Способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ПО МОМЕНТУ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подщипника по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника, от .личающийся тем, что, с целью повышения точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения, измеряют составляющие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения Ьтносительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника. (Л

Мф (19) (111

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3@D б О! М 1304

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Бйр ЦЩ i-1ИД

H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ)ТИЙ (21) 3405486/25-27 (22) 12.03.82., (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) А. М. Зазнобин, . В. И. Мишнев и С. В. Половников (71) Специальное опытное проектно-конструкторско-технологическое бюро Сибирского отделения Всесоюзной ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ака-. демии сельскохозяйственных наук им.

В. И. Ленина (53) 658.562,012.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР. № 767601, кл.. G 01 M 13/04, 1980 (прототип), . (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИП-.:

НИКОВ КАЧЕНИЯ ПО МОМЕНТУ СОПР0

: ТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ, при которой измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника и по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника. от.яикаюа)ийся тем, что, с целью повышения точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения, измеряют состав- ляющие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения относительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника.

ИИ977О

С11особ относится к подшипникоиой llpoчьппленности и может быть пренмуществен«о использован для контроля подшипников качения по моменту сопротивления враще-, нию.

Известен способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника и по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника 11 .

Однако известный способ обладает тем недостатком, что имеет низкую точность контроля.

Целью изобретения является повышение точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно способу контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника, и по полу.ченным данным определяют качество поверхностей качения подшипника, измеряют составляк>щие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения относительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника.

На чертеже приведена блок-схема устройства для осуществления способа.

Устройство содержит приводной вал I для установки контролируемого подшипника 2, на котором жестко закреплен диск 3, имеющий прорези или зубья, привод 4, узел

6 нагружения, соединенный с преобразователем 6 момента сопротивления вращению, преобразователи 7 и 8 частоты вращения, соответственно частоты следования тел качения и частоты вращения внутреннего кольца, выходы которых соединены с входами формирователя 9 периодов, блок 10 осредне-

Мя реализаций, первый вход которого со.единен с выходом преобразователя 6 момента сопротивления вращению, второй, тре тий и четвертый входы блока 10 осреднения реализаций подключены соответственно к первому, второму и третьему выходам, формирователя 9 периодов, пятый вход— к выходу преобразователя 8 частоты вращения, а,выходы блока 10 осреднения реализаций соединены с соответствующими входами измерителя 11 амплитудных параметров, выход которого подключен к входу индикатора 12.

Способ осуществляют следующим обра зом. блока 10 осредиения. На два остальные его входа поступает суммарный сигнал момента с выхода преобразователя 6 и последовательность импульсов, пропорциональная

40 частоте вращения вала.

В блоке 10 осреднения производится вычисление среднего значения от совокупности одноименных отсчетов мгновенного значения суммарного сигнала момента сопротивления вращению за несколько периодов

45 выбранной кинематической координаты.

В результате операции осреднения в блоке 10 из суммарного сигнала момента выделяются его составляющие, которые подают50 ся с выхода блока 10 на вход блока 11 измерения амплитудных параметров (максимальное значение, среднее значение, среднеквадратическое значение). Результат из-. мерения с выхода блока !1 подается на индикатор 12, по данным которого принимается решение о качестве контактирующей поверхности наружного кольца, внутреннего кольца и тел качения в собранном подшип нике.

11ри вращении вала привода с преобразователя 8 частоты вращения поступак>т импульсы, пропорциональные частоте вращения вала. С помощью преобразователя 7 частоты следования тел качения, в такт вращению комплекта тел качения относительно наружного кольца выдаются импульсы с частотой, пропорциональной частоте сепаратора. С выхода преобразователя 6 момен10 та выдается электрический сигнал, пропор. циональный сумме его составляющих, обусловленных параметрами контактирукпцих поверхностей наружного кольца, внутреннего кольца и тел качения.

Чтобы оценить качество контактирующей

15 поверхности наружного кольца: внутреннего кольца или тел качения, необходимо из полученного суммарного сигнала момента выделить его отдельные составляющие, Это достигается операцией осреднения реализаций суммарного момента в блоке 10 осреднения с соответствующими периодами.

Реализация полученных периодов как функций угла поворота кинематических коор. ринат, а не функций времени реализуется .благодаря преобразователям 7 и 8, сигна25 лы на выходе которых следуют в такт угловому положению внутреннего кольца и се. паратора, а не положению их во времени, т.е; число импульсов за один оборот вала 2 всегда равно числу прорезей (зубцов) на диске при любой частоте вращения вала и ее неравномерности.

Формирователь 9 периодов из двух частот на его входе формирует периоды, которые получаются путем деления частоты— с помощью счетчиков на постоянный коэф.35 фициент

Полученные сигналы поступают на входы!

049771, Составитель И. Баранов

РедактоР А. ШандоР Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 8404 39 . Тираж 873 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по дела и изобретений и от крытий.113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д . 4/5

Филиал ППП сПатент»,. г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Предложенный способ повышает точ ность, качество контроля за счет исключения влияния, нестабильности частоты вра1цения, проскальзывания в точках контакта и воз- действия внешних помех, за счет обеспе чения возможности контроля дефектов кон тактирующих поверхностей всех деталей подшипника: наружного кольца, внутреннего кольца, тел качения. Это достигается путем учета движения отдельных деталей подшипника в кинематических координатах функций угла поворота контролируемых деталей.

Способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению Способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению Способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх