Фрикционный амортизатор

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов автосцепного устройства. Поглощающий аппарат состоит из корпуса, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья. Фрикционные клинья расположены в контакте с опорной плитой, опирающейся на упругий полимерный массив, состоящий из нескольких последовательно расположенных самоустанавливающихся упругих блоков. Упругие блоки разделены между собой центрирующими чашеобразными металлическими пластинами, скользящими по выполненным в корпусе продольным центрирующим ребрам. Изобретение повышает эффективность работы амортизатора. 1 ил.

Изобретение относится преимущественно к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов железнодорожных транспортных средств.

Известен фрикционный амортизатор [1], содержащий полый корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, контактирующие с поджатой пружинами опорой, подвижные и неподвижные фрикционные пластины, снабженные износоустойчивыми металлокерамическими элементами, и пружинный комплект.

Недостатком этого аппарата является пониженная надежность и долговечность, обусловленная скалыванием и обмятием кромок металлокерамических элементов.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является фрикционный амортизатор [2], содержащий корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, расположенные в контакте с поджатой пружинами опорой, пружинный комплект, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с разгружающими выступами, между которыми закреплены износоустойчивые металлокерамические элементы.

Недостатком этого амортизатора является пониженная эффективность, обусловленная нестабильностью силовой характеристики амортизатора, проявляющейся в форме скачкообразного характера изменения силы при ударном сжатии и связанной с фрикционными автоколебаниями при скольжении, этому способствуют и большие углы наклона поверхностей нажимного клина (см. чертеж), которые необходимо задавать при использовании малоэнергоемкого пружинного комплекса.

Целью изобретения является повышение эффективности работы амортизатора за счет повышения стабильности его силовых характеристик путем устранения фрикционных автоколебаний и, соответственно, скачкообразного характера изменения силы при ударном сжатии.

Указанная цель достигается во фрикционном амортизаторе, содержащем корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, расположенные в контакте с опорной плитой, опирающейся на упругий массив, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с износоустойчивыми металлокерамическими элементами. Новым в заявляемом изобретении является выполнение упругого массива в виде нескольких последовательно расположенных упругих блоков, разделенных между собой центрирующими чашеобразными металлическими пластинами, что способствует самоустановке блоков. Каждый из упругих блоков состоит стоит из одного или нескольких осесимметричных эластомерно-металлических элементов с криволинейной боковой поверхностью. Боковая поверхность элементов несимметрична относительно срединной плоскости элемента, что позволяет значительно повысить относительные деформации упругого элемента (до 0,5 - 0,6) и обеспечить благодаря этому необходимое начальное сжатие упругого массива и значительный рабочий ход амортизатора.

В качестве эластомера возможно использовать резину, полиуретан или другие полимеры. Для обеспечения продольной устойчивости упругого массива корпус амортизатора снабжен продольными центрирующими ребрами. Применение во фрикционном амортизаторе упругого массива, состоящего из эластомерных упругих блоков, повышает стабильность и эффективность его работы, во-первых, за счет деформирования эластомером фрикционных автоколебаний, и во-вторых, за счет повышения в 2 - 3 раза величины подпорного усилия, что позволяет снизить угол расклинивания . На чертеже изображен общий вид фрикционного амортизатора.

Фрикционный амортизатор содержит полый корпус 1, в котором расположен нажимной клин 2, фрикционные клинья 3, контактирующие с опорной плитой 4, подвижные фрикционные пластины 5, неподвижные фрикционные пластины 6 с износоустойчивыми металлокерамическими элементами 7. Плита 4 опирается на комплект упругих блоков 8, разделенных между собой центрирующими чашеобразными пластинами 9, скользящими по выполненным в корпусе продольным центрирующим ребрам 10.

Фрикционный амортизатор работает следующим образом. Под действием сжимающей нагрузки и подпорного усилия со стороны упругого комплекта 8 фрикционные клинья 3 создают давление на основных поверхностях трения (поверхностях контакта подвижных 5 и неподвижных 6 фрикционных пластин и корпуса 1) и происходит процесс ударного сжатия амортизатора.

Список литературы 1. А.с. СССР N 198382, B 61 G 9/04, 1966.

2. А.с. СССР, N 906762, B 61 G 9/04, 1980.

Формула изобретения

Фрикционный амортизатор для автосцепного устройства железнодорожных транспортных средств, содержащий корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, расположенные в контакте с поджатой упругим массивом опорой, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с износоустойчивыми элементами, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, упругий массив выполнен в виде комплекта самоустанавливающихся упругих блоков, состоящих из нескольких осесимметричных эластомерно-металлических элементов с криволинейной боковой поверхностью, несимметричной относительно их срединной плоскости, разделенных центрирующими чашеобразными металлическими пластинами, скользящими по выполненным в корпусе продольным центрирующим ребрам.

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.11.2004        БИ: 33/2004

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): ООО "Научно-производственное предприятие "ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): ООО "Промышленная компания "Бежицкий сталелитейный завод"

Договор № 21372 зарегистрирован 02.11.2005

Извещение опубликовано: 20.01.2006        БИ: 02/2006

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.05.2007

Извещение опубликовано: 27.05.2007        БИ: 15/2007

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Брянский машиностроительный завод"

Договор № РД0024447 зарегистрирован 23.07.2007

Извещение опубликовано: 10.09.2007        БИ: 25/2007

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Центролит"

Договор № РД0028352 зарегистрирован 01.11.2007

Извещение опубликовано: 20.12.2007        БИ: 35/2007

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Промышленная компания "Бежицкий сталелитейный завод"

Характер внесенных изменений (дополнений):Срок действия продлен до 02.11.2012. Измененя, не относящиеся к сведениям, приведенным в патенте.

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 02.11.2005 № 21372

Извещение опубликовано: 20.07.2008        БИ: 20/2008

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Брянский завод поглощающих аппаратов"

Договор № РД0041478 зарегистрирован 30.09.2008

Извещение опубликовано: 10.11.2008        БИ: 31/2008

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Центролит"

Характер внесенных изменений (дополнений):Изменены условия выплаты вознаграждения

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 01.11.2007 № РД0028352

Извещение опубликовано: 20.09.2009        БИ: 26/2009

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "ВКМ-СТАЛЬ"

Характер внесенных изменений (дополнений):Изменен адрес сублицензиара: 241035, г.Брянск, ул.Институтская, 15. Изменен порядок оплаты вознаграждения. Изменения не относящиеся к сведениям приведенным в патенте

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 14.10.2008 № РД0042034

Извещение опубликовано: 10.05.2010        БИ: 13/2010

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ДИПРОМ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Алтайвагон"

Договор № РД0069055 зарегистрирован 27.08.2010

Извещение опубликовано: 20.10.2010        БИ: 29/2010

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
30.09.2008 № РД0041478

Вид договора: сублицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ДИПРОМ" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования:
Общество с ограниченной ответственностью "Брянский завод поглощающих аппаратов" (RU)

Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор:
15.06.2011 РД0082595

Изменения:
Изменен адрес сублицензиара. Изменены условия договора, не отраженные в Государственном реестре.

Дата публикации: 27.07.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для защиты объектов от воздействия вибрации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности для амортизации ударных воздействий на транспорте, имитации ударных нагрузок, в разного рода механизмах и т.д

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а конкретно к устройствам для гашения упругих колебаний обрессоренных масс железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к корабельной акустике и может быть использовано на подводных лодках и надводных кораблях

Изобретение относится к корабельной акустике и может быть использовано на подводных лодках и надводных кораблях

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается амортизационных автосцепных устройств грузовых и специализированных вагонов

Изобретение относится к поглощающим аппаратам и может быть применено в железнодорожных транспортных средствах. Поглощающий аппарат железнодорожного транспортного средства содержит корпус, имеющий боковую стенку, и дно. В дне корпуса выполнена сферическая выемка, в которую установлен обращенный ко дну концевой упругий элемент. Стенка выемки образует выполненный заподлицо с донной поверхностью корпуса ограничительный упор. Достигается повышение жесткости и энергоемкости аппарата, а также повышение устойчивости комплекта упругих элементов в процессе сжатия. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты объекта от действия вибрации и ударов

Изобретение относится к материалам, предназначенным для снижения шума, и может быть использовано для снижения шума, излучаемого вибрирующими тонколистовыми металлическими структурами типа панелей кузова легкового автомобиля, панелей кабин других наземных транспортных средств, корпусов установок бытовой техники (холодильников, стиральных машин, пылесосов и т.п.)

Изобретение относится к листовым пружинам со средствами для изменения характеристики пружины

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепки

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным демпферам

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов автосцепного устройства

Наверх