Устройство бесступенчатой регулировки колеи задних колес трактора

 

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению. Задача изобретения - изменение колеи задних колес пропашного трактора в заданных пределах во время движения без прерывания мощностного потока к ведущим колесам. Устройство бесступенчатой регулировки колеи задних колес трактора содержит силовой гидроцилиндр, установленный в нижней части остова трактора посредством кронштейнов, гидрораспределитель, вспомогательные гидроцилиндры задних колес, полуоси которых являются выдвижными штоками вспомогательных гидроцилиндров. Силовой гидроцилиндр обеспечивает симметричный поворот колес на определенный угол относительно продольной оси трактора. Шток силового гидроцилиндра выполнен в виде золотника с ограничителем поворота задних колес. Кроме того, устройство снабжено блоками конических шестерен, обеспечивающих передачу крутящего момента ведущим колесам как при их фиксированном положении, так и в процессе осуществления симметричного поворота колес. Функциональное агрегатирование составляющих устройство конструктивных элементов обеспечивает автоматическую стабилизацию задних ведущих колес при осуществлении процесса регулирования колеи в плоскостях, параллельных направлению движения трактора. 2 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению.

Известен способ изменения колеи задних колес - применением конечных передач, в которых полуоси выполнены раздвижными в виде шлицевых валов и труб с внутренними шлицами. Изменение колеи трактора осуществляется при помощи выносного гидравлического цилиндра, шток которого шарнирно укреплен на неподвижном кожухе полуоси, а корпус соединен с подвижной гильзой конечной передачи. Эта конструкция позволяет производить бесступенчатую регулировку колеи задних колес трактора в пределах 1800 - 2400 мм для любых междурядий.

Принципиальным недостатком прототипа является разрушительное воздействие на ходовую часть боковой реакции почвы, возникающее вследствие скольжения колеса по грунту при регулировании колеи задних колес трактора методом поперечного смещения.

Задача описываемого изобретения - обеспечить изменение колеи задних колес пропашного трактора в заданных пределах (1350-2050) мм во время движения без прерывания мощностного потока к ведущим колесам.

Эта задача достигается за счет обеспечения возможности поворота задних ведущих колес на определенный угол симметрично относительно продольной оси трактора, что исключает указанный выше недостаток, без разрыва кинематической связи в механизмах его трансмиссии.

На фиг. 1 изображена гидравлическая схема устройства бесступенчатого регулирования колеи задних колес трактора; на фиг. 2 - кинематическая схема устройства бесступенчатого регулирования колеи задних колес трактора.

Устройство бесступенчатого регулирования колеи задний колес трактора содержит силовой гидроцилиндр 1 (фиг. 1, 2), закрепленный в нижней части остова 2 трактора посредством кронштейнов 3, гидрораспределитель 4, вспомогательные гидроцилиндры 5 колес 6, установленных на полуосях 7. Полуоси 7 выполнены внутри полыми, так как являются одновременно выдвижными штоками вспомогательных гидроцилиндров 5. Полуоси 7 соединяют со шлицевыми валами 8, таким образом обеспечивается телескопичность конструкции полуосей 7 и ее подвижность. На полуосях 7 установлены поршни 9 вспомогательных гидроцилиндров 5. Шток 10 силового гидроцилиндра 1 выполнен в виде золотника и имеет диаметральные каналы 11 и 12, расположенные на определенном расстоянии друг от друга. Также на штоке 10 установлен ограничитель 13 хода штока, который прикреплен с помощью кронштейна 14 к остову 2 трактора и является ограничителем поворота задних колес трактора. Внутри ограничителя 13 выполнены две перепускные полости 15 и 16, которые каналами 17 и 18 соединены с маслопроводами 19 и 20, подводящими масло от распределителя 4 к полостям 15 и 16. Шток 10 силового гидроцилиндра 1 соединен с валом 21. Телескопичность вала 21 необходима для обеспечения поворота колес на определенный угол относительно продольной оси трактора.

Крутящий момент колесам 6 передается через блок конических шестерен от вала конечной передачи 22 заднего моста трактора. На конце вала 22 установлена коническая шестерня 23, через которую крутящий момент передается конической шестерне 24 вертикального вала 25, установленного нижним концом во втулке поворотного вала 26, перпендикулярно его оси. Далее крутящий момент через шестерни 27 и 28 передается полуосям 7 и окончательно - колесам 6 трактора.

Устройство бесступенчатой регулировки колеи задних колес трактора работает следующим образом. Для увеличения ширины колеи при поступательном движении трактора производится переключение на низшую передачу и перевод рукоятки гидрораспределителя 4 в положение "Подъем".

Масло от гидрораспределителя 4 по маслопроводу 19 поступает в перепускную полость 15 ограничителя хода штока 13, проходит через диаметральный канал 11 штока 10 силового гидроцилиндра 1 и далее опять по маслопроводу 29 подается в подпоршневую полость 30, откуда часть масла через калиброванное отверстие по маслопроводу 31 поступает в надпоршневую полость 32 вспомогательного гидроцилиндра 5.

Создаваемое давление в подпоршневой полости 30 силового гидроцилиндра 1 перемещает поршень 33 по направлению движения трактора. Шток 10, вытягиваясь в силовой гидроцилиндр 1, поворачивает валы 21, а следовательно и колеса 6, на определенный угол симметрично относительно продольной оси трактора. Колеса начинают разъезжаться, вытягивая полуоси 7 из вспомогательных гидроцилиндров 5.

По мере перемещения штока 10, канал 11 выходит из перепускной полости 15, вследствие чего перекрывается доступ масла в систему, срабатывает предохранительный клапан распределителя 4, возвращая рукоятку управления в нейтральное положение. Подача масла в систему полностью прекращается. Поскольку подпоршневое пространство 34 вспомогательного гидроцилиндра 5 посредством маслопровода 35 сообщается с надпоршневым пространством 36 силового гидроцилиндра 1, то при вытягивании полуоси 7 и перемещении штока 10 масло из обеих полостей 34 и 36 через перепускную полость 16 и диаметральный канал 12 штока 10 поступает на слив. При включенном гидрораспределителе 4 этот процесс прекращается.

Колеса 6, продолжая разъезжаться, вытягивают полуоси 7.

Поршень 9 вспомогательного гидроцилиндра 5 при своем перемещении обеспечивает переток рабочей жидкости из подпоршневого пространства 34 вспомогательного гидроцилиндра 5 в надпоршневое пространство 36 силового гидроцилиндра 1. Создаваемое в результате этого давление перемещает поршень 33 в обратном направлении, возвращая его в исходное положение. Шток 10, воздействуя на валы 21, также возвращает их в исходное положение, вследствие чего колеса 6 в процессе расстановки их на максимальную расчетную величину устанавливаются параллельно направлению движения трактора. Таким образом, конструкция предлагаемого устройства регулирования колеи обеспечивает автоматическую стабилизацию колес при установке их в крайние позиции (максимальная или минимальная ширина колеи).

При уменьшении ширины колеи трактора рукоятка гидрораспределителя 4 устанавливается в положение "Опускание". Масло по маслопроводу поступает через перепускную полость 16 ограничителя хода 13 через диаметральный канал 12 штока 10 силового гидроцилиндра 1 в надпоршневую полость 36. Создаваемое давление перемещает поршень 33 в направлении, обратном направлению движения трактора, шток 10, воздействуя на валы 21, поворачивает их таким образом, что колеса 6 начинают съезжаться. Поперечная база уменьшается до расчетно минимального значения, вместе с тем происходит автоматическая стабилизация колес, осуществление процесса которой описано выше.

Таким образом, осуществляется бесступенчатая регулировка колеи задних колес трактора.

Формула изобретения

Устройство бесступенчатой регулировки колеи задних колес трактора, содержащее конечные передачи, полуоси которых сделаны раздвижными в виде шлицевых валов и труб, выполненных с внутренними шлицами, вспомогательные гидроцилиндры, каждый из которых связан с полуосью соответствующего колеса, отличающееся тем, что оно снабжено закрепленными в нижней части остова трактора посредством кронштейнов силовым гидроцилиндром, шток которого связан с полуосями и выполнен в виде золотника с ограничителем поворота для симметричного поворота задних колес трактора на определенный угол относительно продольной оси трактора, и гидрораспределителем, сообщеным посредством маслопровода с силовым гидроцилиндром, при этом каждая из указанных труб полуосей образована штоком соответствующего вспомогательного гидроцилиндров, а каждая из указанных конечных передач включает в себя блок конических шестерен, обеспечивающих передачу крутящего момента задним колесам как при из фиксированном положении, так и в процессе осуществления поворота колес с одновременной стабилизацией задних колес в плоскостях, параллельных направлению движения трактора при осуществлении процесса регулирования колеи задних колес.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств
Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, имеющих зависимую подвеску ведущих колес

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к способам и устройствам повышения проходимости транспортных средств и более точно конструкциям ведущих мостов автомобилей повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано как транспортное средство для широкого использования начинающими автолюбителями, пожилыми людьми и инвалидами вследствие простоты управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано как транспортное средство для широкого использования начинающими автолюбителями, пожилыми людьми и инвалидами вследствие простоты управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании вездеходов и другой транспортной техники для различных отраслей народного хозяйства, способной работать в сложных дорожных условиях

Изобретение относится к движителям высокой проходимости, в частности, к колесам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к ведущим мостам низкопольных транспортных средств

Изобретение относится к области автомобильного машиностроения
Наверх