Гидрореактивный судовой движитель

 

,% 1005?9

ССС P

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ-ЕЙИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А. П. Кужма

ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Заяалааа 18 марта 1954 г. за ¹ 11123/449785 в Мааастаратко .а c:ê é промьв ..i.t ..арта

СССР

Предметом изобретения является гидрореактивный (водометный) движитель для судов малой осадки, предназначенных для плавания в мелководных бассейнах, в основном в малых реках, и выполненный с пропеллерным насосом, расположенным в днище корпуса катера, с всасывающим отверстием, с коническими насадками выше ватерлинии для выброса воды и с отводными патрубками для изменения направления выброса воды.

Известные движители такого назначения имеют ряд недостатков, важнейшим из которых является малая маневренность, что затрудняет их раооту в малых лесосплавнык реках среди большого количества плаваюгцих бревен. Попытки устранить эти недостатки включением в конструкцию движителя устройства, которое позволяло бы на ходу судна изменять направление движения выбрасываемой струи воды через отводной патрубок, не дали до сих пор хороших результатов вследствие того, что устройство, распределяющее воду между трубой и патрубком, при попадании в него вместе с водой взвешенных частиц (галька, песок, щепа и т. п.) переставало функционировать.

В описываемой конструкции гидрореактивного движителя этот недостаток устранен тем, ITo изменение направления движения воды в трубе и боковом патрубке производится встроенными в них кинематически связанными между собой поворотными заслонками, свободно пропускающими попавшие в воду твердые взвешенные частицы.

На фиг. 1 представлен продольный разрез катера с встроенным в него гидрореактивным движителем; на фиг. 2 —,план катера с движителем; на фиг. 3 — положение регулирующих заслонок при движении катера вперед (передний ход); на фиг. 4— то же при движении катера назад (задний ход); на фиг. 5 — то же при остановке катера (стоп).

Пропеллерный .насос 1, приводимый в движение двигателем 2, засасывает воду через продолговатую щель в носовой части днища катера.

Вода из щели попадает в патрубок 3, имеющий форму усеченного полуцилиндра, ось которого наклонена под небольшим углом к горизонту. Полуцилиндр переходит в расширяющийся конус (диффузор) 4, присоединенный к корпусу пропеллерного насоса. Из насоса вода попадает в трубы 5 разветвляющегося трубопровода, переходящие в конце в сужающиеся конические насадки 6, выбрасывающие воду за корму несколько выше ватерлинии катера. При таком

М 100529 напр;1влен11и потока воды катер дви>ке. я впео ь 1

Для получения заднего хода, т. е. для напраьления движения водяного потока в ооратн ю сторону, к трубам 5 прикреплены отводные патруоки 7, заканчивающиеся кош1ческими насадками 8. Для направления потока воды прямо по трубе 5 или в патрубок 7 около их стыка вставлены поворотные заслонки 9 и 10, связанныс между собой жесткой тягой 11 таким образом, ITo ec III 3clc loHI II 9 в трубе 5 поставлена по оси труоы и даст свободный про од по трубе 5 водяному потоку, то заслонка 10 в патрубке 7 встает поперек патрубка, закрывая его сечение для прохода воды.

При таком поло>кенни заслонок поток воды выбрасыгается через на=адKH б за Icop vlv ll I<2Tcp передpHpается вперед (передний ход — (риг. 3). Если же заслонку 9 поставить поперек сечения трубы 5, перекрыв это сечение для прохода воды, то заслонка 10 повернется в положение, указанное на фиг. 4 и обеспечивающее движение потоку воды в патрубок 7 и в насадку 8. Поток воды устремится через патрубок 7 и его коническую насадку 8 и реакция потока обусловит дни>кение катера назад (задний ход — фиг. 4).

При установке заслонки 9 под некоторым углом к оси трубы 5, заслонка 10 также встанет под некоторым углом к оси патрубка 7. Водяной поток разделится и частично пойдет через трубу 5, а частично через патрубок 7. Может быть выорано такое положение обеих заслонок, при котором реакция воды вперед и назад уравняется и катер остановится (положение «стоп» вЂ” фиг. 5) .

При всех трех указанных поло>кениях заслонок режим раооты двигателя 2 и,насоса 1 не меняется. Управление заслонками производится сектором 12, к которому прикреплен трос 1>, протянутый в руоку катера.

К сектору 12 прикреплена пружина 14, которая стремится установить заслонки на положение «передний ход».

Ось поворота заслонки 9 отнесена несколько назад, а. ось поворота заслонки 10 — вперед от центра давления потока воды на площадь заслонок, что также заставляет их встать в положение «передний ход». Таким образом, в случае порчи управления заслонками они автоматически устанавлива1отся HH. «передний ход». 3То обусловливает также стабильный ход катера вперед.

Для уменьшения гидравлических потерь и упрощения конструкции, оси насадок б переднего хода отклонены от диаметральной плоскости катера примерно на 5 — 7".

Предмет изобретения

1. Гидрореактивный судовой движитель с пропеллерным насосом, расположенным в днище корпуса катера, всасывающим отверстием и выбросом воды через конические насадки выше ватерлинии и с применением отводных патрубков для изменения направления потока выбрасываемой воды, отличающийся тем, что, в целях безотказного перевода катера с переднего хода на задний и обратно, движитель оснащен устройством, pûïoëíåííûì в виде вставленных в трубу и отводной патрубок, в месте их стыка, двух IIQBopoTHI Ix заслонок, оси которых своимн кривошипами связаны между сооой жесткой тягой так, что при повороте заслонки в основной трубе в положение, параллельное ее оси, заслонка в патрубке автоматически устанавливается в положение, перекрывающее его сечение, направляя течение воды в основную трубу и наcàäêè переднего хода, толкая катер вперед, а при повороте первой заслонки в закрытое положение основной трубы заслонка патрубка автоматически открывается для свободного прохода воды в патрубки заднего хода и толкания катера назад.

2. Форм а выполнения гидрореа ктивного судового движителя по п. 1, отличающаяся тем, что, в целях самоустановки заслонок для хода вперед при потере управления дросселями, оси вращения заслонки основной трубы и заслонки отводного патрубка смещены от их геометрических осей. № 10052О

Фиг. 2. агнии ю

3. Форма выполнения гидроре»ктивного судового движителя по пп. 1 и 2, о тл и ч а го щ а я ся тем, что, в целях уменьшения гидравлических потерь и упрощения конструкции, оси насадок переднего хода отклонепы от дп»метральной1 плоскости к»тор». № 100529

Фиг, 3

Зний ХпР

Фиг. 4

Знои лоУ

Фиг. 5

ПоПОжение слон

Отв. редактор И. В. Макаров

Л106581 от 7/VII 1055 г. Ста. .дартгпз. Обьегя 0,25 и. л. Тира>к 400. Цена 50 коп.

Типография изл-ва «Московская правда», Потаповский пер.. 3 Зак. 3046,

Гидрореактивный судовой движитель Гидрореактивный судовой движитель Гидрореактивный судовой движитель Гидрореактивный судовой движитель 

 

Похожие патенты:

Судно // 24259

Изобретение относится к ремонту судов, в частности к подводной очистке корпусов судов от обрастания гидродинамической или кавитирующей струей

Изобретение относится к судостроению, к водометным судовым установкам

Изобретение относится к движителям и может быть использовано на водном и воздушном транспорте

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для активного управления судами, обеспечивающих маневрирование судов в стесненных условиях акватории порта и швартовку в море

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям подводных и надводных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки

Изобретение относится к судостроению и касается вопроса создания движителей скоростных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания активных подводных крыльев, имеющих водометный движитель

Гидрореактивный судовой движитель

Наверх