилат магния Стеарат алю-. минияя Дизельное топливо 8-12 8-12 6-10 :0,5-1,5 До 100 25. ч35 Составитель Н ° Богданова Редакт .р Н. Киштулинец Техред Т.Фанта Корректор А. Ференц Заказ 8614/28 Тираж 524 ВНИИПИ Государственного, комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 Подпи с ное Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4 Формула изобретения Многофункциональная присадка к дизельным топливам на основе дизельного топлива с добавлением многозольного сульфоната кальция, диалкилди тиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, стеарата алюминия и кальциевой соли органической кислоты, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повыше ния противоизносных свойств присадки, она содержит в качестве кальциевой соли алкилфенолят кальция при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ: Алкилфенолят кальция 20-25 йногозольный сульфонат кальция Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Великобритании Р 1124611, кл. С 5 G, опублик. 1968. 2. Авторское свидетельство СССР Р 667579, кл. С 10 l 1/18) 1976 (прототип).