Способ склеивания внахлестку тонколистовых металлических деталей

 

СПОСОБ СКЛЕИВАНИЯ ВНАХЛЕСТКУ ТОНКОЛИСТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ , включающий нанесение на склеиваемые поверхности слоя клея, фик-, сацию склеиваемых поверхностей, отверждение клея при приложении нагрузки и снятие нагрузки, отличай щ и и с я тем, что, с целью повьшения прочности клеевого соединения, к фиксированным склеиваемым поверхнос- , тям прикладывают нагрузку по длине зоны склеивания в направлении, перпендикулярном склеиваемым поверхностям до величины смещения кромок склеиваемых деталей: Н величина смещения кромок склеиваемых деталей в наi правлении, перпендикулярном этим поверхностям/ dw - толщина клеевого слоя, dVi толщина одной склеиваемой |гаЕю деталиi С -.длина зоны склейки максимально допустимый угол сдвига клея.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) Б О1) 1

42 А зсю С 09 д 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ

Уз ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, "

С BY тям до величины смещения кромок склеиваемых деталей: правлении, перпендикулярном этим поверхностям, толщина клеевого слоя, толщина одной склеиваемой детали, длина зоны склейки, максимально допустимый угол сдвига клея. л оцл— (5y (21) 3511558/23-05 (22) 04.70.82 (46) 07.09.84. Бюл. 9 33 (72) И.В. Казаков, Е.В. Саленко и И.З. Чернин (53) 668.395(088.8) (56) 1. Кардашов Д.А. Синтетические клеи. М., "Химия", 1976, с.323-324.

2. Гиммельфарб А.Л. Основы конструирования в самолетостроении.

"Машиностроение", 7971, с. 21.

3. Клеи и технология склеивания.

Сб ° статей под ред. Д.А. Кардашова.

N. Оборонгиз, 1960, с. 74 (прототип).

4. Фрейдин А.С. Прочность и долговечность клеевых соединений. М., "Химия", 1981, с. 111. (54)(57) СПОСОБ СКЛЕИВАНИЯ ВНАХЛЕСТКУ ТОНКОЛИСТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ, включающий нанесение на склеиваемые поверхности слоя клея, фиксацию склеиваемых поверхностей, отверждение клея при приложении нагрузки и снятие нагрузки, о т л и ч а шийся тем, что, с целью повьппения прочности клеевого соединения, к фиксированным склеиваемым поверхностям прикладывают нагрузку по длине зоны склеивания в направлении, перпендикулярном склеиваемым поверхносгде Н вЂ” величина смещения кромок склеиваемых деталей в на1 11

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании неразъемных соединений тонких листов толщиной,цо 1 мм включительно.

Известен ряд способов склеивания тонких листовых деталей, в которых для повышения прочности клеевого соединения применяются различные конструктивные или технологические мероприятия и усовершенствования.

Известны способы соединения листо12Pi I2 2 ложении нагрузки и снятии нагрузки, к фиксированным склеиваемым поверхностям прикладывают нагрузку по длине зоны склеивания в направлении, перпендикулярном склеиваемым поверх5 ностям до величины смещения кромок склеиваемых деталей.

Н (7 1 3l, Ф(d + d

8, дк| м

IO где Н вЂ” величина смещения кромок склеиваемых деталей в вых материалов, где для повьш|ения прочности соединения в зоне склейки создают равномерное давЛение на соединяемые детали 111.

Сдлп|<о это пе позволяет сущестпенно повысить прочность соединения из-за еравномерного распределения напряжении н клеeâîì слое.

Известен также способ склейки

"1|G-óo „ где повышение прочности соедине||ля достигается за счет боЛСЕ РаЦ|тоиат|Ь11О G РаСПРЕДЕЛЕНИЯ напряже||ий z: клеевом шве (2).

Од||а|(о изменение толщины (сведет|1|с llа ; с, листотз тО1ш|иной дО 1 мм

Н ае «1 (»31Ы(О РРУДО Е| |к О r т1 ТО ТаКОй С Ло :об уттр<| чнения клеевых соединений тон| ;. :х лттстон от-адает.

Я )

1апболее близким по технической сущности и достигаемому результату

I; предлагаемому является способ склеивания гнахлестку тонколистовых ме, а;|лических деталеи ПО KOòорому лредвари-РcrJI IIo oTl ибают HH некоторыи угoJ! кромки склеиваемых поверхностей. наносят клей, соединяют и фиксиру|ат тк>д нагрузкой склеиваемые пот|ерхности. Под действием давления нагрузки ча..ть клея выдавливается и

40 образус т вдо-il кромок утолщение клеевого слоя. За счет этого происхоiTит у,| ньше|и|е концентрации напряже«нй у :.роыок склеинаемых поверхПостт«й Г 3 !,..

Пля известного способа характерно нецостBTo÷ío равномерное распределение напряжений и, как следствие,, повыше!III прочности соединения толь1-0 Ч., ) с17 50

Целыс изобретения является повышение прочности клеевого соединения.

Цель достигается тем, что при скле«ивании TI>*ахлестку тонколистовых металли еских деталей путем нанесения на склеиваемые поверхности слоя клея. фиксации склеиваемых поверхпостой, отверждении клея ., при принаправлении, перпендикулярном этим поверхностям, 6 — толщина клеевого слоя, толщина одной склеиваемой детали, длина зоны склейки, с» максимально цОпустимый

0V! угол сдвига клея, Максимально допустимый угол сдви а клея Определяют по формуле

i кл 3,,()-е. где к„ вЂ” максимально допустимый

;у ГОл сдвига к» 1ся q npu котором не происходит разрушения клеевого слоя, Мп,, — предельный крутящий момент, 8к, — толщина клеевого слоя, Ск|| — модуль сдвига клея, момент инерции сечения на кручение.

Методика определения " заключается в испытании на крученис склеенных соосно трубчатых образцов.

При этом достигается наиболее эдпородное наттряжент:ое состояние клеевого слоя (4).

В расчетную формулу предлагаемого способа склеивания входит деформационная характеристика клея Ф,,;, \ так как допустимые напряжения для подложки превышают допустимые напряжения для клея.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

На склеиваемые поверхности, преднарительно подготовленные по известной технологии, наносят слой клея. Затем,цетали соединяют и фиксируют поц нагрузкой в приспособлении, спрофилированном таким образом, чтобы обеспечить смещение кромок склеиваемых поверхностей в направлении, перпендикулярном к данныи поверхностям, в соответствии с соотношением

1112042

Н вЂ” — - к"-Мкл-4сл)

Е d ê»

- 3 ф до полного отверждения клея. Эту операцию можно осуществить с помощью спрофилированной струбцины или другого приспособления, где рабочая поверхность образует ступеньку высотой Н, где Н 1= H+2(d „ + 8 л) .

Смещение кромок Н склеиваемых поверхностей в направлении, перпендикулярном к данным поверхностям, является функцией смещения этих же кромок Д ь в продольном направлении.

Максимально возможная величина смещения кромок в продольном направлении определяется исходя из следующих характеристик клея: максимально допустимого угла сдвига клея — л

20 (определяющего продольное смещение кромок при возврате склеиваемых поверхностей в исходное состояние—

-а2=0,5 E ) и толщины клеевого слоя—

К,„ .

Угол р определяется эксперимен0кл тально для каждой марки клея при испытаниях на кручение тонкостенных цилиндров.

Величины ьЕ, СР и 0»л свЯзаны следующим соотношением:

Д(=Ал Я/».n . д»„, („ деформация поверхности листов по длине склейки меняется линейно, поФ этому можно записать (расчетная схема-изгиб консольной балки силой, приложенной посередине):

0 Емок- В

Дб1- ) (2)

Ф . — р Ь

W Е-. ног где P — погонная сила, Š— модуль упругости, Ь = - —. погончый моь:ент инерции.

Рс 12

«Р L г, Учитывая что Миц..юоч 2 — »1 вилл

ASM

)("ô/„„и Д „= — „"-, где 9(q

ПОЕ С1 момент сопротивления изгибу, после несложных преобразовании:

Приравнивая формулы (1) и (2) получим е . » (3) а

Прогиб консольной балки под силой 2Киьс мсь 2.6a»-%n» E но »-А а е — ъе

Р ь с1,3з „,0г Д

24.E- п г g- РУ 30. а д,„ получим:

4 Ал 1м м

Из геометрических соотношений (фиг. 1 и 2) запишем выражения для величин Н и Н .

Н=м.(d . d )® н =м (d . 8 (6)

Подставив (4) в (5) получим окончательно: (7) н= -,," - t. „(„.д,, П р е р. Клей: ВК-9.

Максимально допустимый угол сдвига клея: „л = 0,06-0,1 рад (;.ри 20 С), Толщина клеевого слоя: <3 „,= 0,1 мм.

Материал: титановый сплав ВТ-6:E=

В кгс о

=1, 1 10 — —, (при 20 С) . см Толшина склеиваемых поверхнос» стей: д = 1, 0 мм.

Длина зоны склеивания (длина нахлеста): O = 20 ьж.

Режимы склеивания (время выдержки, температура) одинаковы для опытных и контрольных образцов при одной и той же партии клея и соответствуют общепринятым рекомендациям: отверждечие при комнатной температуре и выдержка под удельным давлением в течение 24 ч, последующая выдержка без давления в течение сут, затем испытания, отверждение при 80 С и выдержка о под удельным давлением в течение

3 ч, последующая выдержка без давления в течение 4 сут затем испы1 тания.

Склеивание опытных образцов по предлагаемой технологии проводилось в приспособлении, изображенном на ( фиг. 1 и 2), величина Н которого определялась по формуле (7) и равнялась 1,7 мм (при ф,„ =0,1 рад). кгс, Удельное давление равнялось 2,2 см

После завершения технологического склеивания в клеевом слое воэниВремя и температура

Разрушающее напряжение сдвига, кгс/см, клеевого соединения, склеенного по способу

Партия

Материал подложки отверждения клея

1 звестному Предлагаемому

24ч,, 15С

3 ч,. 80 C

212

120 ее ее

142

212 ее ее

1 1 8

210 ее ее

210

П р и м е ч а н и е. Приведены усредненные результаты для каждой партии из 5-ти образцов. кают остаточные напряжения, противоположные по знаку действующим при растяжении соединения. Суммарные напряжения в клеевом слое при растя-, жении листов распределяются более равномерно, что приводит к упрочнению клеевого соединения в среднем, более чем на 507., по сравнению с базовым объектом. Испытания проводились на стальных и титановых образцах с клеем ВК-9.

Предлагаемый способ склейки опробован на стальных и титановых образBT-6

ВТ-б

ВТ-6

ВТ-6

С-35

Испытывают несколько образцов из алюминиевых сплавов, склеенных клеями ВК-9 и ВК-27 (с добавкой каучука). Получены следующие результаты". с использованием клея ВК-9 образец, склеенный по известному способу разрушился при напряжении Р=110 гс/см по предлагаемому при напряжении фр = 215 кгс/см . С использованием

L Bx To HHoA go 1 MM включительно.

Клей ВК-9. Длина зоны склейки 4 изменялась от 20 до 40 мм.

5 Проведенные экспериментальные испытания образцов на растяжение и сравнение полученных результатов с данными известного способа показали повышение прочности клеевого соединения образцов, склеенных по предлагаемому способу, в среднем более, чем на 507.. Результаты испытаний приведены в таблице. клея ВК-27 образец, склеенный по известному способу, разрушился при с = 140 кгс/см, а по предлагаемому при leap = 220 кгс/см .

Предлагаемыи способ склейки достаточно прост и технологичен. Прочность клеевого соединения повышается приблизительно в 1,5 раза по сравнению с известными способами.

1112042

Составитель Г. Сошина

Редактор Н. Егорова Техред О,Неце Корректор 0. Тигор

Заказ 6416/18 Тираж 633 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ склеивания внахлестку тонколистовых металлических деталей Способ склеивания внахлестку тонколистовых металлических деталей Способ склеивания внахлестку тонколистовых металлических деталей Способ склеивания внахлестку тонколистовых металлических деталей Способ склеивания внахлестку тонколистовых металлических деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонту и строительству корпусно-емкостного оборудования и может быть использовано при покрытии резервуаров и трубопроводов посредством нанесения полимерных композиций
Изобретение относится к способам ремонта пластмассовых покрытий на металлических трубах

Изобретение относится к технологии склеивания полимерных материалов и изделий из них, преимущественно к технологии склеивания трудносклеиваемых полимеров, таких как полиолефины, фторoпласты, эластомеры (вулканизаторы бутилкаучука, этиленпропиленового каучука и так далее)
Изобретение относится к способам монтажа эластичных покрытий и может быть использовано в судостроении, машиностроении, строительстве и других отраслях

Изобретение относится к получению конструкций склеиванием

Изобретение относится к способу соединения деталей и узлов рельсового подвижного состава путем склеивания

Изобретение относится к способам, обеспечивающим адгезию между металлическими телами и каучуками
Наверх