Ротор синхронной явнополюсной машины

 

Изобретение относится к производству электрических машин, в частности к изготовлению роторов синхронных тихоходных явнополюсных машин. Цель изобретения - повьшшние надежности , снижение материалои трудоемкости изготовления. Ротор синхронной ЯВНОПОЛЮСНОЙ машины содержит остов 1, полюсы 2 с нажимными щеками 3, размещенные на полюсах 2 однорядные катушки возбуждения, изолированные от башмаков 5 полюса 2 планками 6. Планка установлена только на прямолинейной части 7 торцовой поверхности катушек и имеет пазы. Щеки 3 выполнены с двумя выступами на нижней кромке башмака 5 полюса 2. Выступы сопряжены с пазами и с наружной поверхностью прямоугольных планок 6, обеспечи- g вая их осевую и тангенциальную фиксацию. 4 ил.. (Л 6-6 (риг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (И) (51) 4 Н 02 К 3/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Б-б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITPM (21) 3758804/24-07 (22) 28 ° 06.84 (46) 30.07.87. Бюл. В 28 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.М.Кирова (72) В.Б.Пинский (53) 621.313.3 (088.8) (56) Заявка ФРГ N 2646151, кл. Н 02 К 5/32, 1976.

Авторское свидетельство СССР

N 1069071, кл. Н 02 К 3/34, 1982. (54) РОТОР СИНХРОННОЙ SIBHOIIOJINCHOA

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к производству электрических машин, в частности к изготовлению роторов синхронных тихоходных явнополюсных машин.

Цель изобретения — повышение надеж- ности, снижение материало- и трудоемкости изготовления. Ротор синхронной явнополюсной машины содержит остов 1, полюсы 2 с нажимными щеками 3, размещенные на полюсах 2 однорядные катушки возбуждения, изолированные от башмаков 5 полюса 2 планками 6. Планка установлена только на прямолинейной части 7 торцовой поверхности катушек и имеет пазы. Щеки 3 выполнены с двумя выступами на нижней кромке башмака 5 полюса 2. Выступы сопряжены с пазами и с наружной поверхностью прямоугольных планок 6, обеспечи- с вая их осевую и тангенциальную фиксацию. 4 ил.

1327236 2 ние между пазами 8 в планках 6 совпадает с расстоянием между шеками 3 полюса 2, а ширина пазов 8 — с толщи5 ной щеки 3 (толщине выступа 9), то выступы 9 войдут в пазы 8 и тем самым будет исключено перемещение планок 6 в направлении вдоль машины. Ширина башмака 5 выбирается таким образом, что выступ l0 щеки 3 заходит за наружный (обращенный к оси полюса 2) край планки 6. Таким образом, каждая планка 6 будет зажата с внутренней стороны полюсом 2, а с наружной стороны — выступом 10 башмака 5 нажимной щеки 3, тем самым исключается смещение планок 6 и в тангенциалъном направлении. Далее устанавливают катушку 4 возбуждения, которая прижимает планки 6 к башмаку 5. Собранный полюс крепится к остову 1.

Во время работы электрической машины теплосъем осуществляется непосредственно от верхнего витка катушки

2. 25 4,возбуждения, так как изоляционная планка 6 закрывает только ее прямолинейную часть 7. Тем самым значительно увеличивается теплоотдаточная поверхность катушки 4 возбуждения, 30 снижается ее перегрев. Отсутствие изоляционного материала (гетинакса или стеклотекстолита) на верхнем витке катушки возбуждения создает благоприятные условия охлаждения не только ротора, но и всей электричес35 кой машины. Это особенно важно, так как в современных конструкциях дальнейшее повышение температуры внутри машины приведет к резкому уменьшению срока жизни изоляции.

Выполнение изоляционных прокладок в виде планок 6:практически исключает отходы при их изготовлении. Снижается и трудоемкость изготовления

45 изоляционных прокладок, так как вместо изготовления овальных шайб, требующих сложной механической обработки, нужно изготовить две прямолинейные планки.

В изобретении непосредственное охлаждение верхнего витка катушек возбуждения улучшает тепловые характеристики двигателей, форма изоляционных планок и их крепление упрощает изготовление как самой изоляционной

55 прокладки, так и всего ротора.

Изобретение относится к производству электрических машин и может быть использовано при изготовлении роторов синхронных явнополюсных тихоходньм машин.

Целью изобретения является повышение надежности, эффективности охлаждения с одновременным уменьшением материало- и трудоемкости изготовления.

На фиг.1 показана часть ротора синхронной явнополюсной машины, разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.2 — разрез

А-А на фиг.1; на фиг.3 - полюс без катушки возбуждения и изоляционных планок в аксонометрии; на фиг.4 планка в аксонометрии.

Ротор синхронной явнополюсной машины содержит остов 1, на который насажены явновыраженные полюса 2 с нажимными щеками 3. На полюсах 2 рас положены однорядные катушки 4 возбуждения, опирающиеся верхней торцовой поверхностью на башмак 5 полюса

Катушки 4 изолированы от башмака 5 планками 6, уложенными только на пря молинейную часть 7 торцовой поверхности катушки 4 возбуждения. Планка

6 имеет поперечные пазы 8.

Башмак 5 выступает на контур полю са 2 как по ширине на величину так и по высоте íà h, Тем самым башмак 5 щеки 3 образует по отношению к башмаку полюса 2 по два следующих друг за другом выступа 9 и 10, обращенные в сторону оси машины. Высота выступа 9 образована эа счет того, что высота башмака 5 выполнена несколько больше высоты башмака листа

11 полюса 2, высота выступа 10 образована за счет того, что ширина башмака 5 несколько больше ширины башмака 11 полюса 2.

Выступы 9 и l0 осуществляют фиксацию планок 6 в осевом и тангенциальном направлениях. Расстояние межд пазами 8 в каждой изолирующей планке

6 соответствует расстоянию между нажимными щеками 3 в собранном полюсе, ширина паза 8 — толщине нажимной щеки 3, а глубина — высоте h выступа 9 башмака 5.

Сборку ротора осуществляют следующим образом.

При сборке полюс 2 располагают на сборочном столе башмаком 5 вниз, накладывают вдоль него по две изолирующие планки 6. Поскольку расстояФормула из о бр ет ения

Ротор синхронной явнополюсной машины, содержащий остов, установленные з 1327236 на .нем полюсы с нажимными щеками и планок, установленных на прямолинейразмещенные на полюсах катушки воз- ной части торцовой поверхности катубуждения, изолированные от башмака . шек возбуждения и имеющих поперечные полюса прокладками, о т л и ч а ю— пазы, щеки полюса выполнены с двумя

5 шийся тем, что, с целью повыше- выступами на нижней кромке башмака ния надежности, эффективности охлаж- полюса, один из которых сопряжен с дения с одновременным уменьшением пазами, а другой — с наружной поверхматериало- и трудоемкости изготовле- ностью планок, обеспечивая их осевую ния, прокладки выполнены в виде двух 1О и тангенциальную фиксацию.

У

10 ялур

Ю Т/

1327236

Составитель С.Шутова

Техред Б. Кадар . Корректор А. Зимокосов. Редактор А.Долинич

Заказ 3405/52 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Ротор синхронной явнополюсной машины Ротор синхронной явнополюсной машины Ротор синхронной явнополюсной машины Ротор синхронной явнополюсной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в Турбои гидрогенераторах

Изобретение относится к сверхпроводящим формованным катушкам сложной конфигурации, например седлообразным, в частности к обмоткам возбуждения электрических машин

Индуктор // 379014

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электродвигателях для стиральных машин с непосредственной связью с барабаном

Изобретение относится к стиральным машинам барабанного типа

Изобретение относится к погружным электродвигателям для насосов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике , в частности к способам изготовления стержневых статорных обмоток высоковольтных генераторов с большой толщиной корпусной изоляции

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изолировки пазов якорей электродвигателей. В заявляемом способе изолировки пазов магнитных сердечников статоров микродвигателей, основанном на придании частицам электроизоляционного материала электрического заряда и осаждении их в пазы под действием электрического поля, новым является то, что магнитный сердечник якоря размещают по центру эластичного цилиндрического диэлектрического стакана, герметически охватывающего наружную поверхность магнитного сердечника якоря, устанавливают два электрода на расстоянии 20-30 мм от торцов магнитного сердечника якоря, заливают в упомянутый стакан электрофоретический состав, при следующих отношениях компонентов электрофоретического состава (в мл/л): лак ПЭ-939 марки В - (510÷255), 1% - нашатырный спирт 1% - NH4OH - (130÷190), этилцеллозольв - C4H10O2 - (120÷175), диоксан (C4H8O2) - остальное. Подают на магнитный сердечник положительный потенциал от источника постоянного напряжения, а на электроды подают отрицательный потенциал от упомянутого источника постоянного напряжения, и при плотностях тока, лежащих в диапазоне 2-10 мА/см2, проводят электрофоретическое осаждение пленкообразующего вещества в пазы, на торцевые поверхности и вал магнитного сердечника якоря в течение времени, определяемого из выражения t = c d k j , где c - плотность эмали, кг/м3, d - толщина пазовой изоляции, м, k - выход сухого остатка по току, кг/А×сек, причем в процессе электрофоретического осаждения пленкообразующего вещества напротив каждого паза с торцевой части магнитного сердечника якоря создают непрерывное вращательное движение электрофоретического состава, для чего помещают напротив каждого паза прямоугольные постоянные магниты, торцы которых удалены от торца магнитного сердечника на 5-10 мм, затем после истечения времени t магнитный сердечник якоря извлекают из электрофоретического состава, и осажденную на поверхность магнитного сердечника якоря пленку подвергают термообработке в течение 4-5 минут при температуре 380-390°C. Изолировка пазов магнитных сердечников якорей электродвигателя АИР71В8 по заявляемому способу, при толщине изоляционной пленки пазовой изоляции практически на порядок более тонкой, чем толщина пленки пазовой изоляции, получаемой по способу-прототипу, позволяет достичь технический результат, состоящий в обеспечении пробивного напряжения пленки, в 1,4 раза более высокого, чем пробивное напряжение пленки, получаемой по способу прототипу, а также более высоких, практически на порядок, адгезионных и механических характеристик пленки при одновременном снижении трудоемкости изолировки пазов в 38 раз. 3 ил.

Заявленное изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей выполнения синхронных электродвигателей с постоянными магнитами для дренажного насоса. Предлагаемый синхронный электродвигатель включает ротор с постоянными магнитами, служащий для вращения рабочего колеса, корпус насоса, на который опирается ротор с постоянными магнитами, сердечник статора и катушку статора. Согласно изобретению катушка статора имеет обмотку из алюминиевого эмаль-провода и снабжена частью соединения сваркой выводного провода данной обмотки с контактом для соединения с выводным проводом, обмотка герметично изолирована в защитном корпусе, внешняя поверхность части соединения сваркой выводного провода обмотки из алюминиевого эмаль-провода облужена напайкой или электроосаждением олова, причем часть соединения сваркой выводного провода, облуженная напайкой или электроосаждением олова, приварена к контакту для соединения с выводным проводом, внешняя поверхность обмотки из алюминиевого эмаль-провода сначала покрыта изоляционной бумажной лентой, а затем герметично изолирована указанным защитным корпусом. Технический результат - обеспечение возможности работы электродвигателей в течение длительного времени в воздушной среде, содержащей кислород, без окисления выводного алюминиевого провода при одновременном облегчении процесса его сварки и упрощении процесса его приваривания к контактному терминалу, а также обеспечение защиты алюминиевого эмаль-провода от повреждения под воздействием высокой температуры в процессе герметичной изоляции обмотки в защитном корпусе, формируемом заливкой из пластмассы или эпоксидной смолы. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх