Парусный тримаран

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (i1)1004194 (61) Дополнительное к авт. свид-ву — (22) Заявлено 07.01.81 (21) 3232667/27-11 (51) М,К .

В 63 В 39/06

В 63 В 3/44

В 63 В 41/00 с присоединением заявки №вЂ”

Гасударственный квмитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 15.03.83. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 25.03.83 (53) УДК 629.122..16 (088.8) Ilo Млам изобретений и юткрмтий (72) Автор изобретения

С. В. Зуев (71) заявитель (54) ПАРУСНЫЙ ТРИМАРАН

Изобретение относится к судостроению, в частности к парусным тримаранам спортивно-туристского назначения.

Наиболее близкой к изобретению является конструкция, содержащая корпус, поплавки, которые соединены между собой и корпусом посредством задней и передней балок моста, и парусное вооружение 11) .

Однако данная конструкция сложна, так как наряду с поплавками судно необходимо оснащать и швертами, а также устройствами для их опускания и подъема. Сами шверты при этом не обеспечивают достаточнб высокой остроты хода, а совокупность поплавков и швертов вызывает повышенное гидродинамическое сопротивление, ограничивая маневренность судна на острых курсах и при поворотах.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение маневренности за счет установки швертов под углом атаки, обеспечивающим нужный дрейф на острых курсах.

Поставленная цель достигается тем, что в парусном тримаране, содержащем корпус, поплавки, которые соединены между собой и корпусом посредством задней и передней балок моста, и парусное вооружение, поплавки выполнены в виде швертов с крыльевым профилем и прикреплены к балкам шарнирно, а задняя балка выполнена с талрепом для регулирования ее. длины.

На фиг. 1 изображен парусный тримаран, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид спереди, при крене на курсе бейдевинд; на фиг. 3 — то же, вид сверху, и действующие, силы ветра и поплавка-шверта на курсе бейдевинд; на фиг. 4 — устройство для регулировки угла атаки поплавка; на фиг. 5обводы правого поплавка, общий вид; на фиг. 6 — правый поплавок, разрез по ватерлинии (ВЛ) № 1; на фиг. 7 — обводы правого поплавка, вид спереди.

Тримаран содержит корпус 1, правый 2 и левый 3 поплавки, переднюю 4 и заднюю 5 мостовые балки, парусное вооружение 6.

Для регулирования угла атаки используется талреп (фиг. 4), состоящий из маховика 7, имеющего винты с правой 8 и левой 9 резьбой, упорных трубок 10 и ограничивающих скоб 11. В этом случае поплавки 2 и 3 крепятся шарнирами передней

12 и задней !3 балок.

1004194

Поплавок профилируется согласно рекомендуемым для гоночных судов данным.

Правый поплавок имеет несимметричный профиль (фиг. 5 — 7), профиль левого поплавка — зеркально отображенный профиль правого.

Действие тримарана может быть рассмотрено в двух основных случаях — при движении судна под парусами на курсе бейдевинд и на курсе фордевинд.

При курсе бейдевинд схема движущих судно сил указана на фиг. З,где W — направление ветра, F, — аэродинамическая сила, возникающая на парусе, F, — ее продольная составляющая (тяга), Рд — ее поперечная составляющая, вызывающая дрейф судна.

При несимметричном профиле поплавка 2 и установке его под углом атаки d на нем возникает сила F являющаяся антидрейфовой силой (она противодействует дрейфу). В зависимости от эффективности профиля и величины угла атаки а эта сила

Fäù может уравновешивать силу дрейфа

Рд, быть меньше ее или больше. Соответственно судно идет по курсу без дрейфа, либо с некоторым дрейфом, соответственно в подветренную или наветренную сторону.

Управление дрейфом осуществляется следующим образом.

Когда экипаж откренивает судно (фиг. 2), поплавок 2 погружается в воду, что вызывает возникновение антидрейфовой силы Fðù. Противоположный поплавок 3 из воды выходит и никакого гидродинамического сопротивления не оказывает. Экипаж получает возможность увеличивать или уменьшать. антидрейфовую силу в зависимости от требований и условий гонок или безопасности при плавании. В обычных условиях движения при острых курсах всегда обеспечена эффективная работа поплавка, так как ветер способствует необходимому крену. При повороте оверштаг (изменении галса) работа обоих поплавков взаимно меняется.

Первоначальная установка поплавка по углу атаки A подбирается опытным путем в зависимости от условий и задач, решаемых рулевым в процессе плавания (гонки).

Талреп с маховиком 7 предназначен для установки угла атаки поплавков 2 и 3 (фиг. 4). Антидрейфовая сила может меняться рулевым с помощью талрепа как при настройке судна, так и непосредственно в плавании и в гонке. Работа талрепа заключается в том, что при вращении маховика 7 винты 8 и 9 раздвигают (или сжимают) разрезные части задней балки 5, меняя угол атаки oL. Упорные трубки 10 и ограничивающие скобы 11 осуществляют фиксацию устройства в заданном поло1О женин.

На курсе фордевинд судно имеет тенденцию уменьшать крен. В этом случае оба поплавка выходят из воды, что исключает ненужное в этом случае гидродинамическое сопротивление поплавков.

Работа на курсах галфинд и бакштаг является промежуточной для рассмотренных случаев.

Применение указанных поплавков-швертов с крыльевым профилем и устройства талрепа для регулировки угла атаки упрощает общую конструкцию и управление судном, а в конечном итоге может повысить маневренность тримарана, выражающуюся в повышении скорости на генеральном кур2S се, сокращении времени поворотов, улучшении лавировочных качеств на острых курсах.

Формула изобретения

ЗО

Парусный тримаран, содержащий корпус, поплавки, которые соединены между собой и корпусом посредством задней и передней балок моста, и парусное вооружение, ото личающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения маневренности за счет установки швертов под углом атаки, обеспечивающим регулируемый дрейф на острых курсах, поплавки выполнены в виде швертов с крыльевым профилем и прикреп40 лены к балкам шарнирно, а задняя балка выполнена с талрепом для регулирования ее длины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Крючков Ю. С., Лапин В. И. Парусные катамараны. Л., «Судостроение», 1967, с. 234 (прототип).

1004194

10041 94

Составитель М. Николаев

Редактор Н. Швыдкая Техред И. Верес Корректор М. Демчнк

Заказ 1768 21 Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Парусный тримаран Парусный тримаран Парусный тримаран Парусный тримаран 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций поворотных швертов для парусных судов

Шверцы // 2327595
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано преимущественно на маломерных парусных судах

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для повышения маневренности и ходкости парусного катамарана

Судно // 2003581

Изобретение относится к парусному судостроению
Наверх