Вычислительное устройство

 

%

СОО3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 1

Ц51) .С 06 С 1/14 ( з к

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОЕРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3430573/18-24

:(22) 27.04.82 (46) 30.10.83. Вюл. Р 40 (72) А.С. Ванд (71) Калининградская база тралового флота Калининградского производственного объединения рыбной промышленности (53) 681. 3 (088. 8) (56) 1. Шишло Ю.В. Тактика пелагического тралового лова. Мурманское изд-во, 1975.

2. Патент США Р 3903607, кл. G 06 G 1/00, опублик. 1975 (прототип). (54) 1)57) 1. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ .УСТРОЙСТВО, содержащее плоское прямоугольное основание, на котором размещена на направляющих, параллельных его кромкам, с воэможностью перемещения первая линейка, снабженная шкалами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения класса решаемых задач, первая линейка снабжена прямоугольным выступом, на сторонах кото« рого нанесены шкалы, на плоское прямоугольное основание нанесены графические зависимости вычисляемых параметров.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что длины сторон прямоугольного выступа относятся как 7:9.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что расстояние от кромки плоского прямоугольного основания, параллельной

Р направлению перемещения первой линейки, до оси и до ближайшей к ней стороне прямоугольного выступа относятся соответственно как 7: 8.

1051546

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам для определения положения трала относительно судна в промышленном рыболовстве.

Известно, что с целью определения маневренных характеристик системы судно-трал и выбора оптимального режима траления для точного наведения устья трала на косяк проводится тарировка трала, т. е ° измерение раэ- 10 личных взаимосвязанных параметров, таких как зависимость горизонта хода от скорости траления, времени запаздывания трала цо скорости судна и длине наеров и др. f1) . 15

Такие зависимости представляют тарироночные графики, по которым расчетным путем получают параметры траления. Это приводит к больщим потерям промыслового времени на тари ровку трала и уменьшению эффектив>ности промысла.

Известно также нычислительное устройство, содержащее плоское прямо- угольное основание, на котором раэ» мешена на направляющих, параллельных

его кромкам, с воэможностью перемещения первая линейка, снабженная шкалами, и на оси закреплена поворот; но вторая линейка с шкалами. Нанесены шкалы (2) .

gQ

Недостатком известного устройства является ограниченный класс решаемых задач.

Цель изобретения — расширение класса решаемых задач. 35

Поставленная цель достигается тем, что в вычислительном устройстве, содержащем плоское прямоугольное основание, на котором размещена на направляющих, параллельных его кромкам, с возможностью перемещения первая линейка, снабженная шкалами, а также на оси закреплена поноротно вторая линейка со шкалами. первая линейка снабжена прямоугольным .выступом, на сторонах которого нанесены шкалы, на плоское прямоугольное основание нанесены графические зависимости вычисляемых параметров.

Кроме того, длины сторон прямоугольного выступа относятся как 7.:9.

При этом расстояние от кромки плоского прямоугольного основания, параллельной направлению перемещения первой линейки. до оси и до ближайшей к ней стороне прямоугольного 55 выступа относятся соответственно как

7:8.

На фиг. 1 представлена конструкция вычислительного устройства: на фиг. 2 - таблица зависимостей пара- 6О метров системы судно - трал, нанесенная на основание.

Вычислительное устройство (фиг. 1) состоит из основания 1, на

;котором на оси 2 закреплена поворот но линейка 3 с нанесенными на нее шкалами отсчета длин вытравленных наеров: шкала 4 без учета коэффициента прогиба ваерон, шкала 5 - с его учетом. На основании 1 установлена с возможностью перемещения по напранляющим б линейка 7, на которую нанесены шкалы: углубления отсчетов зонда от 0 до 1200 м — шкала 8; от

0 до 600 м — шкала 9; от 0 до 240 м— шкала 10 и шкала 11 скорости траления от 5 до 1 узла. Прямоугольный выступ 12 линейки 7 снабжен шкалами: половина горизонтального расстояния между траловыми до";àìH — шкала 13; пройденного расс;. зяния за одну минуту времени при скорости от 1 до б узлов- шкала 14; углублений зонда от 0 до 150 м — шкала 15. На основание наносятся шкалы и монограммы, отображающие занисимости параметров системы судно-трал (фиг. 2). с

Устройство работает следующим образом.

Определение безопасного расстояния от нижней подборы трала до грунта при тралении вдоль крутых склонов.

Определяют- уклон хребта. За один отрезок времени на скорости 4,0 узла проходят поперек изобат 225,0 и эа этот же отрезок времени эхолот ная глубина изменяется на 7- 0 и.

Ставят линейку 3 н положен.-:., определяемое -тими отрезками. При ". корос ти траления н 4,0 узла имеют вертикальное ра.скрытие трата„ равное

30,0 м и половину горизонтального расстояния между траловыми досками, равную 1.25,0м. Линейка 7 пермещается так, чтобы шкала 13 выступа 12 нулем отсчета совпала с осевой линией линейки 3. По шкале 13 откладывают

125,0 м и проводят вертикаль до пересечения с осевой линией линейки 3. От полученной точки проводим горизонталь на шкалу 15, отсчет по этой шкале дает расстояние от нерхнэй подборы трала до грунта, ра>зное

45,0 м. Минимальное расстояние но эхолоту зонда будет от нижней подборы трала. до грунта 45-30=15 м, При меньшем расстоянии существует угроза касания траловой доской грунта.

Определение безогасного момента при расхождении траулеров на контркурсах для предотвращения сцепления траловыми досками.

Следуют с тралом и группе судов.

Отсчет ваерон 1000 м, углубление зонда 300 м, скорость траления

4,2 узла. Определяют время на расхождение со встречным траулером, по истечении которого можно начать поворот в требуемом направлении.

Линейки 3 и 7 перемещают так, чтобы отсчет ваерон по шкале 4 и отсчет углубления зонда по шкале д совпали между собой. Левая кромка

1051546 линейки 7 при перемещении с линией скорости 4,2 узла дает время запаздывания центра подборы трала 9,0 мин

Время запаздывания траловых досок

9,0-1,20=7,8мин. В момент, когда рубки встречных траулеров будут на траверзе, включают секундомер. По истечении 7,8 мин. можно поворачи.вать в любую сторону.

Предлагаемое устройство решает ряд задач, связанных с управлением разноглубинными тралами, позволяет

5 сократить время на тарировку трала и аварийность промвооружения на 2-ХЪ.

1051546

Составитель И. Малипова

Редактор Е. Папп Техред Л.Никем Корректор A. Тяско

Заказ 8670/49 Тираж 706 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

Вычислительное устройство Вычислительное устройство Вычислительное устройство Вычислительное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники, предназначено для определения положения трала относительно судна в промьшшенном рыболовстве и является дополнительным к авт.св

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в устройствах ввода-вывода для отображения на экране ЭЛТ знаковой информации, а также при построении устройств отображения автоматизированных систем управления , в частности дисплеев
Наверх