Ротор синхронной явнополюсной машины

 

1. РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНО ПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ, содержащий остов, полюсы с баимаками и размещенные на полюсах однорядные катушки; возбуждения , изолированные от полюсов и остова полюсными шайбами, выступающими за габариты катушки и башмака. отличающийся тем. что, с целью повышения надежности и КПД машины, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и сопрягаются с торцовой Н внутренней поверхностями катуи кн . 2.Ротор ПОП.1, о тл ичаю щ и и с я тем, что на боковых кромках башмака закреплены изоляционные упоры, сопряженные с выступающими за башмак частями погаосной шайбы. 3.Ротор по П.1, о тл ич аюffi и и с я тем, что полюсные шайбы Выполнены из отдельных частей, установленных встык по периметру катушки, а на внутренней стороне башмака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых уста новлены изоляционные прокладки. (Л о о -4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОЮ (11), 3 34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВЧ ОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВ

ГОСУДАРСТОЕННЫЙ НОМИТЕТ CCCP

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3475867/24-07 (22) 28.07 ° 82 (46} 23.01.84, Вюл, В 3 (72) Ф.Р. Коренцвит и Л,Я. Фишлер (71). Производственное объединение

"Уралэлектротяжмаш" им. В,И, Ленина (53, 621.313 04(088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 780100, кл, Н 02 К 3/18, 1980, 2. Эаявка ФРГ М 2646151, кл. Н 02 К 3/52, 1976, (54)(57) 1. РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНО

ПОЛИСНОЙ МАШИНЫ, содержащий остов, полюсы с бараками и размещенные на полюсах однорядные катушки; возбуждения, изолированные от полюсов и остова полюсными шайбами. выступающими за габариты катушки и башмака, отличающийся тем. что, с целью повыаення надежности н КПД машины, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и сопрягаются с торцовой и внутренней поверхностями катушки.

2, Ротор по п.1, î т л и ч а ю шийся тем, что на боковых кромках башмака закреплены изоляционные упоры. сопряженные с выступающими за башмак частями полюсной шайбы.

3. Ротор по п.1. о т л и ч а ю— шийся тем, что полю ные шайбы выполнены из отдельных частей, установленных встык по периметру катушки, а на внутренней стороне башмака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых уста Е а новлены изоляционные прокладки.

1069071

Изобретение относится к электро- машиностроению, в частности к рото рам крупных электрических машин с явно выраженными полюсами.

ИэвЕстен ротор синхронной явно полюсной машины, содержащий остов, 5 полюса и размещенные на полюсах одно. рядные катушки, крайние верхние и нижние нитки которых выполнены с корпусной термореактивной изоляцией, охватывающей »х по всему перимет- 10 ру 111 °

Недостатком такой конструкции является то, что крайние витки, на которых выполнена корпусная изоляция, имеют худшие условия охлаждения, 15 что приводит к их перегреву и растрескиванию изоляции из-эа различного теплового расширения катушки и корпусной изоляции.

Известен рОтОр синхрОннОй ЯвнО 20 полюсной машины, содержащий остов, полюсы с башма.ками и размещенные на полюсах однорядные катушки возбуждения, изолирова.нные от полюсов и остова полюсными шайбами, выступающими за габариты катушки и башмака Г2), Толщина полюсных шайб выбирается из условия обеспечения необходимого диэлектрического расстояния по поверхности шайбы от катушки до сердечника полюса и, в зависимости от номинального напряжения обмотки возбуждения, может достичь 12-20 мм, Это уменьшает сечение меди или количество витков катушек возбуждения, что приводит к снижению намагничивающей силы обмотки возбуждения, а следовательно, КПД машины, Кроме того, из-за значительной толщины полюсных шайб ухудшается теплопередача при работе. электрической ма- 40 шины от катушек к полюсным башмакам и остову ротора, что снижает надеж- ность..

50

55 бО

Целью изобретения является повышение надежности и.КПД синхронной явно полюсной машины, эа счет обеспечения необходимого диэлектрического расстояния беэ увеличения толщины полюсной шайбы.

Для достижения этой цели в роторе синхронной явно полюсной машины, содержащем остов, полюса с башмаками и размещенные на полюсах однорядные катушки возбуждения, изолированные от полюсов и остова полюсными. шайбами, выступающими эа габариты башмака и катушки, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и сопрягаются с внутренней и торцовой поверхностями катушки.

При этом на боковых кромках башмака могут быть закреплены изоляционные упоры, сопряженные с выступающими за башмак частями полюсной шайбы, Причем полюсные шайбы могут быть выполнены иэ отдельных частей, установлениЫх встык по периметру катушки, а на внутренней стороне баш.мака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых установлены изоляционные прокладки.

На фиг. 1 показана часть ротора синхронной явно полюсной машины, поперечное сечение; на фиг, 2 часть полюса ротора синхронной явно полюсной машины, Ротор синхронной явно полюсной машины состоит из остова 1, на котором насажены явно выраженные полюсы 2 с башмаками 3. На полюсах рас. положены однорядные катушки 4 возбуждения. Катушки выподнены из шинной меди с изоляцией между витками, Катушки изолированы от башмаков полюса и остова ротора полюсными шайбами 5, имеющими Г-образное сечение ° Одна сторона полюсной шайбы примыкает ко всей торцовой поверхности катушки.и отделяет катушку от башмака полюса и остова ротора.Другая сторона полюсной шайбы примыкает к внутренней стороне катушки и обеспечивает необходимое диэлектрическое расстояние от внутренней поверхности катушки до башмака и остова ротора.

Полюсные шайбы выполнены иэ механически и диэлектрически прочного изоляционного материала, например стеклопластика на термореактивных связующих.

В мощных электрических машинах, имеющих Относительно большие габариты, полюсная шайба в предлагаемой конструкции ротора может быть выполнена из частей, которые установлены встык по периметру катушки. В этом случае- для увеличения диэлектрического расстояния по поверхности полюсной шайбы в месте стыка б частей шайбы (фиг, 2) на внутренней стороне башмака сердечника полюса выполнены пазы 7, в которые устанавливаются изоляционные прокладки 8, перекрывающие стыки частей полюсной шайбы и увеличивающие поверхностные расстояния от катушки до башмака.

Для того, чтобы выступающая за башмак часть полюсной шайбы не разрушалась под действием центробежных сил, она упирается в изоляционный упор 9, установленный на торце башмака, Упор предотвращает изгиб полюсной шайбы и в то же время не снижает диэлектрическое расстояние от катушки до башмака.

В таком роторе полюсная шайба имеет развитую поверхность, что снижает вероятность пробоя и повышает

1069071

7 8

Составитель В, АлФимов

Техред A.À÷ Корректор М. Демчик

Редактор Н, Бобкова

Заказ 11484/51 Тираж 621 - Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, «4/5

Филиал ППП "Патент"-, г, ужгород, ул, Проектиая, 4 надежность электрической машины.

Напряжения обмоток возбуждения крупных электрических машин не превосходят обычно 500 В, поэтому даже тонкие шайбы порядка 3 мм обладают достаточным запасом по пробивному напряжению.

Кроме того, за счет снижения толщины изоляции улучшается теплопередача от торцовой поверхности катушки к башмаку полюса, находящемуся в лучших условиях охлаждения, тем самым снижается нагрев катушки и повышается надежность машины, Уменьшение толщины полюсных шайб позволяет разместить в освободившемся пространстве дополнительные витки катушки возбуждения, При сохранении намагничивающей силы снижается ток возбуждения,вследст,вие этого, повышается КПД машины.

Ротор синхронной явнополюсной машины Ротор синхронной явнополюсной машины Ротор синхронной явнополюсной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сверхпроводящим формованным катушкам сложной конфигурации, например седлообразным, в частности к обмоткам возбуждения электрических машин

Индуктор // 379014

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электродвигателях для стиральных машин с непосредственной связью с барабаном

Изобретение относится к стиральным машинам барабанного типа

Изобретение относится к погружным электродвигателям для насосов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в Турбои гидрогенераторах

Изобретение относится к производству электрических машин, в частности к изготовлению роторов синхронных тихоходных явнополюсных машин

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике , в частности к способам изготовления стержневых статорных обмоток высоковольтных генераторов с большой толщиной корпусной изоляции

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх