Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ , ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ ,. СОдержащее последовательно соединенные датчик модуля якорного тока, функциональный преобразователь,, интегратор и пороговый элемент, дру ,гой вход которого через стабилитрон подключен к выходу датчика якорного тока, источник питания и исполнительный элемент, отличающее-с я тем,, что, с целью повышения надежности защиты путем исключения поворотавала двигателя при включеНИИ питания, интегратор выполнен в виде последовательно соединенных операционного усилителя и элемента с переменным сопротивлением, выполненного на транзисторе,коллектор .которого соединен через резистор с источником питания и через конденсатор с прямым входом операционного усилителя, инверсный вход кото- . рого соединен со средней точкой резистивного делителя, подключенноi го к источнику питания, прямой вход операционного усилителя через вновь (Л введённую параллельную цепь и-з задающего резистора, зашунтированного последовательной цепью из диода и резистора, подключен к выходу функ-4 ционального преобразователя. о 4;: СО 00 00

(19) .(11) СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(51) Н 02 Н 7 08 й

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3425746/24-07 (22) 20..04.82 (46) 23.09.83. Вюл. Р 35 (72) A. A. Прокопенко, Н.A. Процерова, В.В. Гульманов, Н.С. Литвин и .В. Дергачева (71) Украинский научно- исследовательскии институт станков и инстру-. ментов (53) 621.316.925(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 286024/07, кл. Н 02 Р 5/06, 1970, 2. Авторское свидетельство СССР М 655012/07, "кл. Н 02 Н 7/08, 1979. (4)(57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ЗА)ЦИТО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ . Содержащее последовательно .соединенные датчик модуля якорного тока, функциональный преобразователь,. интегратор и .пороговый элемент, дру, гой вход которого через стабилитрбн подключен к выходу датчика якорного тока, источник питания и исполнительный элемент, о т л и ч а ю щ е е- . с я тем, что, с целью повышения надежности защиты путем исключения поворота. вала двигателя при включе- нии питания, интегратор выполнен в виде последовательно соединенных операционного усилителя .и элемента с переменным сопротивлением, выполненного на транзисторе, коллектор которого соединен через резистор с источником питания и через конденсатор с прямым входом операционного усилителя, йнверсный вход которого соединен со средней точкой резистивного делителя, подключенного к источнику питания, прямой вход Q операционного усилителя через вновь введенную параллельную цепь из задающего резистора, зашунтированного последовательной цепью.ив диода С и резистора, подключен к выходу функ ционального преобразователя.

1043783

Изобретение относится к электротехнике и может йайти применение в системах управления для защиты электродвигателей от длительных и кратковременных перегрузок, а также от проворота вала двигателя в момент включения питания. о

Известно устройство для защиты электродвигателя, содержащее последовательно соединенные датчик . якорного тока, функциональный преобразователь, интегрирующее звено, пороговое устройство, другой вход которого подключен к выходу датчика якорного тока,fg .

Недостатком данного устройства является низкая надежность, обус ловленная тем, что в момент включения отсутствует блокировка сигнала управления двигателем при включении питания. Это приводит к тому, что во время переходных процессов в элементах системы управления дви|гатель кратковременно подключается к силовому источнику питания и вал двигателя проворачивается., Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для защиты электродвигателя, содержащее последовательно соединенные датчик модуля якорного тока, функциональный преобразователь, интегрируюцее звено, .выполненное, например,,на задающем резисторе, соединенном с конденсатором, пороговый элемент, другой вход которого подключен через стабилитрон к выходу датчика модуля якорного тока, а также источник питания (2) .Недостатком известногО устройства является низкая надежность эащиты, не исключающей проворот вала при подключении двигателя к сило.вому источнику питания в момент включения схемы управления. Двигатель отклЮчается от силового источника, питания при наличии кратковременной перегрузки по току (цепь: датчик модуля якорного тока, стабилитрон, другой вход порогового элемента) и при длительной перегрузке, при которой время срабатывания зависит от тока якоря и тепловой постоянной времени двигателя (цепь: датчик модуля тока, функциональный преобразователь, ийтегратор, пороговый элемент).

Проворот вала осуществляется,в течение короткого промежутка времени, а ток якоря не успевает достигнуть порога стабилитрона.

Кроме того, при включении питания переходные процессы в интегрирующем звене и функциональном преобразователе длятся определенный промежуток времени, в течение которого схема неуправляема. Следовательно, чэвестное устройство для

65 защиты электродвигателя не обеспечи вает надежную блокировку силового источника питания в момент включения питания, что может привести в конечном счете к снижению качества обработки на станке и даже к браку продукции и аварийным ситуациям.

Целью изобретения является повышение надежности защиты путем исключения поворота вала двигателя при включении питания.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты электродвигателя от перегрузок, содержащем последовательно соединенные датчик модуля якорного тока, функциональный, преобразователь, интегратор и пороговый элемент,. другой вход которого через стабилитрон подключен к выходу датчика модуля якорного тока, а также источник питания и,исполнительный элемент, интегратор выполнен в виде последовательно соединенных операционного усилителя и элемента с переменйым сопротивлением, выполненного на транзисторе, коллектор которого соединен. через резистор с источником питания и через конденсатор с прямым входом операционного усилителя, инверсный вход кото» рого соединен со средней точкой резистивного делителя, подключенного к источнику питания, прямой вход: операционного усилителя через вновь введенную параллельную цепь из. задающего резистора, заыунтированного последовательнои цепью из дио-. да и резистора, подключен к выходу функционального преобразователя.

На фиг. 1 изображена структурнопринципиальная схема устройства для эациты электродвигателя от перегрузки, на фиг. 2 — пример подключения устройства в электройриводе, на фиг. 3 — временные диаграммы выходных напряжений элемента с переменным сопротивлением и порогового элемента.

Устройство для зациты электродвигателя содержит последовательно соединенные датчик 1 модуля якорного тока, функциональный преобразователь 2, интегрирующее звено, вы. полненное на задающем резисторе 3 и конденсаторе 4, пороговый элемент 5. Вход порогового элемента

5, соединенный с конденсатором,4, подключен к выходу элемента с переменным сопротивлением 6. Вход элемента с переменным сопротивлением б соединен с выходом операционного усилителя 7, прямой вход которого через. цепь из последовательно соединенных резистора 8 и диода 9 сое динен с выходом функционального преобразователя 2. Инверсный вход

1043783 операционного усилителя 7 через цепь

10 смещения соединен с источником

11 питания, к которому также подключен элемент с переменным сопротивлением 6. Второй. вход порогового элемента 5 через стабилитрон 12 соединен с. выходом датчика модуля тока.

Элемент,с переменным сопротивлением 6 может быть выполнен на транзисторе 13, база которого через .10 резистор 14 соединена с выходом операционндго усилителя 7 и через резистор 15 с эмиттером и с общей шиной питания. Коллектор транзистора

13 соединен через резистор .16 с источником 11 питания, конденсатором 4 и входом порогового элемен 15

1 ние (например, положительное) источника 11 через резистор 16., конденса» тор 4 поступает на прямой вход операционного усилителя 7, на выходе котоРого появляется положитель- 45 ное напряжение. Выходное напряжение операционного усилителя 7 посту- : пает на. базу транзистора 13 через делитель, образованный резисторами

:14 и 15. Транзистор .13 открывается, .:.5 сопротивление коллектор-эмиттер резко уменьшается. Потенциал на выхо- де элемента с переменным сопротивлением 6 (на коллекторе транзисто-, ра 13) практически определяется соотношением резистора 16 и сопротивлением коллекторно-эмиттерного перехода. Сопротивление коллекторно-эмиттерного перехода транзистора 13 выбирается таким (с помощью резисторов 14 и 15), чтобы потенцй-. 4О ал в момент включенйя питания на . выходе элемента с переменным сопро тивлением бып меньше порога срабатывания порогового устройства 5. На выходе порогового элемента 5 в мо- 65 та,5.

Цепь 10 смещения может быть вы- - полнена на резисторе 17, включенном между общей шиной питания и инверсным входом операционного усили.теля 7, которыи через резистор 18 соединен с источником 11 питания.

Выход порогового элемента 5 пбдклю- .чается к наполнительному элементу, например, к цепи управления ключа . 19, который включен между формирователем 20 импульсов управления и цепью управления .силового ключа 21.

Силовой ключ 21 соединен с двигателем 22, в якорную цепь которого включен шунт 23, соединенный с входом датчика 1 модуля .якорного.тока. Двигатель 22 через ключ 21 под- ключен к силовому источнику пита-. . ния.

Устройство для защиты электро-. двигателя работает следующим образом.

При включении питания напряже- 40 мент появляется сигнал, разный нулю и ключ 19 отключает выход формирователя 20 импульсов от управляющеи цепи силового ключа 21. Двигатель 22 отключен от силового источника питания. Проворот вала исключен.

Конденсатор 4, который в момент включения питания .представлял собой короткозамкнутый участок цепи, на-: чинает заряжаться по цепи: источник 11 питания, резистор 16, резистор 8, диод 9,выходное сопротивление функционального преобразователя 1, общая шина питания. Потенциал на прямом входе операционного усилителя 7 начинает уменьшаться, транзистор 13 закрывается и сопротивление между, коллектором и эмитте.— ром возрастает, Конденсатор 4 -продолжает заряжаться до напряжения, определяемого резистором 16 и новым значением .сопротивления коллекторно-эмиттерного перехода транзис- . тора 13. Потенциал на прямом входе операционного усилителя 7 продолжает уменьшаться, транзистор 13 продолжает закрываться. Процесс заряда конденсатора 4 происходит до тех пор, пока транзистор 13 полнос-. тью не закроется. Удержание транзистора 13 в закрытом состоянии осуществляется отрицательным напряжением операционного усилителя 7, на инверсный вход кдторого .через цепь

10 смещения, образованную делителем ;на резисторах 17 и 18, поступает

i положительный потенЦиал.

Когда транзистор 13 "закроется, напряжение на выходе элемента с переменным сопротивлением 6 достигнет порога .срабатывания порогового элемента 5 и последний всздействует на ключ 19. Ключ,19 подсоединяет выход формирователя 20 импульсов к цепи управления силовым ключом.

21. Электропривод подготовлен. к работе.

Ф

Время блокировки силового ключа 21 при включении питания опре- деляется временем переходных процессов в формирователе 20 импульсов и задается резистором 8. Величина резистора 16 выбирается такой, чтобы в момент включения питания

"всплеск" напряжения на выходе элемента с .переменным сопротивлением 6 был меньше порога срабаты- вания порогового элемента 5 (фиг. 3).

Накопление заряда конденсатора

4 в момент включения привода и разряд конденсатора 4 при длительном превышении током якоря допус анимой величины осуществляется по линейному закону, а именно, прдпорцИо- нально величинам сопротивлений резисторов 8 и 3, соответственно.

1043783

При наличии импульсов с выхода формирователя 20 двигатель 22 подключается к силовому источнику питания. Среднее напряжение на якоре двигателя. 22 зависит от частоты скважности импульсов управле.ния (при постоянной частоте следования импульсов) . При нагрузке на валу двигателя 22 появляется якорный,ток, который создает падение. напряжения на шунте 23. На выходе датчика 1 модуля тока появляется напряжение (например, положительной полярности), соответствующее величине якорного тока. На выходе функционального преобразователя 2 15 появляется напряжение, соответствующее квадрату якорного тока. Выходное напряжение (например, положительное) функционального преобразователя 2 через резистор 3 поступает на прямой вход операционного усилителя 7. Выходное напряжение операционного усилителя 7 через делитель, выполненный на резисторах 14 и 15, поступает на базу транзистора 13, открывая его. Конденсатор 4 начинает разряжаться по це- пи: конденсатор коллекторно-эмит-. терныи переход-транзистора 13, общая шина питания, выходное сопротивление функционального преобразователя, резистор 3. На прямом .входе операционного усилителя

7 возрастает разность напряжения функционального преобразователя 2 и напряжения на обкладке конденсатора. На выходе операционного усилителя 7 сигнал возрастает и транзистор 13 еще больше открывается.

Если ток якоря двигателя меньше либо равен номинальному, напря- 40 .жение на выходе элемента с переменным сопротивлением не достигнет порога срабатывания порогового эле-, мента 5 за счет напряжения с выхода цепи 10 смещения . Если же ток якоря превысит номинальный, то время, через которое пороговый эле-. мент 5 срабатывает, зависит от тепловой постоянной времени двигателя и задается резистором 3. Величина резистора 3 на порядок превышает величину резистора 8. Датчик 1 модуля якорного тока, функциональный преобразователь 2, резистор 3, емкость 4, операционный усилитель 7, элемент с переменным сопротивлением б образуют тепловую модель двигателя 22.

Следовательно, при длительном превышении током якоря номинальной величины устройство для защиты электродвигателя срабатывает, предотвращая Щ недопустимый перегрев двигателя 22.

На фиг. 3 интервал времени 0-t<соответствует времени блокировки при включении питания. Интервал времени t<- t< соответствует режиму ра- 65 боты привода, когда ток якоря не превышает номинальный. Интервал времени t<-t соответствует режиму

3 когда ток двигателя длительно превышает номинальную величину. При кратковременной перегрузке по току во время переходных процессов режим отсечки осуществляется по цепи: шунт 23,датчик-модуля якорного тока, стабилитрон 12, вход (например, инверсный) порогового элемента 5, управляющая цепь ключа 19, силовой ключ 21. При достижении выходньм напряжением датчика 1 модуля якорного тока порога стабилитрона 12 (что соответствует режиму отсечки) на выходе порогового элемента 5 появляетоя ноль и ключ 19 отключает формирователь 20 от цепи управления силового ключа 21. Ключ 21 отключает двигатель 22 от силового источника питания. Ток якоря уменьшается и пороговый элемент 5 возвращается в исходное состояние, подключая формирователь 20 импульсов через ключ 19 к управляющей цепи силового ключа 21, который подключает двигатель 22 к. силовому источнику питания. Ток якоря возрастает и процесс повторяется до тех пор, пока скорость двигателя 22 не достигнет установившейся величины.

Таким образом поддерживается ток отсечки во время переходных про- . цессов. Продолжительность переходных процессов в двигателе 22 на порядок меньше времени, за которое напряжение на выходе элемента с переменным сопротивлением б достигнет порога срабатывания порогового элемента 5 при токе на входе датчи- ка 1 модуля якорного тока, соответствующем току отсечки.

Устройство для защиты электродвигателя надежно-предотвращает проворот вала двигателя 22 в момент включения питания, исключает перегрев двигателя 22 при длительных и кратковременных перегрузках. Раз-. дельная настройка элементов в цепи заряда и разряда конденсатора позволяет при заданной линеиности выходного напряжения элемента с переменным сопротивлением регулировать время блокировки при включении питания и при длительной перегрузке.по току.

Ilo сравнению с известным предлагаемое устройство обеспечивает повышение надежности защиты путем исключения проворота вала в момент включения .литания, и путем исключения перегрева двигателя при длительных и кратковременных перегрузках и, тем самым, способствует качественной обработке на станке, повышению безопасности и продлению срока службы двигателя.

1043783

Составитель И.. Зимаков

Редактор A. Шандор . ГехредN.Êîcòèê КорреКторС. Шекмар Заказ 7352/58 тираж 617 Подписное

BHHHItH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород,: ул Проектная, 4

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх