Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от аномального режима

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АНОМАЛЬНОГО РЕЖИМА по авт.св (Л О5 № 762083, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения защиты многоскоростного трехфазного электродвигателя без увеличения количества комплектов защиты, вторичная обмотка датчика тока выполнена секционированной и ее общий вывод подключен к одному выводу выпрямителя непосредственно , а выводы секций подключены к другому выводу выпрямителя через вспомогательные замыкающие контакты контакторов включения отдельных скоростей электродвигателя . о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СО@ЕЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зов Н 02 Н 7/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 762083 (21) 3474938/24-07. (22) 23.07.82 (46) 07.10.84. Бюл. № 37 (72) В. И. Яговкин и Н. В. Клюквина (71) Калининградское высшее инженерное морское училище (53) 621.316.925 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 762083. кл.. Н 02 Н 7/08, 1978. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ.

АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ОТ АНОМАЛЬНОГО РЕЖИМА vo авт.св.

„,SU. 111776! A № 762083, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения защиты многоскоростного трехфазного электродвигателя без увеличения количества комплектов защиты, вторичная обмотка датчика тока выполнена секционированной и ее общий вывод подключен к одному выводу выпрямителя непосредственно, а выводы секций подключены к другому выводу выпрямителя через вспомогательные замыкающие контакты контакторов включения отдельных скоростей электродвигателя.

1117761

Изобретения относится к технике релейной защиты и предназначено для защиты многоскоростных трехфазных асинхронных электродвигателей от перегрузок и работы на двух фазах.

По основному авт. св. №762083 известно устройство для защиты асинхронного электродвигателя от аномального режима, содержащее датчик тока, включенный в фаз ный провод электродвигателя, соединенный через выпрямитель с электронным ключом, и исполнительное реле с контактом в цепи питания катуш ки магнитного пускателя, исполнительное реле выполнено на герконе с замыкающим контактом и снабжено пусковой обмоткой, включенной через диод, сопротивление и пусковую цепочку между фазами питанйя электродвигателя и рабочей обмоткой, включенной в коллекторную нагрузку электронного ключа, при этом датчик тока выполнен из ферромагнетика 11).

При использовании известного устройства для защиты многоскоростного трехфазного электродвигателя необходимо для каждой из скоростей использовать отдельный комплект защиты, что значительно усложняет схему и уменьшает надежность.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения защиты многоскоростного трехфазного электродвигателя без увеличения количества комплектов защиты.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты асинхронного электродвигателя от аномального режима вторичная обмотка датчика тока выполнена секционированной и ее общий вывод подключен к одному выводу выпрямителя непосредственно, а выводы секций подключены к другому выводу выпрямителя через вспомогательные замыкающие контакты контакторов включения отдельных скоростей-электродвигателя, На чертеже представлено устройство для защиты трехфазного трехскоростного электродвигателя.

Устройство содержит электродвигатель

1, контактор малой скорости, имеющий катушку 2 электромагнита, главные контакты

3 и вспомогательные замыкающие 4, 5 и размыкающие 6, 7 контакты, контактор средней скорости, имеющий катушку 8 электромагнита, главные контакты 9 и вспомогательные замыкающие 10, 11 и размыкающие 12, 13 контакты, контактор большой скорости, имеющий катушку 14 электромагнита, главные контакты 15 и вспомогательные замыкающие 16, 17 и размыкающие

18, 19 контакты.

Главные контакты 3, 9 и 15 подают питание на одну из обмоток электродвигателя малой, средней или большой скорости. Одновременное включение двух скоростей не5

55 возможно, что обеспечивается введением в цепь питания катушек 2, 8 и 14 контакторов размыкающих вспомогательных контактов 12 и 18 для малой скорости, 6 и 19— для средней скорости и 7 и 13 — для большой скорости. Вспомогательные замыкающие контакты 4, 10 и 16 обеспечивают подключение датчика 20 тока к блоку 21 защиты. Первичная обмотка датчика 20 тока включена в одну из фаз питания электродвигателя, а вторичная выполнена секционирова иной, чтобы с помощью замыкающих 4, 10 и 16 контактов на каждой из скоростей соединить с блоком защиты такое количество витков, которые бы обеспечивало постоянную величину напряжения питания блока защиты. Для конкретного случая, если двигатель имеет минимальный ток при малой скорости, контактом 4 вся обмотка датчика тока подключается к блоку защиты. На средней и большой скорости ток двигателя увеличивается,и соответственно уменьшается количество витков обмотки датчика тока, подключаемое к блоку 21 защиты через контакты 10 и 16, что сохраняет неизменным величину напряжения питания блока защиты, так как уменьшается количество витков вторичной обмотки пропорционально возрастанию тока.

Блок 21 защиты содержит выпрямитель

22, от которого получает питание электронный ключ, состоящий из транзисторов 23 и 24. В цепь коллектора транзистора 24 через резистор 25 включена рабочая обмотка

26 геркона 27. Нагрузкой транзистора 23 является резистор 28, а изменение тока базы транзистора производится делителем напряжения из резисторов 29 и 30. Конденсатор 31 обеспечивает задержку срабатывания ключа. Геркон 27 кроме рабочей обмотки 26 имеет пусковую обмотку 32, которая получает питание от фаз ВС сети по цепи, образованной диодом 33, резистором 34, конденсатором 35 через замыкающие контакты кнопок 36 — 38 «Пуск» соответственно малой, средней и большой скорости и через размыкающий контакт кнопки 39 «Стоп», который служит для разряда конденсатора

35 на резистор 40.

Замыкающие вспомогательные контакты 5, 11 и 17 обеспечивают питание катушек контакторов после отпускания кнопок 36 — 38

«Пуск» малой, средней или большой скорости.

Устройство для защиты электродвигателя работает следующим образом.

При пуске электродвигателя, т.е. при нажатии одной из кнопок 36, 37 или 38, пусковая обмотка 32 геркона 27 получает питание по цепи: фаза В питания, размыкающий контакт кнопок 36, 37 или 38, конденсатор 35, резистор 34, диод 33, обмотка

32 геркона, фаза C. По этой цепи потечет ток заряда конденсатора. Величина и дли17761

ЗО

40

11 з тельность протекания тока будет зависеть от соотношения R и С этой цепи. При появлении тока в обмотке 32 замыкается контакт геркона 27, что обеспечивает подачу питания на одну из катушек контакторов.

Например, если нажата кнопка 36 «Пуск» малой скорости, то катушка 2 получит питание по цепи: фаза В, размыкающий контакт кнопки 39, замыкающий контакт кнопки 36, размыкающие контакты 12 и 18,. катушка 2 контактора, замкнутый контакт геркона 27, фаза С. Получив питание, катушка контактора малой скорости произведет переключение контакторов: замыкаются главные контакты 3 в цепи электродвигателя 1, у которого получает питание обмотка малой скорости и, следовательно, по первичной обмотке датчика 20 пойдет ток; замыкается вспомогательный контакт 4, который подключает вторичную обмотку датчика 20 тока к блоку 21 защиты; замыкается вспомогательный контакт 5, который -обеспечивает питание катушки 2 контактора 4 малой скорости, прсле отпускания кнопки

36 и размыкания ее контактов (кнопка с самовозвратом); размыкаются контакты

6 и 7 в цепи питания катушек 8 и 14 контакторов средней и большой скорости, что обеспечивает блокировку включения этих контактов при случайном нажатии кнопок 37 и 38.

По мере заряда конденсатора 35 ток в цепи пусковой обмотки 32 геркона 27 уменьшается и, следовательно, контакт геркона должен. бы разомкнуться. Но, поскольку блок 21 защиты получил питание от датчика 20 тока, транзистор 23 будет заперт, а транзистор 24 открыт и, следовательно, по рабочей обмотке 26 геркона 27 будет протекать ток, под действием которого контакт геркона останется замкнутым. С этого момента, если ток, потребляемый двигателем, не превышает номинального, блок защиты осуществляет Контроль за нагрузкой двигателя 1. В случае возникновения перегрузки двигателя 1 увеличивается ток в фазе С, что приводит к возрастанию напря4 жения, подаваемого на блок 21 защиты от вторичной обмотки датчика 20 тока. Увеличивается падение напряжения на резисторе 25, что приводит к изменению состояния транзисторов. Транзистор 23 открывается, а транзистор 24 закрывается. Рабочая обмотка 26 геркона 27 лишается питания, контакт геркона размыкается и разрывает цепь питания катушки .2 контактора, двигатель отключается от сети. Уставка, при которой происходит отключение электродвигателя, реализуется резистором 29.

Для изменения скорости двигателя необходимо отключить питание двигателя нажатием кнопки 39 «Стоп». При этом лишается питания катушка 2 контактора и размыканием контактов 3 отключается питание малой скорости. При нажатии кнопки 39

«Стоп» через замыкающий контакт кнопки

39 конденсатор 35 разряжается на резистор

40, чем подготавливается цепь пусковой об20 мотки геркона к новому пуску на любой из скоростей. Включение и отключение других скоростей происходит аналогично.

Таким образом, использование предлагаемого устройства для защиты обеспечивает отключение электродвигателя при перегрузках последнего, работающего на любой из скоростей, при обрыве любой из фаз питания сети, так как при обрыве фаз А или g возрастает ток в фазе С и защита отключает электродвигатель при обрыве фазы С блок защиты лишается питания и двигатель отключается; при неисправности блока защиты, так как использование замыкающего контакта геркона 27 обеспечивает свойство самоконтроля работоспособности блока защиты при неисправности в блоке защиты не замыкается контакт геркона).

Выдержка времени при отключении перегрузки зависит от величины перегрузки и емкости конденсатора 31. Отстройка от пусковых токов осуществляется за счет использования для датчика 20 тока быстронасыщающегося магнитопровода, а также конденсатора 31 в цепи базы транзистора 23.

Редактор А. Козориз

Заказ 7270/39

Составитель Т. Щеголькова

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 613 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от аномального режима Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от аномального режима Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от аномального режима 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх