Амортизатор

 

1. АМОРТИЗАТОР по авт. св. j4b 1024609, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем регулирования силовой характеристики , он снабжен подвижно установленным в стакане упором, один конец которого соединен с упругой прокладкой, а другой - с подпружиненной относительно стакана центральной шестерней, установленной подвижно на опорной плите и кинематически связанной с боковыми шестернями , подвижно установленными на полых втулках и расположенными между опорной плитой и пружинно-фрикционной системой. 2. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что боковая шестерня выполнена с радиально расположенными отверстиями.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК за F 16 F 708

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

4 1Б

27 22 27 2Б 27

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1024609 (21) 3558269/27-11 (22) 22.02.83 (46) 15.10.84. Бюл. № 38 (72) Е. П. Блохин, P. П. Иваницкий, Л. А. Манашкин, А. В. Юрченко, А. Ф. Гуртовой и Г. Д. 5Ковтобрюх (71) Днепропетровский ордена Трудового

Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта им. М. И. Калинина (53) 625.2.011.68 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1024609, кл. F 16 F1/08,,01.02.82 (прототип) .

„SU„„1118815 А (54) (57) 1. АМОРТИЗАТОР по авт. св. № 1024609, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных ьозможностей путем регулирования силовой характеристики, он снабжен подвижно установленным в стакане упором, один конец которого соединен с упругой прокладкой, а другой — с подпружиненной относительно стакана центральной шестерней, установленной подвижно на опорной плите и кинематически связанной с боковыми шестернями, подвижно установленными на полых втулках и расположенными между опорной плитой и пружинно-фрикционной системой.

2. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что боковая шестерня выполнена с радиально расположенными отверстиями.

111881;

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам, предназначенным для защиты транспортируемых грузов при ударных нагружения».

По основному авт. св. № 1024609 известен амортизатор преимуецественно для защиты гр»зов от ударов, содержащий корпус, в котором расположены основная и дополнительная пружинно-фрике(ионная системы, первая из которых включает в себя нажимную чашу, контактирующук) с фрикционными клиньями, опирающимися на пружину, стяжной болт, воспринимающук) нагрузку нажи мную плиту, взаимодействующую с основной пружинно-фрикционной системой, и устанавливаемой на несущей поверхности опорной плитой, а упомянутая дополнительная пружинно-фрикееионняя система состоит, Ifo меньшей мере, из двуx блоков, каждый из которы» включает в себя расположенную 33 направляющих, которые закреплены в корпусе, полую втулку, контактирующук) с охватыв IK)lllcfi ее фрикционной гильзой, снаружи которой установлены фрикционные cvxHpif, расеюложенные м(жду соосНо с ними установленными поди ру жин(.и ным и КО 1 ьi(3»l H. Ii Вза и мод(йсте3» K) Ill и(с основной пружинно-фрикционной системой посредством выступов, выполненных Ha Hof3LpxHocTHx сухарей и корпуса и посаженный на указанную полую (3т»))ку стака и, подпружиненный относительно опорной плиты, а внутри указанной втулки смонтирован стяжнoй болт, который 3 Iкреплен (3 нажиыной и опорной плитах (1).

Недостатком известноп) амортизатора является отсутствие возыожности регу;еиpOBB f3HH C Ii. lOf3OH ха рактЕ p HCTIIKH f3 мости от ыассы аморти:3ируеыого груза.

Цель изобретеееия расширение функциональных возможностей путем регули рования силовой характ(ристики.

Указанная цель достигается тем, что амортизатор, содержащий корпус, в котором расположены осееовная и дополнительная пружинно-фрике IIHIIH Isl системы, первая из которых включает (3 себя нажимную чашу, контактирукнцуео с фрикционными клиньями, опирающимися на пружину, стяжной болт, воспринимаюп(ую нагрузку пажи мную плиту, взаимо (ействующую с основной пружинно-фрикционной системой, и устанавливаемой на несущей поверхности опорной плитой, а упоыянутая дополнительная пружинно-фрикционная система состоит, по меньшей мере, из двух блоков, каждый из KoTopblx включа T в себя распо loженную в направляющих, которые закреплены в корпусе, полую втулку, контактирующую с охватывающей ее фрикционной гильзой, снаружи которой установлены фрикционные сухари. расположенные между соосНо с ними установленными подпружинеfl5

1S

50 еее>еми кольцами, и взаимодействующие с основной пружинно-фрикционной системой посредством вьестугеов, выполненных нг поверхностях сухарей и корпуса и посаженный на указанную полую втулку стакан, подпружиненный относительно опорной плиты, а внутри указанной втулки смонтирован стяжной болт, который закреплен в нажимной и опорной плитах, снабжен подвижно установленным в стакане упором, один конец которого сое,(инен с упругой прокладкой, а другой с подпружиненной относительно стакана центральной шестерней, установленной подвижно на опорной плите и кинематически связанной с боковыми шестернями, подвижно установленными на полых втулках и расположенными между опорной плитой и прукинно-фрикционной системой, при этом боковая шестерня выполнена с радиально расположенными отверстиями.

На чертеже изображен предлагаемый амортизатор, общий вид.

Амортизатор содержит корпус 1, ограниченный нажимной 2 и опорной 3 плитами. Последшою закрепляют на платформе транспортного средства, а нажимная плита

2 h<)HTHKTIlp»CT с контейнернои рамой (непосредственно или через устройство, включ як) щ(е тяговый хомут и т. ее.) .

В корпусе 1 размещена основная пружинно-фрикционная система, выполненная в виде нажимной чаши 4 с фрикционными клиньями 5, осевой пружины 6 и стяжного болта 7. Причем стяжной болт 7 выполнен в виде штока с ограничителем 8. Кроме того, в корпусе 1 расположена дополнительная пружинно-фрикционная система, взаимодействующая с основной и состоящая из двух блоков. Последние установлены параллельно основной системе. Каждый из блоков содержит расположенную в центрах 9 полук) втулку 10 с фрикционной гильзой 11, охватывающей ее, фрикционные сухари 12, установленные между подпружиненными кольцами 13, стакана 14, посаженного на втулку 10 с зазором и подпружиненного относительно опорной плиты 3 с помощью пружин 15. Дополнительная система содержит стяжной болт 16, пропущенный сквозь втулку 10 и закрепленный в нажимной плите 2.

Взаимодействие сухарей 12 с основной системой осуществляется посредством выступов, выполненных на поверхностях сухарей 12 и корпуса 1, а также на поверхности подпружиненных колец 13, выполненных коническимии.

Корпус 1 имеет кронштейны 17, взаимодействующие с упорными планками 18 платформы транспортного средства с помоецью винтовой стяжки 19. Между ограничителем

8 стяжного болта 7 и стаканом 14 установлена упругая прокладка 20. Между подпружиненными кольцами 13 и нажимной плитой

1118815

Составитель В. (1рохорснков

Редактор М. Келечеш Техред И. Верес Ко ррс к тор, l. 3 е м ч и л

Заказ 7404/26 Тираж 912 11одииснос

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

2 установлена пружина 21. Упругая прокладка 20 закреплена на упоре 22, установленном подвижно в стакане 14, а другой конец через шлицевое соединение связан с шестерней 24. Упор 22 центрирован по внутреннему диаметру оси 25 и поджат к ней пружиной 23.

Наружная цилиндрическая поверхность оси 25 является посадочной для центральной шестерни 24. Ось 25 приварена к опорной плите 3. Шестерня 24 находится в зацеплении с боковой шестерней 26, которые, в свою очередь, имеют резьбовое соединение с полой втулкой 10. В ступице боковой шестерни 26 имеются отверстия, в которые вставляется рычаг для вращения колеса.

Особенность зубчатого зацепления заключается в том, что ширина зубьев шестерни в несколько раз превышает ширину зубьев зубчатого колеса. Шайба 28 опирается на торец боковой шестерни 26 и имеет паз под шпонку 27, вдоль которой она может перемещаться в осевом направлении без вращения. Шпонка 27 помещена в паз полой втулки 10, с которой связаны резьбовым соединением центры 9. В свою очередь, стяжной болт 16 имеет в центрах 9 ходовую посадку. Кожух 29 выполняет функцию ограждения зубчатого зацепления.

Амортизатор работает следующим образом.

Сжимающее усилие воспринимается нажимной 2 и опорной 3 плитами. Затем через нажимную чашу 4 оно передается фрикционным клиньям 5, при перемещении которых относительно корпуса 1 сжимается осевая пружина 6 и происходит рассеяние энергии в основной системе. Одновременно перемещается в осевом направлении стяжной болт

7 до тех пор, пока ограничитель 8 не сожмет упругую прокладку 20. С того момента, как усилие, действующее на амортизатор, превысит сопротивление дополнительной системы, она также вступит в действие. От корпуса 1 давление передается фрикционным сухарям 12, которые скользят по фрикционной гильзе 11, преодолевая силы трения между сухарями 12 с одной стороны и корпусом

1, кольцами 13 и фрикционной гильзой 11 с другой стороны. При этом сухари 12 смещаются как в осевом, так и в радиальном направлении по отношению к гильзе 11 благодаря некоторой ее конусности выполненной таким образом, что большее основание конуса обращено в сторону комплекта пружин 15. Корпус 1 своими кронштейнами 17 перемещается по направляющим стяжки 19

50 в ту или иную сторону в зависимости от направления воздействия. Одновременно ограничитель 8 стяжного болта 7 приходит в контакт с упругой прокладкой 20, через которую усилие от основной системы передается подвижному упору 22, а от него— к стакану 14. Благодаря этому блокируется комплект пружин 15 и усилие сопротивления дополнительной системы при последующем сжатии этих пружин не превышает заданного начального значения, установленного при настройке амортизатора. Упругая прокладка 20 перемещается в осевом направлении вместе со стаканом 14, за счет чего сжимается пружина 23, причем хвостовик подвижного упора 22 скользит своими шлицевыми зубьями вдоль шлицевых пазов шестерни 24. которая в этот момент неподвижна, а также скользит наружной поверхностью шлицов в центрирующей цилиндрической расточке оси 25. При снятии нагрузки на амортизатор восстановление первоначального положения его деталей происходит в обратном порядке, после чего он снова готов к действию.

Настройка амортизатора на заданную силовую характеристику производится следующим образом.

С помощью рычага вращают одно из зубчатых колес 26, которое перемещается благодаря резьбе вдоль оси полой втулки 10 и своим торцом взаимодействует на шайбу 28.

Последняя, в свою очередь, перемещается в том же направлении и сжимает комплект пружин 15, за счет чего изменяется давление фрикционных сухарей 12 на фрикционную гильзу 11, что и приводит к изменению усилия настройки дополнительной системы.

Одновременно боковая шестерня 26 передает вращение центральной шестерне 24, а та, в свою очередь, через шлицевое соединение — подвижному упору 22. При этом зубья шестерни 26 скользят в осевом направлении вдоль зубьев шестерни 24, длина которых незначительно превышает максимальную величину сжатия комплекта пружин 15. Подвижный упор 22, вращаясь в резьбовом отверстии стакана 14, перемещается в осевом направлении. При этом изменяется зазор между упругой прокладкой 20 и ограничителем 8, от которого зависит усилие срабатывания основной системы.

Использование предложенного амортизатора позволяет расширить функциональные возможности амортизатора путем регулирования силовой его характеристики.

Амортизатор Амортизатор Амортизатор 

 

Похожие патенты:

Демпфер // 1019133

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов автосцепного устройства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты объекта от действия вибрации и ударов

Изобретение относится к материалам, предназначенным для снижения шума, и может быть использовано для снижения шума, излучаемого вибрирующими тонколистовыми металлическими структурами типа панелей кузова легкового автомобиля, панелей кабин других наземных транспортных средств, корпусов установок бытовой техники (холодильников, стиральных машин, пылесосов и т.п.)

Изобретение относится к листовым пружинам со средствами для изменения характеристики пружины

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепки

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным демпферам

Изобретение относится к технике защиты людей и оборудования от вредного воздействия вибрации и ударов
Наверх