Конечная передача транспортного средства

 

КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОР НОГО СРЕДСТВА , содержащая ведомую шестерню, полую полуось, установленный в ней торсионный вал, связанный одним концом с концом полуоси , и кулачковую муфту, ведущая по лумуфта которой связана с ведомой шестерней и с другим концом торсион . ного вала, a ведомая - с другим кон цом полуоси, о т л и ч a ю щ a я с тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, контактирующие поверхности кулачков полумуфт образованы четным числом диаметргшьно симметричных винтовых поверхностей с центром на оси полуоси i, ведомая полумуфта связана с полуосью с возможностью осевого перемещения, а.ведущая полумуфта выполнена с полостью , ограниченной торцовой поверхностью , в которой расположены ведомая полумуфта и установленный с зазором между ведомой полумуфтой и торцовой поверхностью упругий элемент , причем в полости ведущей полумуфты выполнен упор, расстояние от которого до ведомой полумуфты меньше высоты кулачков..

СОЮЗ СОВЕТСНИХ соцИАлистичесних

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) В 6 0 К 1 7 /3 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3495442/27-11 (22) 21.09.82 (46) 07.04.84. Вюл. М 13 (72) О.К.Довнар (53) 629.113.012(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 688352 кл. В 60 К 17/32, 1979 (прототип). (54)(57) КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТ.

НОГО СРЕДСТВА, содержащая ведомую шестерню, полую полуось, установленный в ней торсионный вал, связанный одним концом с концом полуоси, и кулачковую муфту, ведущая по. лумуфта которой связана с ведомой шестерней и с другим концом торсион ного вала, а ведомая - с другим кон цом полуоси, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, контактирующие поверхности кулачков полумуфт образованы четным числом диаметрально симметричных винтовых поверхностей с центром на оси полуоси ведомая полумуфта связана с полуось)0 с возможностью осевого перемещения, а ведущая полумуфта выполнена, с полостью, ограниченной торцовой поверхностью, в которой расположены ведомая полумуфта и установленный с зазором между ведомой полумуфтой и торцовой поверхностью упругий элемент, причем в полости ведущей полумуфты выполнен упор, расстояние от которого до ведомой полумуфты . Я меньше высоты кулачков.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям трансйортных средств.

Известна конечная передача транспортного средства, содержащая недо» мую шестерню, полую полуось, устанонленный в ней торсионный вал, связанный одним концом с концом полуоси, и кулачковую муфту, ведущая полумуфта которой связана с ведомой шестерней и с другим концом торсионного вала, а ведомая - с другим концом полуоси (l) .

Недостатком известной передачи являются низкие надежность и дол» говечность, обусловленные возникновением при воэдейстнии энакопеременных нагрузок ударов между ку.лачками полумуфт.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что в конечной передаче транспортного средства, содержащей ведомую шестерню, полую полуось, установленный н ней торсионный вал, связанный одним концом с концом полуоси, и .кулачковую муфту, ведущая полумуфта которой связана с ведомой шестерней и с другим концом торсионного вала, а ведомая— с другим концом полуоси, контактирующие поверхности кулачков полумуфт образованы четным числом диаметрально симметричных винтовых поверхностей с центром на оси полуоси, ведомая полумуфта связана с полуосью с возможностью,боевого перемещения, а ведущая полумуфта выполнена с .полостью, ограниченной торцовой поверхностью, в которой расположена ведомая полумуфта и установленный с зазором между ведомой полумуфтой и торцоной поверхностью упругий элемент, причем в полости ведущей полумуфты выполнен упор, расстояние от которого до ведомой полумуфты меньше высоты кулачков.

На фиг.l схематически показана конечная передача, раэрез1 на фиг.2-3 — варианты выполнения кулачков полумуфт.

Конечная передача содержит ведомую шестерню 1 (фиг.l), связанную с ведущей шестерней 2, полую полуось 3, торсионный вал 4, связанный с одним концом полуоси 3 шпицами 5. Кулачковая муфта выполнена из ведущей полумуфты 6, связанной шлицами.7 с ведомой шестерней 1 и шпицами 8 с другим концом торсионного вала 4, ведомой полумуфты 9, установленной на шлицах 10 другого конца полуоси 3. Взаимодействующие поверхности кулачков ll 12 полу5 муфт б и 9 выполнены в виде диаметрально симметричных нинтовых поверхностей с центром на оси полу-оси 3, при этом их число, обязатель-но четное, может быть равно двум

10 (фиг.2) . Однако выполнение двух винтовых поверхностей приводит к некоторому перекосу ведомой полумуфты 9 при работе передачи, в результате чего более целесообразным является выполнение четырех (фиг.3,), шести и т.д. винтовых поверхностей. Кроме того, ведущая полумуфта б снабжена стаканом 13 с дном 14, связанным с ней посредством болтов 15 и схватывающим ведомую полумуфту 9, при этом между торцом полумуфты 9 и дном 14 установлен с зазором а упругий элемент 16 и выполнен упор 17, расстояние 8 от которого до торца полумуфты 9 меньше высоты h кулачков 11, 12. На конце полуоси 3 посредством шпонки 18 закреплено ведущее колесо 19.

Передача работает следующим образом.

30 Крутящий момент от ведомой шестерни 1 передается на ведущую полу- . муфту 6, торсионный вал 4, полуось 3 и через шпонку 18 на ведущее колесо 19.

При увеличении крутящего момента, например во время трогания транспортного средства с места, наезда на препятствие, при резком изменении сопротивления грунта и так далее происходит закрутка торсионного на.— ла 4, при этом ведомая полумуфта 9, скользя винтовыми поверхностями кулачков 12 по винтовым поверхнос-, тям кулачков 11 полумуфты б, смеща45 ется в направлении упругого элемента 16 и, выбирая зазор а и деформируя элемент 16, гасит ударные нагрузки. Упор 17 необходим для исключения проскальзывания вершин кулачков 11, 12 полумуфт 6, 9 при черезмерном увеличении нагрузок, вызываемых, например, экстреннйм торможением. Такое выполнение конечной передачи обеспечивает исключе55 ние ударных нагрузок на кулачки полумуфт при работе передачи, что повышает ее надежность и долговечfiOCTb °

Puz 2

Составитель А. Кретов

Редактор С.Тимохина Техред И.Teaep . Корректор p,Синицкая

Закаэ 1878/12 Тираж 657 . Подписное

ВНИИПИ Государственного кЬмитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, РаУшскаЯ наб., Д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, Ф

Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх