Электрическая машина постоянного тока

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОС ЯННОГО ТОКА, содержащая якорь, ра емную магнитную станину, главные добавочные полюсы с обмотками и к пенсационную обмотку, отличающаяся тем, что, с целью снижения расхода активных материалов, упрощения конструкции и технологии изготовления, главных и добавочных полюсов и компенсационная обмотка выполнены одинаковой кольцевой форма в виде катушек из чередукяцихся ферромагнитных и неферромагнитнЫх проводников, охватывающих магнитную станину, причем главный полюс состоит иэ двух встречно включенных катушек, установленных с зазором между ними, в котором размещена компенсационная ойнотка, а добавочный полюс состоит из двух непосредственно прИ1 икакнцих одна к другой § встречно включенных катушек.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Э(511 Н 02 К 23 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3268252/24-07 (22) 22,04.81 .(46) 30.05.83. Бюл. 9 20 (72) Ю. Л. Черников .. .(71) Северо-Западный заочный политехнический институт (53) 621 ° 313е713 088(088 8) (563 1. Арнольд Э. Лакур И. Машины постоянного тока. Т . 1, И., "Гостехиздат"; 1931, с. 80-81.

2. Алексеев А. Е. Конструкция электрических -машин. И.-Л., ГЭИ, 1958, с. 342-357. (54)(57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ MAQlHHA ПОСТО-

ЯНЯОГО ТОКА, содержащая якорь, разь-. емную магнитную станину, главные и добавочные полюсы с обмотками и ком„„Я0„„1020930 А пенсационную обмотку, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью снижения расхода активных материалов, упрощения конструкции и технологии изготовления, обмотки главных и добавочных полюсов и компенсационная. обмотка выполнены одинаковой кольцевой Форма в виде катушек из чередующихся ферромагнитных и неферромагнитных проводников, охватывающих магнитную станину, причем главный полюс состоит из двух встречно включенных катушек, установленных с зазором между ними, в котором размещена компенсационная обмотка, а добавочный полюс состоит из двух непосредственно примыкающих одна к другой .Я встречно включенных катушек.

Изобретение относится к злектрома- нитного поля добавочного полюса; шиностроению и .может быть испольэова на фиг. 6 - магнитное поле реакции

iso при производстве электрических ма- якоря; на Фиг. 7 — магнитное поле шин постоянного тока средней и боль- катушки компенсационной обмотки.

rueA мощности. Электрическая машина постоянного Известна электрическая машина по- . 5 тока содержит разъемную магнитную стоянного тока, содержащая якорь, станину 1, на которой размещены разъемную магнитную станину и глав- главные полюсы 2 н добавочные полюные полосы с обмоткой кольцевой Фор- сы 3. Разъемы 4 и 5 магнитной станимы (1). ны позволяют осуществить сборку всей

Недостатком известной электричес- 10 конструкции. Ившина включает также кой машины является плохое использо» якорь 6, опорные конструкции 7 и завание активных материалов, что прак- щитный кожух 8. тически исключает возможность разме- Главный полюс (фиг. 2) состоит щения на магнитной станине добазочных из двух встречно включенных катушек .полюсов и затрудняет Размещение на 5 9 и 10 обмотки возбужденвя и размеглавных полюсах компенсационной об- щенной в зазоре между ними катушки мотки. 11 компенсационной обмотки, Катушки

Известна также конструкция электрй-, 9 и 10 могут содержать несколько ческой машины постоянного тока, со- параллельных ветвей, а также могут держащей якорь, разъемную магнитную О быть разделены на части, принадлежастанину, главные и добавочные полосы щие шунтовой и сериесной обмоткам с обмотками и компенсационную обмот- возбуждения. на фиг. 2 показаны каку (2 j. тушки, намотанные иэ двух полос: недостатками известной конструкции ферромагнитной 12 и seÔeÐÐoìar ssTsÎA машины постоянного тока являются 2 13, например..медной, межвйтковая ушек se rromаэан изготовления, связанная с разнотип- наружной стороне станину 1 катушки. ностью конструктивного исполнения . .9"11 электрически изолированы посредобмоток полюсов и компенсационной ством прокладок 14. Дистанционные обмотки, недостаточная эффективность вставки 15 иэ немагнитной стали слуохлаждейия, полюсной системы и обус- ЗО жат для расклииивания и болтового ловленный этим повышенный расход - кРепления полюса, На внутренней стоактивных материалов. роне станины 1 катушки 9-11 отделеЦель изобретения снижение расхо- Ны от станины 1 электроизоляционной да активных материалов, упрощение Щ>окладкой 16. конструкции и технологии изготовле- 3S Каждый добавочный полюс (фиг.3) ния. составлен иэ двух встречно включенуказанная цель достигается тем, ных катушек 17 и 18, непосредственно что в электрической машине постоян- примыкающих друг к другу своими боко. ного тока, содержащей. якорь,-разъем- выми поверхностями, ную магнитную станйну, главные и 40 Работа электрической машины осу.добавочные полюса с обмотками и ком- ществляется следующим образом. .пенсационную обмотку, обмотки глав- При включении всех катушек систе. ных и добавочных полюсов и компенса- мы возбуждения соответствующими обционная обмотка выполнены одинаковой мотками возбуждаются магнитные поля: ...,. кольцевой Формы в виде катушек из 4 основное магнитное поле возбуждения чередующихся ферромагнитных и нефер- главных полюсов 2, поле добавочных . Ромагнитнык.проводников, охватыва- полюсов 3 и поле компенсационной ющих магнитную станину,.причем глав- обмотки 11, ный полюс состоит из двух встречно На фиг. 4 жирными линиями выделевключенных катушек, установленных о ны катушки возбуждения главных пос зазором между ними, в котором раэме- люсов 2. Крестиками и точками указащена компенсационная обмотка, а до- : но направление тока в катушках 9 и 10 ° бавочный полюс. состоит из двух не- Ток в катушках компенсационной обмот.посредственно примыкающих одна к ки 11 не указан, поскольку этот ток другой встречно включенных катушек. не является током возбуждения, а его

На фиг. 1 показано поперечное се- магнитное. поле замыкается по другим чение электрической машивы постоян- путям и рассматривается далее. при ного тока; на фиг. 2 изображена кон- этом необходимо учитывать, что все струкция. главного полюса с компен- йатушки содержат ферромагнитные слои сационной обмоткой, вид с торца ма- и за счет этого стороны катушек, об шины с местными вырезами; на фиг. 3 - 6() решенные к якорю, являются магнитнодобавочный полюс, вид с торца машины; активными, т.е. йроводят магнитный на фиг. 4 - картина распределения поток в направлении якоря, Получе-. индукции магнитного поля войбужде- ющаяся картина поля показана замкнуния на полюсном делении; на фиг. 5 - тыми линиями со стрелками, Она имеет картина распределения индукции маг- gg такой же характер, какой наблюцаетИЯО9З-0

-3 4

Cs в классических машинах с явновыра- ем, чем,и обусловлено замыкание поля, женными полюсами. . -,реакции якоря по магнитной станине, Размещение между катушками возбуж- т.е. по пути с малым магнитным со-. дения 9 и 10 катушки компенсацион- - противлением. ной обмотки 11 не участвующей в При протекании тока якоря по ка- . :

:,образовании поля возбуждения, устра- -5 тушкам компенсационной обмотки в няет неравномерность поля возбужде- каждом главном. полюсе возбуждается ния под полюсом, которая имела бы мес- магнитное пою е, характер распределе, то, .если бы катушки возбуждения при- ния которого очевиден при рассмотремыкали друг к другу..Катушка компен-: нин фнг. 7, где жирной линией эыдесационной обмотки (а, точнее, ее сто-10 лена катушка компенсационной обмотрона, обращенная к якорю) является ки . Это распределение оказывается как бы сердечником полюса, в котором близким к полю реакции якоря, изобвеличииа магнитйого потока зависит раженному на фиг. б. Если теперь, .только от воздушного. зазора и при как это показано на фиг. 7, нанрав- . равномерндм зазоре является постоян- 15 ление тока в катушке компенсационной ной. .,, : : . обмотки принять противоположным току .;

Получающееся распределение поля, якоря, то полярность поля катушка таким. образом, является близким к будет противоположной по отношению оптимальйому для машин постоянного . - к полярности поля реакции якоря, и тока. : - : -.; это поле будет скомпенсировано.

Характер распределения поля до- Таким образом, в машине согласно .бавочного полюса 3., и котором катуш- данному изобретению получается бла»

;ки 17 и 1S возбуждения поля, обтека- гоприятный характер распределения емые. током якоря; расположены рядом, основного поля и поля добавочных пОпоказан- на фиг. %. Здвсь при. равно- лисов, при этом обеспечивается важней-:мерном зазоре распределение индукции - шее уаловие надежной работы машицы чод.полюсом-является-: функцией рас- . компенсация магнитного ноля .реакции стояния от наружного края-каждой . якоря при любой нагрузке.- Поэтому. катушки,.где индукция равна нулю в остальном работа. машины подчиняет вследствие отсутствия ее за предела- ся известным закономерностям элект-. мй катушек тбка возбуждения. Go ме- 30 ромеханнческнх процессов в машинах ре приближения к- внутренним, примы- постоянного тока. кающим друг.к другу, .краям катушек, технико-экономическая эффективобъеи тока ВоэбужМйия, -а следователь- ность предлагаемой конструкции ма но, и индунция поия возрастают. Та=- шины постоянного тока определяется кое распРеделение .является благопри.- 35 эа счет использования в качестве про- : . фтным для .коммутирующего поля доба- водникового материала ферромагнит вочных полюсов. Оно может быть допол- ных полос витых катушек, которые. .вительно улучшена эа счет регулйро- . берут на себя часть токовой нагрузки, ,нация величйны. воздушного зазора под- повыиення эффективности охлаждения, полюсом. - - q0 уменьшения высоты полюсов средней

После реакций якоря изображено длины магнитной цепи и исключения сплошными- линиями со стрелками на .. соединительных междуполюсных шии фиг. 6. жирной линией -выделен сек- компенсационной обмотки, а также тор якоря,.:соответствукщий полюсно- . констРуктивной однотипности всех об- му: делению,. а крестикаьаю .отмечено, моток и полюсов и безотходной технояаправяение протекающего s якоре то-. логией их изготовления. ка. Особенностью поля реакции якоря - 1

i машине согласно предлагаемому . .. : - Электромагнитные и. тепловые расче изобретейию является то, что это по- ты показывают, что в заявляемой силе пдлноетью проникает в.станину; стеме воэбуждения могут быть допущеВ классических машинах полюса шихто- -ны примерно на 60% более аысокие тованы в.поперечном нааразленни и ха- ковые нагрузки, чем предельно допус.рактедиэуются болйаой вйсотой, поэто- . тимые для обмоток полюсов в классиаеу иоле реакции .якоря замыкается по. ческих конструкциях, что.эквивалент*, пж Му наконечйику и, частично, но йовь|аению мощности машины на 15.:по сердечнику полюса. — В рассматри- 5 20%. При сохранении габаритной мощ, ваейой конструкции высота полюса ма- ности возможно пропорциональное сни ла, а ферромагнитные слдй в .катушках жение расхода активных материалов. расположены продольно так, что в по- наряду с этим достигается упрощение

: перечном направлении "катушки облада- . конструкции и технологии изготовле-: ,ют больэжм магнитным сойротивлени- - 60 ния машины.

1020930

: 1оаоезо

f2

Фие 6

ВНИИПИ Эаказ 3912/47

Тираж 687 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород,ул.Проектная,4

Электрическая машина постоянного тока Электрическая машина постоянного тока Электрическая машина постоянного тока Электрическая машина постоянного тока Электрическая машина постоянного тока Электрическая машина постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям неявнополюсных электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к области электромеханики и может быть использовано в электрических машинах постоянного тока, применяемых в электрооборудовании электротранспорта, в частности в тяговых электродвигателях постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к коллекторным электродвигателям (КЭД) с компенсационной обмоткой, и предназначено для приведения в движение машин и механизмов в случаях, когда определяющим фактором является обеспечение потенциальной устойчивости их коллекторов к образованию круговых огней

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх