Стержень обмотки статора электрической машины

 

1 СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ с беспазовым сердечником, содержащий . заключенные в корпусную изоляцию и изолированные одна от другой токопроводящие стренги, имеющие центральную охлаждающую трубку для прохохшения хладагента и изолированные круглые элементарные транспонированные проводники , отличающийся Тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, на каждой охлаждающей изолированной трубке навиты несколько концентрических рядов отдельных элементарных проводников, которые в соседних радах транспонированы навивкой в разные стороны, 2.Стержень по п. 1,, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что транспозиция стери«- ня выполнена из четырех стренг Ч 3.Стержень по пп, 1 И 2, о т Я и чающийся тем, что охла}кдающая | трубка имеет овальную форму. (Л Фш.1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

i (19) (11) у Н 02 К 3/24

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И. OTHPblTHA

;с„,, 7О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ -"---.-..::, -" "" - : /

f (21) 2711981/24.-07 (22) 15.01.79 (46) 23.11.83. Бюл. 34 43 (72) Г. М. Хуторецкий, Ю. Г. Тюрин, А, Т; Зверев, Л. А. Дроздова и Т. Н. -Белова (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1. Патент США N 3743867, 310-52, 1973.

2. Патент Англии М 1360387, Н 2 А, 1974. (54)(57) 1, С ГЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ

СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ с беспазовым сердечником, содержащий . заключенные в корпусную изоляцию и . изолированные одна от другой токопроводящие стренги, имеющие центральную охлаждающую трубку для прохождения хладагента и изолированные круглые элементарные транспонированные -проводники, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, на каждой охлаждающей изолированной трубке навиты несколько концентрических рядов отдельных эле» ментарных проводников, которые в соседних рядах транспонированы навивкой в разные стороны, 2. Стержень по п. 1,, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что транспозиция стержня выполнена из четырех стренг. .

3. Стержень по пп. 1 и 2, о т и ич а ю щ и и с s тем, что охлаждающая трубка имеет овальную форму.

1056370

10

20

Указанная цель достигается тем, что на каждой охлаждающей изолированной трубке навиты несколько концентрических рядов отдельных элементарных проводников, которые в соседних рядах транспонированы навивкой в разные стороньь

При этом транспоэиция стержня может быть выполнена из четырех стренг, Изобретение относится к электротехнике и касается конструкции стержня обмотки статора электрической машины с беспазовым сердечником.

Известен стержень обмотки статора электрической машины с беспазовым сердечником, содержащий круглые, изолированные друг от друга, элементарные транспонированные проводники и охлаждающие трубы, размещенные между пр< водниками.

B этой конструкции в качестве каналов для циркуляции охлажцающей жидкости служат промежутки между пучками круглых трансцонированных проводников.

Кроме того, в стержне предусмотрено несколько охлаждающих трубок, размещенных в промежутках между некоторыми пучками проводников. Стержни раз мешены в заполненной охлаждающей жид-. костью камере (1)

Недостатки этой конструкции заключаются в недостаточной эффективности охлаждения проводников стержня вследствие ограниченной контактной поверхности охлаждающих трубок с токопроводящими транспонированными пуч ками элементарных проводников.

Кроме этого конструкция недостаточно технологична, так как при опрессовке стержня для обеспечения его монолич ности не исключена воэможность сплющивания охлаждающих трубок, размещенных между пучками проводников и закрытия внутренних каналов трубок, служащих для прохождения охлажцающей жидкости.

Известен также стержень обмотки статора электрической машины с беспаэовым сердечником, содержащий закрепленные в корпусную изоляцию и изолированные одна от другой токопроводящие стренги, имеющие центральную охлаждающую трубку для прохождения хладагента и изолированные круглые элементарные транспонированные проводники (2

Целью изобретения является повыше» ние эффективнрсти охлаждения при одновременном повьш ении технологичности.. а охлаждающая:t трубка может иметь овальную форму.

На фиг. 1 показан стержень предлагаемой конструкции с круглой формой сечения охлаждающей трубки, поперечное сечение; на фиг. 2 - предлагаемый стержень с овальной трубкой, поперечное сечение; на фиг. 3 - стержень с овальной формой сечения охлаждающей трубки и концентрическими рядами раз дельных элементарных проводников, поперечное сечение; на фиг. 4 - стержень с круглой формой сечения охлаждающей трубки, поперечное сечение; на фиг. 5вариант конструкции стержня; на фиг.бстренги, элементарные проводники которых совместно скручены по винтовой линии, вид сбоку.

Стержень содержит круглые изолированные друг от друга и от корпуса статора (не показан) элементарные транс понированные проводники 1 и охлаждающие трубки 2.

На кажцой охлаждающей трубке,2, имеющей круглую форму сечения или овальную, навиты один или несколько концентрических рядов элементарных проводников 1, Проводники 1 в концентрическом ряду могут быть разделены или собранными в пучки. !

Проводники 1 навиты на охлаждающие трубки 2,и образуют стренги, снабженные наружной изоляцией 3, которые могут быть транспонированы в двух и более столбиках, образуя. стержень прямоуголь ного сечения (фиг.2), или совместно скручены с шагом по винтовой линии (фиг.6), образуя стержень круглого сечения с корпусной .изоляцией 4.

Предлагаемая конструкция стержня обеспечивает повышение эффективности охлаждения и снижение потерь на 20-30% обмотки статора электрической машины с беспазовым сердечником, кроме этого, предлагаемая конструкция обеспечивает повышение технологичности стержня обмотки статора электричесКой машины с беспазовым сердечником.

Эти преимущества обеспечиваются тем, что на каждой охлаждающей трубке с круглой или овальной формой сечения навиты ряды транспонированных проводников и образованные таким образом стренги транспонированы в двух или более столбиках в пазовой и лобовой чаоти стержня или совместно скручены по винтовой линии.

3 105

Повышение эффективности охлаждения предлагаемой конструкции стержня обеспечивается за счет увеличения плошади непосредственного контактирования на.ружной поверхности охлаждаюших трубок с навитыми на них транспонированными проводниками, увеличения колич ества охлаждаюших трубок и уменьшения гидравлического сопротивления охлаждаюших каналов. 10

Кроме того за счет того, что элементарные проводники транспонированы между собой в пучке, пучки транспониро ваны между собой в стренге, а стренги, 6370 4 в свою очередь, скручены по винтовой линии или транспонированы в двух или более столбиках, в результате чего уменьшаются потери в стержне от цирку ляционных токов

Предлагаемая конструкция стержня по сравнению с известной более техноло гична, так как стержни предлагаемой конструкции могут быть собраны в изоляционном каркасе в монолитную Ксас рукцию без поврежцення изоляции и перекрытия канала охлаждаюших трубок,, что особенно важно для электрической машины с беспазовым сердечником.

1056370

Составитель Л. Карцева

Редактор С. Патрушева Техред T.Маточка

Корректор В, Бутяга

Подписное

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9329/51 Тираж 687

ВНИИ ПИ Государс твенного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д„4/5

Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к синхронным электрическим двигателям

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники, а именно к выполнению устройства или комплекта из множества устройств, каждое из которых содержит множество вытянутых вдоль продольной оси и уложенных друг на друга в стопку вдоль вертикальной оси стержней обмотки, каждый из которых содержит четыре направленных параллельно к продольной оси и попарно в направлении перпендикулярной к продольной оси и вертикальной оси поперечной оси, лежащие рядом друг с другом, а также лежащие попарно вдоль продольной оси друг за другом канала охлаждения, каждый из которых соответствующим входом входит в одну из двух расположенных примерно соосно относительно продольной оси зону выхода газа и там переходит в направленный под острым углом к вертикальной оси выходной канал

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, предназначенным для электрических машин, используемых, например, для электромагнитного перемешивания жидкого металла на машинах непрерывного литья заготовок

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструктивным элементам охлаждения обмотки ротора явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении в явнополюсных электрических машинах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к особенностям конструктивного выполнения роторов электрических машин
Наверх